БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Н. А. Седова КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ Методические указания к практическим занятиям
Омск 2003 Культурно-просветительный туризм: Методические указания к практическим занятиям / Н. А. Седова. Омский государственный институт сервиса, 2003. 30 с.
Методические указания разработаны с целью оказания помощи студентам при освоении курса «Культурно-просветительный туризм» и составлены в соответствии с рабочей программой по данной дисциплине для студентов дневного и заочного отделения. В них содержатся тексты заданий, включающих вопросы по теории и практические упражнения. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальностям 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм», 230600 – «Домоведение».
Библиогр.: 24 назв. Рецензент канд. пед. наук, доцент кафедры СКС и Т Е. В. Кулагина Ответственный за выпуск канд. пед. наук, зав. каф. СКС и Т Н. А. Гулиев
Рекомендовано заседанием кафедры Протокол № 7 от 29 января 2003 г. Утверждено научно-методическим советом специальности 230500. Протокол № 5 от 7 февраля 2003 г. © Омский государственный институт сервиса, 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………4 Занятие 1.Культурно-просветительный туризм и формы его организации. Экскурсия как основная форма организации культурно-просветительного туризма и как один из видов социально-культурной деятельности.....................................................5 Занятие 2. Культура подготовки экскурсии…………………………...7 Занятие 3. Культура подготовки экскурсии…………………………...8 Занятие 4. Экскурсионный анализ памятников архитектуры……......9 Занятие 5. Экскурсионный анализ произведений живописи и скульптуры. Искусствоведческие экскурсии…………………………11 Занятие 6. Методика подготовки и проведения обзорной и тематической экскурсии…....................................................................12 Занятие 7. Методика подготовки и проведения пешеходной и автобусной экскурсии…………………………………………………13 Занятие 8. Экскурсионный показ и рассказ на примере памятников природы. Природоведческие экскурсии……………….14 Занятие 9. Методика подготовки и проведения производственной экскурсии…………………………………………15 Занятие 10. Особенности проведения музейной экскурсии………..16 Занятие 11. Профессиональные качества экскурсовода……………17 Занятие 12. Типологические группы экскурсионной аудитории…..22 Занятие 13. Специфика экскурсионной работы с детьми и подростками…………………………………………………………...23 Занятие 14. Выставка как форма культурно-просветительного туризма и как вид социально-культурной деятельности…………..24 Занятие 15. Методика организации выставочной экспозиции…….25 Занятие 16, 17, 18. Защита экскурсионных проектов……………....26 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………….27 ВВЕДЕНИЕ Курс «Культурно-просветительный туризм» является базовым в системе подготовки специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма. Цель преподавания дисциплины - сформировать у будущих менеджеров по туризму и управляющих делами предприятия, офиса и дома представление о культурно-просветительном виде туризма и об экскурсиях и выставках как основных формах его организации. К задачам преподавания дисциплины относятся следующие: познакомить с основными теоретическими понятиями данного курса; познакомить с методиками подготовки и проведения экскурсий и выставок как основных форм организации культурно-просветительного туризма; освоить коммуникативную культуру подачи информации во время проведения экскурсий и выставок; сформировать профессиональные навыки по подготовке и проведению экскурсий и выставок; сориентировать среди основных направлений экскурсионно-выставочной работы в Омске и Омской области. В соответствии с поставленными целью и задачами в учебном пособии последовательно освещаются основы экскурсионно-выставочной теории, методики и практики. Экскурсионно-выставочная теория определяет сущность и виды экскурсий и выставок, формулирует их признаки и функции. Экскурсионно-выставочная методика освещает порядок подготовки экскурсии и выставки, рекомендует методические приемы их проведения. Овладение экскурсионно-выставочной теорией и методикой в совокупности способствует эффективной организации данных форм культурно-просветительного туризма на практике. Студентами, обучающимися по специальности 230500 – «Социально-культурный сервис и туризм», данный курс изучается в шестом учебном семестре и рассчитан на 72 часа (36 ч. – лекции, 36 ч. – практические занятия). Студентами, обучающимися по специальности 230600 – «Домоведение», предлагаемый курс изучается во втором учебном семестре и рассчитан на 54 часа (18 ч. – лекции, 36 ч. – практические занятия). На всех специальностях курс заканчивается зачетом. Количество и последовательность тем предопределены рабочей программой по дисциплине «Культурно-просветительный туризм» и учебным планом дневного отделения. Большую помощь студенту в его самостоятельной работе по данной дисциплине окажет список указанной литературы.
Занятие 1 Культурно-просветительный туризм и формы его организации. Экскурсия как основная форма организации культурно-просветительного туризма и как один из видов социально-культурной деятельности
1. Повторите материал, полученный в ходе изучения курсов «Рекреационная география», «Краеведение», «Виды туризма», подготовьте ответы на вопросы и выполните задания. 1.1. Какой вид туризма называют культурно-просветительным? 1.2. Какова цель культурно-просветительного туризма? 1.3.Что является ресурсами культурно-просветительного туризма? 1.4.Проведите анализ распространения ресурсов культурно-просветительного туризма в мире, в России, в Сибири, в городе Омске. 1.5.Какие мероприятия включает в себя культурно-просветительный туризм? Каковы основные формы его организации?
2.Экскурсия как основная форма организации культурно-просветительного туризма и как один из видов социально-культурной деятельности. 2.1. Проанализируйте следующие определения экскурсий. Из каких параметров складывается представление об экскурсии, каковы признаки экскурсии в них? Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и пр. (В. И. Даль, 1882 г.); Экскурсия есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию (М. П. Анциферов, 1923 г.); Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения (В. А. Герд, 1923 г.); Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью (Малая советская энциклопедия, 1931 г.); Экскурсия – один их видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения (Большая советская энциклопедия, 1933 г.); Экскурсия – коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью (Д. Н. Ушаков, 1940 г.); Экскурсия – особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка) (А. Ф. Родин, Ю. Е. Соколовский, 1974 г.); Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленных предприятий, помещениях лабораторий, научно-исследовательских институтов, залах музеев, выставок, мастерских живописцев, скульпторов, графиков и др. (Б. В. Емельянов, 1985 г.); Экскурсия – коллективное посещение под руководством экскурсовода достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительными целями (Туристский терминологический словарь, 1999 г.). Согласны ли Вы с данными определениями? Какое определение экскурсии дали бы Вы? 2.2. Сформулируйте и назовите признаки экскурсии (время и место проведения экскурсии, участники экскурсионного процесса, их действия и т. д.), без которых она не дифференцируется как самостоятельный вид социально-культурной деятельности. На уровне каких признаков экскурсия отличается от других видов социально-культурной деятельности (лекция, тематический вечер, устный журнал, культурно-массовые развлечения, читательская конференция и т. д.) и имеет сходство с ними? 2.3. Какие функции, на Ваш взгляд, выполняет экскурсия? Изложите материал в виде таблицы.
[1, с. 34-38; 3, с. 63-71, 88-99; 5, с. 15-32; 19, с. 5-6, 15-25; 20, с. 14-21]
Занятие 2 Культура подготовки экскурсии
1.1. Представьте, что Вы начинающий экскурсовод и Вам предстоит разработать новую экскурсию. Каковы Ваши первые шаги и действия? Постарайтесь самостоятельно (без помощи специальной литературы) выстроить последовательный план Ваших действий, аргументировав свою позицию. 1.2. Ваша экскурсия будет посвящена какой-то теме. Чем является тема для экскурсии? Является ли тема экскурсии монолитным образованием? 1.3. Как соотносятся тема и название экскурсии? Каким должно быть название (вспомните, какие требования предъявляются к формулировке темы при подготовке к публичному выступлению, повторив соответствующий материал в курсах «Русский язык и культура речи» и «Речевая коммуникация»)? 1.4. Придумайте названия для экскурсий - о правилах дорожного движения; - о деревянном зодчестве г. Омска; - о театрах г. Омска; - по вечернему Омску; - по историческому центру г. Омска – Любинскому проспекту; - в парк Победы; - в планетарий Дворца творчества; - в речной порт; - в одну из типографий; - в стеклодувный цех галантерейной фабрики; - в Подгородную лесную дачу; - на фабрику ковровых изделий.
2. В технологии обслуживания туристов большое значение имеет квалификация экскурсовода, а также гида или руководителя туристской группы, которые являются представителями агентств, турфирм, организующих обслуживание туристов и отвечающих за его качество. В работе экскурсовода, гида или руководителя группы туристов возможны непредвиденные ситуации и сложности, возникающие в процессе общения с туристами, работниками агентств или обслуживающих организаций. В разрешении непредвиденных и конфликтных ситуаций экскурсоводу, гиду или руководителю туристской группы помогают правила взаимоотношений, регламентированные законами, должностными инструкциями и общепринятыми нормами. Далее в заданиях для анализа предлагаются нестандартные ситуации, которые могут иметь место на туристских маршрутах. Предварительный анализ ситуаций поможет экскурсоводу, гиду или руководителю группы туристов избежать многих ошибок на практике.
2.1. После экскурсии по Красной площади группа вернулась в автобус. Экскурсовод не досчитался двух человек. Как должен поступить экскурсовод? 2.2. Экскурсионная группа отправляется в Дом-музей П. И. Чайковского в Клину. Посещение музея запланировано на 12 часов. По дороге у автобуса сломалось колесо, водитель его менял, поэтому к музею экскурсанты подъехали с опозданием – в 12 часов 30 минут. Как выйти из сложившейся ситуации? 2.3. После посещения музея турист обнаружил, что оставленный им в автобусе бумажник с деньгами пропал. Можно ли было избежать этой неприятности? Чем может помочь экскурсовод туристу?
[1, с. 41-51; 3, с. 107-145; 5, с. 118-147; 19, с. 26-42; 20, с. 25-35]
Занятие 3 Культура подготовки экскурсии
1.1. Для проведения экскурсии необходимо отобрать объекты показа и рассказа. Что может выступать в качестве экскурсионных объектов? Возможна ли классификация экскурсионных объектов? Существуют ли, по вашему мнению, критерии, по которым отбираются объекты для экскурсионного показа и рассказа? 1.2. Какие требования должны предъявляться к пути следования экскурсионной группы, или к маршруту экскурсии? Почему необходимо предусмотреть запасные варианты движения группы? Для чего обязателен предварительный объезд или обход маршрута? Существует несколько композиционных принципов построения маршрута экскурсии: хронологический, тематический, тематико-хронологический, географический. На каких экскурсиях они могут быть использованы? 1.3. Одним из шагов на заключительном этапе подготовки экскурсии является составление методической разработки экскурсии (это документ, определяющий, как провести данную экскурсию, как организовать показ объектов и рассказ о них, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно). Методическую разработку рекомендуется составлять по следующей схеме: - маршрут экскурсии (участки маршрута); - место остановки; - объекты показа; - продолжительность пребывания на данном участке; - перечень основных вопросов экскурсионного рассказа на данном участке; - организационные указания; - методические указания. Оформите в соответствии с данной схемой пребывание на двух участках экскурсионного маршрута по г.Омску. Ориентировочное время пребывания на участке 10 минут.
2. Проанализируйте следующие ситуации. 2.1. Во время поездки по маршруту «Москва – Рязань – Константиново - Москва» несколько человек из туристской группы распивали спиртные напитки и, находясь в состоянии алкогольного опьянения, мешали проведению экскурсии. Что должен сделать экскурсовод? 2.2. Группа отправляется в поездку по маршруту «Москва – Сергиев Посад - Москва». К назначенному времени экскурсовод не пришел. Как должен поступить руководитель группы? Может ли водитель дать путевую информацию? [1, с. 41-51; 3, с. 107-145; 5, с. 118-147; 19, с. 26-42; 20, с. 25-35]
Занятие 4 Экскурсионный анализ памятников архитектуры
1.1. Дайте классификацию архитектурно-градостроительных экскурсий. Что является объектам показа во время архитектурно-градостроительных экскурсий? 1.2. Что является источниками экскурсионного материала при подготовке архитектурно-градостроительных экскурсий? Можно ли классифицировать источники экскурсионного материала? 1.3. Во время архитектурно-градостроительных экскурсий от эмоционального восприятия памятника архитектуры следует перейти к его анализу. Какие виды анализа рекомендуется применять в этом случае, другими словами, - на какие качественные стороны экскурсионного объекта необходимо обязательно обратить внимание, чтобы получилась его целостная характеристика? 1.4. Какие методические приемы необходимо использовать для успешного проведения архитектурно-градостроительных экскурсий? (Под методическим приемом в экскурсионном деле понимается способ наиболее простого и вместе с тем эффективного сообщения знаний экскурсантам с помощью показа и рассказа). 1.5. Какие моменты архитектурно-градостроительных экскурсий являются ключевыми и, следовательно, им нужно уделить особое внимание? 1.6. Что может войти в «портфель экскурсовода» на архитектурно-градостроительных экскурсиях? («Портфель экскурсовода» - это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии). 1.7. Составьте план текста для участка архитектурно-градостроительной экскурсии и напишите текст. Время пребывания у памятника архитектуры 3 - 5 минут. 1.8. Расположите в хронологической последовательности следующие стили искусства, в том числе архитектурного: конструктивизм, рококо, древнерусский стиль, эклектика, классицизм, модерн, романский стиль, барокко, готика, стиль эпохи Возрождения – и заполните таблицу:
Какие из перечисленных стилей искусства имели место в России (в том числе в г. Омске)? 1.9. Дайте определение следующим архитектурным терминам: арка, балюстрада, притвор, портик, розетка, фасад, фронтон, шпиль, гирлянда, колоннада, эркер.
2. Проанализируйте следующие ситуации. 2.1. Рядом с объектом по теме экскурсии располагается другой объект, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по внешнему виду и бросающийся в глаза. Что должен предпринять экскурсовод, чтобы удержать внимание экскурсантов и не отклониться от темы экскурсии? 2.2. Группа отправилась в туристскую поездку по маршруту «Москва - Суздаль – Владимир - Москва». В дороге одному из туристов стало плохо. Что должен предпринять экскурсовод? 2.3. При посадке туристской группы в поезд выясняется, что железнодорожные кассы продали по два билета на некоторые места. Как решить данную проблему?
[1, с. 96-104; 20, с. 62-67]
Занятие 5 Экскурсионный анализ произведений живописи и скульптуры. Искусствоведческие экскурсии
1.1. Какие разновидности искусствоведческих экскурсий можно выделить? 1.2. Перечислите объекты искусствоведческих экскурсий. 1.3. Каково основное содержание искусствоведческих экскурсий? 1.4. Перечислите основные компоненты экскурсионного рассказа на экскурсиях с показом произведений живописи и скульптуры. 1.5. Составьте фрагмент текста экскурсии с показом любого произведения живописи или скульптуры. Текст, предшествующий данному фрагменту и следующий за ним, изложите в виде плана. 1.6. Какие моменты проведения искусствоведческих экскурсий являются, по вашему мнению, ключевыми? 1.7. Назовите основные методические приемы показа и рассказа на искусствоведческих экскурсиях. 1.8. Каковы правила работы с произведениями искусств? Каковы средства показа объектов на искусствоведческих экскурсиях? 1.9. Дайте определение следующим терминам: алла прима, анималист, витраж, воздушная перспектива, гамма цветовая, живопись декоративная, живопись миниатюрная, живопись монументальная, живопись станковая, идея картины, композиция, контраст, мозаика, панорама, фон.
2. Проанализируйте следующие ситуации. 2.1. Группа выехала в однодневную поездку. Экскурсовод забирал экскурсантов из двух разных отелей, находящихся довольно далеко друг от друга. Во время посадки второй группы возникла конфликтная ситуация: пожилая туристка просила посадить ее впереди, но все места, в том числе и за кабиной водителя, были уже заняты. Никто не хотел уступить ей место. Во время поездки женщине стало плохо: ее укачало. Что не предусмотрел экскурсовод? 2.2. Во время экскурсии экскурсанты остались недовольны рассказом экскурсовода и написали на него жалобу. Насколько она правомочна?
[1, с. 108-113; 20, с. 57-61, 67-71]
Занятие 6 Методика подготовки и проведения обзорной и тематической экскурсии
1.1. Дайте определение обзорной и тематической экскурсии. 1.2. Как можно сформулировать цель обзорной экскурсии? 1.3. Как связано содержание городской обзорной экскурсии с историей города, с делением городов на типы по разным признакам? 1.4. Является ли тема обзорной экскурсии монолитным образованием? Как можно обеспечить цельность содержания и восприятия обзорной экскурсии? 1.5. Каковы критерии отбора объектов показа и рассказа для обзорных экскурсий? Каким должно быть количество экскурсионных объектов на обзорных экскурсиях? Какие объекты, соответствующие теме, не следует включать в обзорную экскурсию? 1.6. Какие требования предъявляются к маршруту обзорной экскурсии? Какой композиционный принцип построения маршрута актуален для обзорных экскурсий? 1.7. Предложите 2 – 3 темы городской обзорной экскурсии по г. Омску или Омской области, чем обусловлен выбор тем? Назовите объекты, которые предполагается осмотреть во время экскурсии по каждой теме. 1.8. По каким признакам тематическая экскурсия отличается от обзорной?
2. Проанализируйте следующие ситуации. 2.1. Во время тематической экскурсии, посвященной творчеству известного писателя, водитель автобуса отказался заезжать в переулок, где находится дом, в котором прошло детство писателя, и позволил себе нетактично высказаться по отношению к экскурсоводу. Каковы действия экскурсовода в данной ситуации? 2.2. Во время обзорной экскурсии по Москве автобус не пропустили в центр города (к Красной площади), так как там проходили мероприятия. Экскурсанты высказали экскурсоводу свои претензии. Как должен поступить экскурсовод?
[1, с. 71-82; 18, с. 4-54; 20, с. 84-88]
Занятие 7 Методика подготовки и проведения пешеходной и автобусной экскурсии
1.1. На каком основании выделяются пешеходные и автобусные экскурсии? 1.2. Дайте сравнительную характеристику пешеходной и автобусной экскурсии. 1.3. В чем вы видите преимущества и недостатки каждого вида экскурсий? 1.4. Каковы, на ваш взгляд, самые сложные моменты пешеходной и автобусной экскурсии, на которые экскурсовод должен обратить особое внимание? 1.5. Как пешеходные и автобусные экскурсии соотносятся с обзорными и тематическими экскурсиями? 1.6. Предложите 2 – 3 маршрута пешеходных и автобусных экскурсий по г. Омску. Докажите, что разработка этих маршрутов оправдана.
2. Проанализируйте следующие ситуации. 2.1. Во время городской автобусной экскурсии у автобуса сломалось колесо. По словам водителя, для ремонта необходимо 30-40 минут. Как должен поступить экскурсовод? 2.2. Туристская группа отправляется на два дня по маршруту «Москва - Суздаль – Владимир - Москва». Автобус, заказанный в автотранспортном предприятии (АТП), приходит без микрофона. Что должен предпринять экскурсовод? 2.3. Во время поездки по маршруту «Москва – Торжок – Тверь - Москва» туристы стали уговаривать экскурсовода и водителя изменить маршрут и заехать еще в один город в 20 км от Торжка: а) водитель и экскурсовод согласились изменить маршрут за дополнительную плату; б) экскурсовод изменил маршрут экскурсии и внес эти изменения в путевой лист водителя. Есть ли нарушения в действиях экскурсовода?
[1, с. 37; 2, с. 20; 18, с. 4-54]
Занятие 8 Экскурсионный показ и рассказ на примере памятников природы. Природоведческие экскурсии
1.1. Какова цель и каковы задачи природоведческих экскурсий? 1.2. Перечислите виды природоведческих экскурсий и назовите объекты показа и рассказа в них. Природоведческие экскурсии какого вида (каких видов) проводить сложнее других? 1.3. Обзорные и тематические природоведческие экскурсии. В чем их специфика? 1.4. Методика подготовки природоведческих экскурсий: отбор литературы по теме, отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии. Почему именно эти этапы подготовки природоведческой экскурсии являются наиболее важными? Что еще Вы бы добавили в этот список? 1.5. Какие методические приемы показа и рассказа целесообразно использовать при проведении природоведческой экскурсии? Чем обусловлена особая роль «портфеля экскурсовода» при проведении природоведческих экскурсий? 1.6. Какой содержательный элемент на заключительном этапе природоведческих экскурсий является обязательным? 1.7. Какие элементы должно содержать вступление экскурсовода к природоведческой экскурсии? 1.8. Какую предварительную работу с экскурсионной группой должны провести работники экскурсионного бюро? 1.9. Назовите места в г. Омске и омской области, которые могли бы стать объектами природоведческих экскурсий. Подберите название к ним.
2. Проанализируйте следующие ситуации. 2.1. Группа туристов отдыхает по путевке на берегу Черного моря с 1 по 15 августа. Один из туристов 5 августа обращается к руководителю группы с просьбой выдать ему обратный билет или выплатить его стоимость. Другой турист перед отъездом группы в аэропорт отказывается от обратной дороги. Как должен поступить руководитель группы? 2.2. Во время пешеходной природоведческой экскурсии один из туристов повредил ногу и не может передвигаться самостоятельно. Есть ли в происшедшем вина экскурсовода? Что должен предпринять экскурсовод? 2.3. Туристская группа возвращается с загородной экскурсии в Ачаирский монастырь. По пути следования экскурсовод замечает стоящий на обочине туристский автобус, водитель которого просит остановиться. Как должен поступить экскурсовод «нашего» автобуса?
[1, с. 113-118; 3, с. 204-224; 20, с. 77-81]
Занятие 9 Методика подготовки и проведения производственной экскурсии
1.1. Где проводятся производственные экскурсии? 1.2. Перечислите виды производственных экскурсий и назовите их цели. 1.3. Методика подготовки производственной экскурсии: численный состав экскурсионной группы, отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обеспечение безопасности экскурсантов. Что, кроме производственного процесса, может стать объектами показа и рассказа на производственной экскурсии? 1.4. Методика проведения производственной экскурсии: место проведения вступления и заключения экскурсии, содержание вступления и заключения, особенности показа и рассказа и т. п. Что может войти в «портфель экскурсовода» на производственной экскурсии? Какие мероприятия могут быть организованы в процессе производственной экскурсии для ее оптимизации? 1.5. Какие методические приемы показа и рассказа целесообразно использовать при проведении производственных экскурсий? 1.6. Приходилось ли Вам бывать на производственных экскурсиях? Если да, то расскажите о том, как она проходила. 1.7. Назовите предприятия и организации г. Омска, которые будут интересны в плане проведения производственных экскурсий.
2. Проанализируйте следующие ситуации. 2.1. Проезд группы в поезде «туда» и «обратно» обеспечен билетами в купейном вагоне, однако при посадке в поезд оказывается, что указанный вагон – плацкартный. Как руководитель группы выйдет из сложившейся ситуации? 2.2. Туристская группа состоит из 20 человек. Двое к отправлению поезда не пришли. Как должен поступить руководитель группы?
[1, с. 118-121; 20, с. 81-84]
Занятие 10 Особенности проведения музейной экскурсии
1.1. Какие виды музеев Вы можете назвать? Каковы основные функции музеев? 1.2. Сформулируйте основные требования к отбору объектов для музейных экскурсий. 1.3. Сравните музейную экскурсию и экскурсию, проводимую в естественной среде, с точки зрения условий работы с экскурсионными объектами. Какие выводы Вы можете сделать? Материал представьте в виде таблицы. 1.4. Обзорные и тематические музейные экскурсии. В чем их специфика? 1.5. Какие методические приемы показа и рассказа целесообразно использовать при проведении музейной экскурсии? 1.6. Какие элементы должно содержать вступление к музейной экскурсии? 1.7. На какие организационные моменты должен обратить внимание экскурсовод во время проведения музейной экскурсии? 1.8. Какие средства могут использоваться в музейной экскурсии с целью ее оптимизации, использование которых в других видах экскурсий затруднительно или невозможно? 1.9. Перечислите преимущества музейных экскурсий по сравнению с внемузейными экскурсиями.
2. Проанализируйте следующие ситуации. 2.1. После прибытия на место отдыха турист обращается к руководителю группы с заявлением, что он оставил личные вещи в вагоне. Чем руководитель группы может помочь туристу? 2.2. После посадки туристской группы в поезд выясняется, что частично не хватает постельного белья. Как можно решить эту проблему? 2.3. В городском экскурсионном бюро заказана экскурсия с посещением музея. Когда группа подъехала к музею, он оказался закрыт. Почему возникла такая ситуации? Как выйти из нее?
[1, с. 121-123]
Занятие 11 Профессиональные качества экскурсовода
1.1. Из каких составных элементов, на ваш взгляд, складывается имидж экскурсовода? 1.2. Какими личностными качествами и характеристиками должен обладать экскурсовод? «Нарисуйте» психологический портрет экскурсовода. 1.3. Экскурсовод – человек говорящий. Какие требования предъявляются к содержательной и внешней сторонам его речи? 1.4. Профессиональный экскурсовод должен иметь хорошо поставленный, звучный голос с хорошей дикцией и приятным тембром. Разработайте 3 – 5 упражнений для речевой гимнастики, целью которой является тренировка речевого аппарата, развитие дикции, постановка голоса. Приготовьтесь выполнять на занятии предложенные ниже упражнения.
А. Прянишников
Гекзаметр (комплексное упражнение для дыхания, голоса и дикции)
1.Твердо запомни, что, прежде чем слово начать в упражненье, 2.Следует клетку грудную расширить слегка и при этом 3.Низ живота подобрать для опоры дыхательной звуку. 4.Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. 5.Каждую строчку стихов говори на одном выдыханье 6.И проследи, чтобы грудь не сжималась в течение речи, 7.Так как при выдохе движется только одна диафрагма. 8.Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: 9.Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время 10.Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. 11.Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. 12.Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: 13.Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; 14.Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; 15.Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком – 16.Голос и в тихом звучанье должен хранить металличность. 17.Прежде чем брать упражненья на темп, высоту и на громкость, 18.Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: 19.Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, 20.Выдох вести экономно – с расчетом на целую строчку. 21.Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность – 22. Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.
Гекзаметр читается в различных вариантах: 1) первые три строки – шепотом: первая слабым, вторая сильнее, третья еще сильнее; 2) четвертая строка - тихим голосом, далее – увеличивая громкость; 3) шестая строка – с расчетом на зал 200 мест; 4) девятую строку громче – с расчетом на 400 мест; 5) далее – напевно, растягивая гласные, с посылом вдаль; 6) строку «рот не ленись» и далее читать громко, с посылом, с расчетом на зал 800 – 1000 мест, выделяя подчеркнутые гласные; 7) в пятнадцатой строке «промычите» звук «м»; 8) со слов «прежде чем брать» четыре строки на одном дыхании; 9) читайте, комбинируя «тише - громче», «медленно - быстро», «низко - высоко».
З. Савкова
Базар (упражнение для голоса)
В ларьках овощных на прилавках не пусто: Огурцы, помидоры, капуста, Морковь, баклажаны, укропа пучок… Картощка, редиска, зеленый лучок. И репчатый лук, и капуста цветная. Вот хрен, кольраби и тыква большая… Салат, сладкий перец, чеснок, кабачки, Петрушки душистые есть корешки, В продаже и редька, и репа… Что надо? Иди – покупай! Будем рады! Можно купить самый нежный товар: Перед вами красивый цветочный базар: Гиацинты, нарциссы, ромашки, тациты, Львиный зев, незабудки, анютины глазки – Обратите внимание на формы и краски! Астры белые, красные маки, тюльпаны, Гвоздика… роскошные канны… Олеандры, жасмины, фиалки, мимозы, Георгины, настурция, нежные розы… Флоксы, левкои, пионы… Чудо такое нельзя обойти! Надо красу вам с собой унести!!! А здесь для детей продаются игрушки: Скакалки, мячи, заводные лягушки, Машины, тачанки, корабль, самолеты… Нарядные куклы, посуда, лопатки. Пушистые птички, лохматые мишки, Вот вертятся, прыгают быстро мартышки! Жирафы, слоны, полосатые тигры. А вот хитроумные разные игры… Подходи – выбирай! Играя, наш мир для себя открывай!..
Читайте стихотворение на разных тональностях и громкостях: выкрикивая, вполголоса, шепотом, призывая, умоляя, упрашивая и т. д. Произносите детским, женским, мужским голосом.
1.5. Важной чертой речи экскурсовода является ее логичность. Перед тем как озвучивать текст для аудитории, следует произвести его логический анализ: разбить фразы на более мелкие части (такты), выделить в них смысловой центр - наиболее важное слово или словосочетание, наметить количество и длину пауз. Одним словом, речевая интонация должна быть логически оправдана. Изменение интонации вызывается содержанием текста, поэтому нужно вникнуть в его смысл. Для этого необходимо определить тему, идею текста, а затем сверхзадачу чтения (исполнительскую задачу) – передать при чтении главную мысль текста. Определите тему, идею и сверхзадачу чтения предложенных ниже текстов. Перепишите отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в тетрадь, расположив его посередине листа, оставив справа и слева поля. Произведите логический анализ текста, используя для этого условные обозначения: | - короткая пауза, || - средняя пауза, - длинная пауза, подчеркивание одной чертой – наиболее важное слово в такте, - повышение тона к концу такта, - понижение тона к концу такта.
Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед; На красных лапках гусь тяжелый, Задумав плыть по лону вод, Ступает бережно на лед, Скользит и падает; веселый Мелькает, вьется первый снег, Звездами падая на брег. А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве. Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, - ворчал он про себя, - кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!» Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостью была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым сутк<
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1861)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |