Лидерство. Концепции лидерства. Стили управления, типы менеджеров. Адаптация стиля управления к деловым ситуациям
Лидерство— это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер— член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях. Существуют три основные теории (концепции) лидерства: 1) личностная (концентрирует внимание на врожденных качествах лидера как обладателя конкретного набора качеств и психологических черт); 2) поведенческих качеств (эффективность деятельности определяется не личными качествами рук-ля, а его манерой поведения с подчиненным); 3) ситуационное лидерство (должны выбираться раз личные способы руководства, в зависимости от характера конкретной ситуации). Стильуправления – это относительно устойчивая совокупность характерных приемов и методов, используемых менеджером для оказания влияния в процессе управления. ТИПЫ МЕНЕДЖЕРОВ. руководитель-"пессимист"- слабое внимание к персоналу и производству; •руководитель-"диктатор"-исключительное внимание производству и невнимание к персоналу; •руководитель-"демократ"-повышенное внимание к персоналу при отсутствии должного внимания производству; •руководитель-"маятник" - балансирование на сочетании внимания к людям и производству; •руководитель-"организатор" - полноценная забота о людях и производстве. Наиболее широко распространена следующая классификация стилей управления: 1) авторитарный (директивный) 2) демократический (коллегиальный) 3) либеральный (попустительский) Ни один из существующих стилей руководства не может быть одинаково эффективным во всех ситуациях, которые могут возникнуть в организации. Поэтому наилучшим можно назвать адаптивный стиль, или стиль, ориентированный на реальность, а наиболее эффективным руководителем в этом случае будет тот, кто сможет вести себя по-разному в зависимости от требований реальной ситуации.
Мотивация деятельности человека. Основные теории мотивации.
Мотивация – это побуждение к действию. Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности. Принято выделять три основных вида мотивации: • материальную; • социальную (моральную); • организационную (административную). Материальная мотивация реализуется через ряд каналов: систему оплаты труда, оплату за счет фирмы транспортных расходов, субсидии на питание, помощь в оплате расходов на образование, оплачиваемые за счет фирмы медицинские обследования Социальные, или моральные, стимулы основаны на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения. Административная мотивация включает и меры поощрения. Законом предусмотрено, что за образцовое выполнение трудовых обязанностей, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, продолжительную и безупречную работу, новаторство в труде и за другие достижения в работе применяются следующие меры поощрения: объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета. Теория потребностей А. Маслоу потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом; поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры; после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. МакКлелланда С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены. Ф. Герцберг.Разделил потребности на гигиенические(размер оплаты, условия труда, межличн.отношения , характер контроля) и мотивирующие факторы( ощущение успеха, признание, ответственность, рост возможностей) Теория модели Портера-ЛоулериОсновные характеристики работника типа X: от природы ленив, не хочет работать; не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил; не инициативен, если к этому его не подталкивать. Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения. Основные характеристики работника типа Y: существует естественная потребность в работе; стремится к ответственности; творческая личность. Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |