Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕДИКО-биОЛОГИЧЕСКИЕ НДблЮДЕНИЯ. СоВЕрШЕНСТВОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КАТЕГОрИЙНЫХ МАрШруТОВ



2015-12-04 580 Обсуждений (0)
МЕДИКО-биОЛОГИЧЕСКИЕ НДблЮДЕНИЯ. СоВЕрШЕНСТВОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КАТЕГОрИЙНЫХ МАрШруТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Некоторое время назад велотуристы - участники сложных похо-дов - задались вопросом, как велосипедный туризм влияет на орга-низм человека. Какими должны быть нагрузки? Вопрос этот встал отнюдь не случайно. Участники категорийных походов, особенно IV и V категорий сложности, стали ощущать, что прохождение этих мар-шрутов требует большой затраты физических сил, часты в этих по-ходах перегрузки, случаи переутомления. Это вызвало обеспокоен-ность, которая усиливалась тем, что спортсмены постоянно находят-ся под наблюдением врачей, а туристы, особенно в походе, предос-тавлены в основном сами себе, и, как полагают некоторые, уста-новленные когда-то нормативы категорийных походов не вполне способствуют развитию велотуризма. Ведь факт, что очень мало велотуристов поднимаются выше III категории сложности и проходят маршруты IV и V категорий.

И вот опытные путешественники разных городов провели серию медико-биологических наблюдений в сложных походах. Помимо упо-рядочения классификации веломаршрутов эти исследования ставили целью ввести в соответствие объемы и интенсивность тренировок нагрузкам предстоящего похода, выработать конкретные программы предпоходных тренировок, скорректировать тактику движения по маршруту, разработать доступную всем методику медико-биологиче-ских наблюдений.

Методы использовались разные: определение реакции пульса, ар-териального давления, электрокардиография, велоэргометрия и т.д. Например, казанские путешественники Б. Толстяков и 3. Шакиров, для своих исследоваиий подобрали общедоступные каждому спорт-смену медико-педагогические тесты, определяющие функциональные изменения в организме спортсмена под влиянием походной нагруз-ки. Основной упор был сделан на изучение частоты сердечных со-кращений (ЧСС).

Участники походов три раза в день в положении сидя, перед едой, после минимум десяти минут покоя накладывали пальцы на лучевую артерию и по команде считали количество ударов в тече-ние одной минуты. Утренний результат позволял определить степень восстановления сердечной деятелыности после ночного отдыха. Ве-личина пульса выше, чем после вечернего измерения, свидетельст-вовала о значительной нагрузке в предыдущий день или недостаточ-ном ночном отдыхе, неодинаковой предпоходной подготовке участни-ков похода, а может быть, у кого-то слишком тяжелый груз.

Кроме того, днем и вечером измеряли артериалы-юе давление (АД), которое подтверждает и дополняет результаты ЧСС. Чем меньше пульсовое давление по сравнению с предпоходным, тем значительнее нагрузка.

Осуществляя названные выше измерения на маршруте, руково-дитель постоянно может быть в курсе функционального состояния группы, корректировать отдых и весовую нагрузку.

Общие выводы исследователей были таковы. Расход энергии в велопоходах IV и V категорий сложности такой же, как в велоспор-те, беге на средние и длинные дистанции, коньках, гребле, причем

________Общественно-полезная работа велотуристов

спортсмен после интенсивной работы отдыхает, велотурист должен позаботиться еще о еде, ночлеге, почистить и подремонтировать велосипед. Для достижения необходимой для сложных походов рабо-тоспособности необходимы круглогодичные тренировки, особенно тем, кому более 30 лет. Для измерения полученных в походе нагру-зок полезно брать с собой авиационный альтиметр и определять набранные за каждый день высоты подъемов.

А вот некоторые выводы, сделанные в результате исследований Е.Лихолатом с Житомирщины.

Прежде всего, чтобы велотурист средних физических возможно-стей нормально себя чувствовал в походе IV и V категорий сложно-сти, он должен на тренировках накатать хотя бы двойную протяжен-ность основного маршрута при условии длительных регулярных тре-нировок, а кроме того, не реже двух раз в неделю бегать (дистанция - 3 км), ежедневно делать физзарядку. В походе нагруз-ку тоже необходимо наращивать постепенно, учитывая, что полная адаптация организма к энергозатратам сложного похода наступает лишь к 5-6-му дню (соответственно планировать слржные участки). Пульс в норму после езды приходит гораздо быстрее при среднем ровном темпе движения, следовательно, он наиболее экономичен. Сравнение пульса тех, кто поднимался на крутой затяжной подъем в седле, и тех, кто шел пешком, выявило, что у последних он был спокойнее и быстрее приходил в норму - при очень небольшом выигрыше во времени первых (на любых передачах у идущего пеш-ком отдыхают мышцы, испытывающие при езде наибольшую нагруз-ку, и включаются в работу другие).

Последнее обстоятельство приводит некоторых велотуристов к выводу, что на крутые перевалы, особенно если человек чувствует некоторую усталость, лучше подниматься (хотя бы частично) пешком. Но как раз по этому поводу и идет уже не один год дискуссия в велотуристском мире, как относиться к пешим переходам, какой, в частности, должна быть «пятерка».

В подавляющем большинстве случаев походы высоких категорий сложности туристы прокладывают по горной местности, причем они должны набрать определенное количество перевалов, часто трудно-проезжих на велосипеде, так что порой приходится на протяжении километров (а то и десятков километров) тащить велосипед в руках, а груз - на плечах.

Потери времени на трудных участках (а на пешеходных тропах перевалов велотуристы иногда преодолевают в день менее 10 км) туристы компенсируют за счет физических перегрузок, за счет спешки (снижается безопасность), гонки по дорогам с хорошим по-крытием на горизонтальных участках. И пролетают мимо достопри-мечательных объектов, нет времени посидеть группой у костра, сильные члены группы чуть ли не на себе порой тащат тех, кому принятый темп оказался не под силу, либо даже прибегают к помо-Щи транспорта. Туризм теряет свою романтическую привлекатель-ность, постоянно ощущаемый дефицит времени ухудшает психологи-ческий климат в группе.

Таким образом встают вопросы, во-первых, о сужающихся с ка-ждым годом возможностях в стране для прокладки маршрутов выс-

799МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

ших категории сложности и, как следствие, о поисках новых таких возможностей; во-вторых, о сохранении туристского содержания и духа в «четверках» и «пятерках», а в-третьих, о поисках более чет-ких критериев определения категории сложности маршрутов с целью исключения субъективного подхода разных маршрутно-квалификаци-онных комиссий. И сейчас в поисках велотуристами путей решения этих проблем наблюдаются элементы научного подхода.

Например, уже упоминавшиеся казанские велотуристы 3. Шаки-ров и Б. Толстяков, проводя в течение ряда лет медико-биологиче-ские наблюдения над работоспособностью велотуристов, выявили в результате обработки полученных данных тесную связь функцио-нальных изменений организма в дни похода с рельефом местности. На основе этого был выведен так называемый коэффициент рель-ефности. Как он был получен?

Все подъемы на водоразделы и перевалы измерялись авиацион-ным альтиметром. Сумму высот подъемов за день делили на прой-денный путь за этот день в километрах. Так что коэффициент рель-ефности обозначает средний подъем в гору на каждый километр пути.

Анализируя маршруты походов в различных географических рай-онах страны, исследователи определили, что средний коэффициент рельефности в Поволжье равен 3,7 м на 1 км пройденного пути, на Украине - 3,1, в Карпатах - 6,0, в Крыму - 5,5, на Северном Кав-казе - 7,8, на Центральном Кавказе - 11,7, в горных районах Средней Азии - 10,0, в Западном Тянь-Шане - 11,0, на Памире -12,0, на Алтае - 7,2. Исходя из этого, казанские велотуристы пред-лагают свой критерий для определения категории сложности похода. Согласно ему, велогруппа должна набирать определенную сумму высот за день и за весь поход, по категориям сложности это будет выглядеть так:

Табпица 6.4

Категория   Метров за день   Дней   Всего метров  
I        
II        
III        
IV        
V        

Чтобы пользоваться этим методом, группам достаточно брать с собой авиационный альтиметр либо пользоваться уже введенным ко-эффициентом рельефности. Как утверждают авторы, он дает воз-можность прокладывать в любом регионе маршруты любой категории сложности, варьируя их протяженность.

Предлагаемый способ, безусловно, - шаг вперед в попытке вве-дения объективных критериев в оценку сложности маршрутов, но он, во-первых, предопределяет некую усредненность, заведомую задан-ность сложности маршрутов, проходящих по какому-то району (если пользоваться лишь выведенными значениями коэффициента), хотя в границах района, например, Северного Кавказа, можно проложить

Общественно-полезная работа велотуристов

весьма разнящиеся друг от друга маршруты. Во-вторых, он рассмат-ривает подъем как единственное, определяющее категорию, препят-ствие, не учитывая покрытие дорог и большое разнообразие других естественных препятствий, оставляя «за кадром» сложные равнин-ные маршруты по труднопроходимым дорогам. Между тем важно найти эквивалент «пятерке», проложенной по горам, причем не за счет того, чтобы таскать велосипед на себе, но и не за счет увели-чения дневного среднего пробега до двухсот с лишним километров.

Вот как подходит к проблеме президент Клуба велотуристов Ту-ристско-спортивного союза Украины В. Соколов. Он предлагает пере-смотреть существующие нормы на туристские походы по протяжен-ности. Считая прежние нормы походов I категории сложности (250 км) вполне приемлемыми и принимая их за исходные, киевский велотурист вывел функциональные зависимости дневных норм П-У категорий относительно норм I категории сложности (и даже предла-гает ввести VI категорию сложности в велотуризме тоже). В итоге дневная норма похода V категории сложности у него стала округ-ленно 38 км, а минимальная протяженность всего похода V катего-рии сложности - 600 км. Вся таблица приобрела такой вид:

Таблица 6.5

 

 

Кат. спож. пох.   Продопжит. похода, дни   Про-тяж. м-та, км   Преодоление препятствий на равнинных участках   Преодоление препятствий в горной местности  
Мин.   Макс.  
I         Не менее 50 км грунто-   Суммарный набор высо-  
                вых дорог   ты не менее 1000 мет-  
                    ров  
II         Не менее 80 км грунто-   Суммарный набор высо-  
                вых дорог   ты не менее 1600 мет-  
                    ров  
III         Не менее 200 км грунто-   Суммарный набор высо-  
                вых дорог и лесных троп   ты не менее 3000 мет-  
                    ров  
IV         Не менее 300 км грунто-   Суммарный набор высо-  
                вых, полевых и лесных   ты не менее 6500 мет-  
                дорог, троп и бездорожья   ров  
                в малонаселенной мест-      
                ности      
V         Не менее 450 км по   Суммарный набор высо-  
                труднопроходимым и пес-   ты не менее 10000 мет-  
                чаным или заболоченным   ров  
                участкам с преодолением      
                брода и наведением не      
                менее одной переправы      
VI         Не проводится   Суммарный набор высо-  
                    ты не менее 14000 мет-  
                    ров при условии преодо-  
                    ления не менее одной  
                    реки с наведением пе-  
                    реправы  

МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

Также вынашивалась идея повышения категории походов в тех районах, где много лет существовали «потолки» определенных кате-горий. И вот появились экспериментальные маршруты V категории сложности в Карпатах и IV категории в Крыму. Однако подобные изыскания приветствуются отнюдь не всеми асами велотуризма.

В то же время есть немало опытных велотуристов, которые счи-тают существующие нормы категорийных походов вполне обоснован-ными, а проблема лишь в том, чтобы научиться разрабатывать спор-тивные маршруты.

Что ж, действительно, и в пределах существующей классифика-ции есть солидное поле деятельности. Речь идет о прокладке мар-шрутов высшей для данной местности категории сложности, напри-мер, III категории в районах европейской части России. Это значит, что в походе надо проехать, по Соколову, не менее 200 км по грунтовым дорогам и тропам, стремясь сохранить «чистоту» вида, то есть преодолеть этот путь в седле. Задача, прямо скажем, не из простых.

Одним словом, очевидно, что проблему совершенствования клас-сификации веломаршрутов с наскока не решить. Работа продолжает-ся, и пытливые туристы могут внести в нее свою лепту.

Для самих же велотуристов полезна еще такая деятельность, как совершенствование Перечня классифицированных велотуристских маршрутов: пересмотр включенных в него ранее, дополнение новы-ми, изменение категорий сложности маршрутов. Работа эта перма-нентная и никогда не будет закончена, поскольку постоянно меняет-ся дорожная обстановка на маршрутах, туристами осваиваются но-вые районы, а другие, наоборот, по разным причинам становятся менее доступными, да и разрядные требования время от времени меняются. В 70-х - первой половине 80-х годов Перечень регулярно исправлялся и добавлялся, в последующие годы эту работу подза-пустили. В Справочном разделе мы приводим часть Перечня в той редакции, какую он принял в декабре 1993 года в результате обсу-ждения его велотуристскими представителями маршрутно-квалифика-ционных комиссий разных городов и в каком он был опубликован в 1994 году для дальнейшего его обсуждения и совершенствования.

Однако подспорьем в определении категорий маршрутов роль Перечня вряд ли должна исчерпываться. Постоянно дополняясь, он может стать сборником рекомендуемых веломаршрутов разного уровня трудности. Но для второй роли маршруты Перечня должны сопровождаться кратким описанием условий их прохождения и дос-топримечательностей. При составлении таких описаний за основу можно взять образец паспорта веломаршрута, который мы даем в начале раздела «Подведение итогов похода. Составление отчета».

Задача нынешнего момента состоит в том, чтобы собрать вме-сте паспорта наиболее интересных веломаршрутов Н-\/ категорий сложности, пройденных за последние годы и точно соответствующих по дорожным условиям изложенным выше критериям. И в этой об-щей работе могут принять участие активные велотуристы многих городов России.

А вообще каждый велотурист с исследовательской жилкой может найти какое-то поле деятельности, которое сделает его походную жизнь еще содержательнее.

Полевой дневник

ПОДЕВОЙ ДНЕВНИК

В редком походе никто ничего не записывает, никто не ведет походный дневник. Почти в любой туристской группе, даже если в ней всего 2 человека, есть так называемый летописец. Иногда по-ходные дневники ведут даже двое: один человек пишет «литератур-ный» дневник, который в основном посвящен участникам похода, жизни группы на маршруте, а другой составляет справку о местно-сти, собирает информацию о достопримечательностях, описывает естественные препятствия по пути следования и способы их преодо-ления. Соответственно и фотографов в группе бывает часто два, а то и три.

В походах выходного дня сведения о маршрутах собираются прежде всего для того, чтобы сделать описания маршрутов. В мно-годневных походах полевые дневники становятся исходным материа-лом для составления письменного отчета о спортивном походе, о туристской экспедиции и выполнении краеведческого, поисково-ис-следовательского, научного задания.

Работа над отчетом делится на три основных этапа. Первый от-носится к предпоходному периоду. Многие сведения для отчета можно собрать до выхода на маршрут: экономико-географическая и историческая характеристики района похода, общие сведения о маршруте, об организации похода и так далее.

Второй этап работы - наблюдения и записи непосредственно на маршруте, конкретнее: составпение метеотаблицы, хронометраж дви-жения, ведение маршрутной ленты, краеведческих наблюдений, фо-тосъемки, поисковых работ и т. п. Все сведения заносят в полевые дневники участников путешествия в соответствии с теми задачами и программой, которые поставлены перед каждым участником его ту-ристскими обязанностями (руководителя, хронометриста, топографа, врача, фотографа и т. д.). Поэтому полевой дневник каждого участ-ника похода имеет свои особенности, но тем не менее есть некото-рые общие требования, которые можно предъявить к ведению днев-ника вне зависимости от его содержания. Прежде всего следует четко определить, каким целям допжно отвечать содержание днев-ника. Затем надо продумать последовательность, схему его ведения, которая может быть конкретизирована в сценарии (фотосъемки), в плане (наблюдений), в программе (исследований). Дневниковые за-писи, как правило, ценны тогда, когда ведутся не от случая к слу-чаю, не по настроению, а систематически (ежедневно).

Дневник можно вести в записной книжке с коленкоровой облож-кой форматом не более 10x14,5 см, чтобы ее можно было положить в карман брюк, куртки, штормовки, в карман рюкзака и в любой момент достать. В слишком маленькой книжке писать неудобно. Записную книжку всегда следует носить в полиэтиленовом пакете.

А можно сделать простой планшет из оргстекла, дюралюминия или тонкой фанеры размером 15x21 см (под стандартный блокнот). По краям прямоугольника просверливаются два отверстия, к план-шету крепится резинка, обхватывающая корпус туриста и притяги-вающая планшет к животу. К тем же двум отверстиям крепится тесьма, перекинутая через шею. На самом планшете размещается блокнот, прихваченный к нему двумя допопнительными резинками. В

405МНОГОДНЕВНЫЙ ПОХОД

рабочем положении планшет переворачивается ребром к человеку и упирается в его живот, в нерабочем прилегает к нему своей плос-костью. Удобно писать в блокнотах на пластмассовых пружинах: раскрытые на рабочем листе, они всегда готовы к работе. В теплое время года лучше писать шариковой ручкой, а в холодное - про-стым карандашом средней мягкости (паста на морозе застывает). Неточный текст лучше аккуратно зачеркнуть и на полях или сверху вписать уточненные данные. Поэтому для дополнений в блокноте нужно оставлять широкие поля. Записи в дневнике делают по датам и с указанием места, где запись произведена, а иногда и времени.

Писать нужно разборчиво, чтобы текст мог понять каждый. Все географические и иные названия должны быть записаны точно, не допустимы разночтения. Не следует забывать указывать источник важной информации, записывать полностью фамилию, имя, отчество, профессию, домашний адрес человека. Следует избегать непонятных другим сокращений, записывать надо как можно подробнее и сразу же, по горячим следам, не оставляя на потом. Через некоторое время впечатления тускнеют, детали ускользают, интересные мысли забываются.

Дневник любого члена группы - индивидуалыный, личностный до-кумент в силу особенностей восприятия действительности каждым человеком. Тем не менее в любом случае процесс ведения дневни-ка пойдет успешнее, если предварительно будет продумана его структура. Она может быть выражена перечнем вопросов по кон-кретным темам. Особенно хорошо должна быть отработана система, по которой составляется техническое описание маршрута, являю-щееся стержнем всего отчета.

Прежде всего отмечают погодные условия (температуру, осадки, видимость, облачность, ветер и т. д.), при которых группа проходила маршрут. Это важно не только для членов МКК при зачете похода, но и для последователей, которые соберутся пройти тем же мар-шрутом, ведь от погоды зависит и скорость передвижения. Важна информация о характере рельефа, растительности, о гидрографии.

Должен быть четкий хронометраж движения (время начала и конца движения с учетом остановок). Берутся отсчеты по двум-трем выверенным счетчикам или компьютерам в начапе и конце движе-ния, на привалах, в крупных и узловых населенных пунктах, на об-ластных и республиканских границах, в местах смены покрытия до-рог и в других важных точках, о которых сказано в разделе «Обще-ственно-полезная работа велотуристов». Время и пройденное рас-стояние дадут скорость движения.

Необходимо описывать покрытие и состояние дорог, проходи-мость их в зависимости от погоды, перечислять естественные пре-пятствия (труднопроезжие участки дорог, броды, участки со сложным ориентированием и т. д.). Полезно отмечать места по маршруту, удобные для привала и ночлега. Основные требования к биваку: питьевая вода, дрова, укрытие от ветра (в жару от солнца), пейзаж. Фиксируют точки на маршруте, с которых открываются красивые виды.

По пути собирают также сведения о транспорте в районе похо-да. На железных дорогах и реках с редким пассажирским движени-ем могут пригодиться маршруты следования и расписание движения

Фотосъемка и видеосъемка велогруппы

местных поездов и теплоходов. В малых поселках и городах отме-чают магазины и ларьки.

Большое место должно быть уделено сбору краеведческой ин-формации о местности, сведений о памятниках природы и достопри-мечательностях: об усадебных парках, водопадах, минеральных ис-точниках, древних деревьях. Немало нового можно узнать в музеях, на мемориалыных досках, от местных старожилов, краеведов, вете-ранов войны. Надо записывать адреса музеев, время их работы, возможность проведения экскурсий. Представят интерес и сведения о предприятиях и мастерских народных промыслов. Все названия музеев, экскурсионных и других объектов нужно записывать точно и полностью.

Любопытными и ценными могут быть записи об обычаях, жиз-ненном укладе, одежде, быте местного населения.

В «литературном» дневнике будут доминировать описания жизни группы в походе: режим дня, действия участников похода в разных ситуациях, их поведение при преодолении препятствий и в экстре-мальных ситуациях, интересы и увлечения туристов, взаимоотноше-ния в группе (настроение, общение, эмоции), быт, отдых, развлече-ния членов группы, характер подведения итогов дня по вечерам, организация ночлегов и т.д.

Если поход носит характер экспедиции с научными целями, то в основу ведения дневника должна быть положена строгая, предельно четкая и конкретная программа наблюдений и исследований.

После похода начинается третий этап - собственно написание и оформление отчета. Но об этом - в другом разделе.



2015-12-04 580 Обсуждений (0)
МЕДИКО-биОЛОГИЧЕСКИЕ НДблЮДЕНИЯ. СоВЕрШЕНСТВОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КАТЕГОрИЙНЫХ МАрШруТОВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕДИКО-биОЛОГИЧЕСКИЕ НДблЮДЕНИЯ. СоВЕрШЕНСТВОВАНИЕ КЛАССИФИКАЦИИ КАТЕГОрИЙНЫХ МАрШруТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (580)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)