Понятие финансового контроля и финансового надзора. Соотношение названных категорий
Вопросы для сдачи экзамена по дисциплине «Правовое регулирование финансового контроля и надзора» Социально-экономические предпосылки осуществления финансового контроля. Финансовый контроль выступает одним из методов управления деятельностью субъектов хозяйствования. Финансовый контроль отражает движение финансовых ресурсов в экономической системе государства и завершает стадию управления финансами. Финансовый контроль в то же время выступает необходимым условием эффективности управления. Контроль за состоянием экономики, развитие социально-экономических процессов в обществе являются общей системой контроля, важнейшим звеном которой выступает финансовый контроль. Финансы объективно имеют способность выражать все стороны производственной деятельности в любой сфере, следовательно, финансовый контроль должен быть всеобъемлющим и непрерывным. Контрольная функция является свойством финансов, а финансовый контроль является функцией соответствующих финансовых органов. Государственный финансовый контроль распространяется только на звенья системы государственных финансов.
Контрольная функция финансовой деятельности – неотъемлемая часть всех её функций. Контрольная функция. Она проявляется в контроле за правильным распределением национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. То есть, финансы постоянно сигнализируют о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, своевременно ли поступают деньги к субъектам хозяйствования.
Понятие финансового контроля и финансового надзора. Соотношение названных категорий. Финансовый контроль - целостное правовое явление, имеющее процессуальный (процедурный) характер (внешнее выражение) и содержательную (внутреннюю) сторону, включающуюся в себя цель, задачи, предмет, методы. Финансовый контроль имеет управленческую природу и представляет собой разновидность юридической деятельности, которая осуществляется не иначе, как через деятельность определенных в законодательстве субъектов. Наряду с финансовым контролем для достижения цели обеспечения финансовой дисциплины используется и другой самостоятельный способ обеспечения законности в финансовой сфере - финансовый надзор, хотя следует признать, что термин «финансовый контроль» в доктрине финансового права является более традиционным для обозначения данной системы отношений. Финансовый контроль - это деятельность уполномоченных субъектов, осуществляемая с целью объективной оценки финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения ее законности и целесообразности, повышения эффективности. Характеризуется следующими признаками: 1) объектом контроля является не только законность, но и эффективность и целесообразность деятельности контролируемого; 2) контролирующий субъект вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность контролируемого; 3) осуществляется не только государственными, но и уполномоченными негосударственными субъектами; 4) проводится в отношении конкретных субъектов; 5) может быть предварительным, текущим и последующим; 6) применяется более широкий круг методов по сравнению с финансовым надзором - проверка, методы финансового и экономического анализа, ревизия и др.; 7) субъекты финансового контроля вправе давать обязательные предписания контролируемому об устранении допущенных нарушений, но они не являются органами административной юрисдикции. Финансовый надзор - это деятельность уполномоченных органов, направленная на исполнение требований законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами с целью выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, обеспечения законности и финансовой дисциплины. Характеризуется следующими признаками: 1) в процессе финансового надзора деятельность соответствующего лица оценивается только с точки зрения законности, но не эффективности и целесообразности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов; 2) вмешательство в оперативную, хозяйственную или иную самостоятельно осуществляемую деятельность поднадзорного лица не допускается; 3) как правило, осуществляется уполномоченными государственными органами исполнительной власти; 4) может проводиться в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга лиц, независимо от их подчиненности и формы собственности; 5) проводится преимущественно в форме текущего и последующего надзора; 6) основными методами являются наблюдение, проверка, ревизия, обследование, получение объяснений и др.; 7) надзорные органы являются органами административной юрисдикции и вправе применять меры принуждения, в том числе меры административной ответственности.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6660)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |