Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация работы дежурной следственно-оперативной группы. Должностные обязанности дежурного следователя



2015-12-04 9174 Обсуждений (0)
Организация работы дежурной следственно-оперативной группы. Должностные обязанности дежурного следователя 5.00 из 5.00 7 оценок




УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

уголовного процесса

к.ю.н., профессор,

полковник полиции

Кальницкий В.В.

«___»_________2012г.

 

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СЛЕДОВАТЕЛЕМ

 

Фондовая лекция

 

 

Время лекционного занятия 2 часа

 

Специальность 030501.65 Юриспруденция

 

Форма обучения очная

 

 

Омск 2012


Рецензенты:

Н.П. Ефремова – кандидат юридических наук, доцент

П.В. Седельников– кандидат юридических наук

С.В. Виноградова– начальник контрольно-методического отдела Следственного управления УМВД России по Омской области

Авторы:

Н.П. Ефремова – кандидат юридических наук, доцент;

Т.В. Куряхова.

 

 


ПЛАН

Введение……………………………………………………………………4

1. Организация работы дежурной следственно-оперативной группы. Должностные обязанности дежурного следователя.…………………………...5

2. Проблемы законности и обоснованности возбуждения уголовных дел в практической деятельности следственных подразделений…………………18

3. Деятельность следователя при выявлении новых преступлений по расследуемому уголовному делу……………………………………………….37

Заключение……………………………………………………………….46


Введение

Уголовно-процессуальная деятельность организована таким образом, что без решения о возбуждении уголовного дела невозможно достичь целей уголовного судопроизводства. Назначение стадии возбуждения уголовного дела заключается в установлении потребности осуществления производства по делу в условиях развернутых процедур уголовного судопроизводства. Если такой вывод сделан, продолжение предварительной проверки сообщения о преступлении незаконно и это отрицательно скажется на результатах расследования: будет утрачено время, упущены возможности работы по горячим следам, в подобных случаях прогнозируемо нарушение прав и законных интересов лиц, вовлекаемых в уголовное судопроизводство.

Однако критерии оценки деятельности следственных подразделений, сформулированные многие десятилетия тому назад, заставляют органы расследования прогнозировать судебную перспективу будущего уголовного дела. Следователи сориентированы на расширение пределов доказывания при определении основания для возбуждения уголовного дела. При условии, что в законе средства проверки четко не регламентированы (за исключением осмотра места происшествия и трупа, в определенных пределах – освидетельствования), расширение пределов проверки превращает ее в суррогат предварительного расследования[1].

Изложенное свидетельствует об актуальности и большой практической значимости обозначенной темы.

Курсанты – будущие следователи, поэтому они должны знать о проблемах судебной, следственной и прокурорской практики, уметь дать этому оценку и понимать, как следует действовать в ситуациях, требующих принятия решений о возбуждении уголовного дела.


Организация работы дежурной следственно-оперативной группы. Должностные обязанности дежурного следователя

Дежурная следственно-оперативная группа (далее СОГ) формируется из числа сотрудников, осуществляющих дежурство в составе суточного наряда по органу внутренних дел в соответствии с графиком, утверждаемым начальником органа внутренних дел. Помимо следователя в состав группы входят, сотрудники оперативных подразделений, полиции общественной безопасности, экспертно-криминалистических и иных подразделений, при необходимости инспектора-кинолога.

Дежурная СОГ создается для обеспечения производства неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий непосредственно после поступления сообщения о преступлении.

В соответствии с Положением об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений (утверждено Приказом МВД России от 26 марта 2008 г. № 280) следователь является руководителем следственно-оперативной группы. В чем это выражается?

1) следователь определяет направление расследования, осуществляет его планирование во взаимодействии с членами группы, координирует их действия;

2) определяет порядок работы группы, обеспечивает согласованность действий всех ее членов, направленных на раскрытие преступления, установление лиц его совершивших;

2) знакомится с относящимися к делу материалами оперативно-розыскной деятельности и лично несет ответственность за надлежащее их использование;

3) несет ответственность за полноту и эффективность работы всех членов группы;

4) несет ответственность за полноту сведений, отражения фиксацию формирование в материалах проверки;

5) наряду с руководителем оперативного подразделения составляет и утверждает согласованный план мероприятий;

Дежурный следователь, являясь руководителем СОГ, непосредственно осуществляет проверку сообщения о преступлении. Полномочия следователя при проверке сообщений о преступлениях регламентированы уголовно-процессуальным законодательством (ст.ст. 20, 21, 38, 144, 145, 146, 147, 148 и др. УПК РФ), а также ведомственными нормативными актами[2]. Значительный объем работы следователь исполняет непосредственно на месте происшествия.

Сотрудники оперативного подразделения, участковый уполномоченный полиции незамедлительно обязаны информировать руководителя СОГ о результатах проделанной работы, письменно, если об этом имеется указание руководителя. Следователь как руководитель группы обязан проверить полноту выполненной сотрудниками полиции работы. Если в рапорте оперативного сотрудника отражено, что им проведен поквартирный обход в доме, где совершено хищение, и в результате интересующей следствие информации не получено, следователь предлагает отразить в рапорте, какие квартиры были подвергнуты проверке, указать номера квартир, данные о проживающих лицах и т.д. Это важно и в связи с тем, что дальнейшую работу по уголовному делу будет осуществлять, как правило, другие сотрудники полиции и нередко другой следователь, поэтому руководитель СОГ должен проконтролировать, чтобы все проведенные действия членов группы нашли отражение в материалах проверки и в материалах уголовного дела, если оно было возбуждено незамедлительно.

Нередко предметы, которые имеют значение для дела, обнаруживаются уже после осмотра места происшествия, следователь должен убедиться, что способ их обнаружения и порядок приобщения к материалам дела отражен в деле. Это может быть протокол преставления или рапорт сотрудника милиции. Если предмет обнаружен непосредственно следователем, необходимо продолжить осмотр места происшествия (если он официально не завершен), либо провести дополнительный осмотр, например участка местности.

В материалах проверки должны найти отражение, в том числе и действия, с отрицательным результатом. Например, следователем, оперативными сотрудниками и сотрудниками полиции общественной безопасности были приняты меры к отысканию орудия преступления (о причинении тяжкого вреда здоровью в частном доме в сельской местности) уже после завершения осмотра места происшествия: обследована значительная территория вокруг дома, где было совершено преступление, проверены заброшенные постройки, хранилища, места общего пользования и т.д., однако орудие преступления не обнаружено. Такая информация также должна найти отражение в деле – зафиксирована в протоколе осмотра местности, прилегающей к месту происшествия, а также в рапортах членов СОГ.

Следователь вправе дать поручение (как устное (в рамках СОГ), так и письменное) сотрудникам оперативных подразделений о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Право давать письменное поручение вытекает из положений п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ (где закреплено право следователя давать такое поручение в случаях и в порядке, предусмотренном УПК РФ) и ч. 1 ст. 144 УПК РФ (в которой прямо закреплено, что следователь при проверке сообщения о преступлении может давать органу дознания обязательные для исполнения письменное поручение о производстве оперативно-розыскных мероприятий).

Проверки по оперативно-справочным, криминалистическим и экспертно-криминалистическим учетам, полученные в ходе первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в дежурные сутки осуществляет сотрудник оперативного подразделения. Он же осуществляет постановку на учет похищенных вещей, имеющих индивидуальные номера и объектов экспертно-криминалистических учетов. Определенная справочно-информационная деятельность может быть осуществлена следователем.

Поступившая информация может быть оформлена справкой соответствующего учреждения. Информация по телефону – справкой следователя или сотрудника полиции.

Дежурный следователь в отсутствии руководителя следственного органа наделен правом оценки результатов оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) на стадии документирования преступной деятельности до возбуждения уголовного дела.

Если содержащиеся в материалах оперативно-розыскной деятельности, представленных следователю, не подтверждают наличие признаков преступления, дежурный следователь (или руководитель следственного органа) возвращает их начальнику оперативного подразделения с письменными рекомендациями о выполнении дополнительных мероприятий.

При несогласии с рекомендациями дежурного следователя начальник органа внутренних дел либо его заместитель направляет указанные рекомендации со своими письменными возражениями руководителю вышестоящего следственного органа, который в десятидневный срок, а при необходимости – незамедлительно, выражает свою позицию по существу разногласий.

Совместно с оперуполномоченным следователь разрабатывает план мероприятий, направленных на раскрытие и расследование преступления, который утверждается руководителями следственного подразделения и оперативного подразделения.

Участковый уполномоченный информирует следователя об известных ему обстоятельствах, имеющих значения для осуществления полной проверки и принятия решения по ее результатам. Кроме того, участковый уполномоченный милиции обязан исполнять поручения руководителя СОГ по установлению, вызову к следователю очевидцев и иных лиц, используя для этого возможности доверительных отношений с гражданами.

В следственной практике принято, что по результатам работы в составе СОГ оперативные сотрудники, участковый оперуполномоченный, другие сотрудники милиции общественной безопасности обязаны представить следователю рапорта о проделанной работе в составе группы по конкретному сообщению о преступлении.

Специалист-криминалист в срок до 5 суток, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, – в течение дежурных суток, оформляет результаты предварительного исследования следов и иных объектов справкой. В срок до 5 суток представляет следователю, в производстве которого находится уголовное дело, фото-таблицу к протоколу осмотра места происшествия, а в случае проведения видеосъемки – видеоматериалы.

Эксперт-кинолог представляет следователю акт о применении служебно-розыскной собаки, который приобщается к материалам проверки.

 

Если следователь начал проверку заявления или сообщения о преступлении, по ее результатам он обязан принять решение в соответствии с УПК РФ и ведомственными нормативными актами.

Передача следователем в орган дознания составленного им протокола осмотра места происшествия и других собранных материалов при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, не разрешается (п.17.1.9 Положения).

В соответствии с Инструкцией следователь пресекает попытки необоснованного вмешательства в свою процессуальную деятельность со стороны неуполномоченных должностных лиц. Поэтому уголовное дело или материалы проверки о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе предоставить для проверки только руководителю следственного органа или его заместителю, а также вышестоящему руководителю следственного органа. По мотивированному письменному запросу материал предварительной проверки может быть запрошен прокурором, осуществляющим надзор за данным следственным подразделением (ч. 2-1 ст. 37, ч. 4 ст. 146 УПК РФ).

В уголовном деле должен найти отражение повод для возбуждения уголовного дела.

Поводом является официальный источник информации о совершенном или готовящемся преступлении, которому придается значение юридического факта. Соответственно, если отсутствует письменное заявление или явка с повинной, по результатам проверки составляется рапорт.

Часть 1 ст. 140 УПК РФ дополнена п. 4, где постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании именуется самостоятельным поводом.

Не вдаваясь в дискуссию о причинах, заставивших законодателя выделить из третьего повода (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников) выделить четвертый, остановимся на его сущности.

Постановление о направлении материалов общенадзорной проверки в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) - это одна из форм реагирования прокурора на выявленные в ходе надзорной деятельности нарушения[3]. То есть, если при осуществлении надзорной деятельности прокурор выявит в действиях поднадзорного лица признаки преступления, он вправе направить в органы предварительного расследования соответствующие материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. Эти сведения будут зарегистрированы в книге учета сообщений о преступлении, в установленный законом срок они будут проверены на наличие в них признаков преступления. По результатам проверки должно приниматься решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.

Кроме того, Федеральным законом N 407 ФЗ статья 140 УПК РФ, была дополнена частью 1.1 о том, что поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях (предусмотренных статьями 198-199.2 УК РФ), служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Несмотря на то, что такие преступления подследственны Следственному комитету РФ, изменения Закона заслуживают внимания, поскольку признаки такого преступления следователь ОВД может установить при расследовании подследственного ему уголовного дела (например, по факту экономического преступления).

Ученые и практики отмечают некоторый узкий момент новеллы. Во-первых, она не согласуется с принципом публичности уголовного преследования. Ведь следователю, органу дознания и дознавателю нормами УПК предписывается в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления.

Исследователи свидетельствуют, что по материалам налоговых органов возбуждается не более 6% уголовных дел. Главная причина здесь – различные методы выявления налоговых преступлений: у налоговых органов они контрольные и применяются, как правило, к уже представленным декларациям и документам, а не оперативно-розыскные, которые позволяют сочетать гласные и негласные формы работы[4].

Не урегулированным является вопрос о порядке рассмотрения и разрешения сообщения о налоговом преступлении, полученного в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Очевидно, что новая норма создает препятствия в реализации одной из основных функций органов внутренних дел - выявлении и раскрытии преступлений в сфере экономики, в частности налоговых преступлений.

Наряду с этим частью второй статьи 11 закона N 144-ФЗ установлено, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, к следователю, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении.

Следственные органы не вправе возбудить уголовное дело по информации, полученной от конкурентов, от «обиженных» сотрудников, от оперативных работников и по другим каналам. «Поставщиками» информации для следственных органов по «налоговым составам» УК РФ могут быть только налоговые органы и только с соблюдением порядка, установленного в п. 3 ст. 32 Налогового Кодекса РФ.

Совокупность норм ч. 1.1 ст. 140 УПК РФ и п. 3 ст. 32 Налогового Кодекса РФ означает, что уголовное дело о налоговом преступлении может быть возбуждено только в случае, если:

1) налоговый орган вынес решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение вступило в законную силу;

2) налогоплательщик не уплатил указанные в решении налогового органа «крупную» недоимку, а также соответствующие пеню и штраф в установленный для исполнения выставленного требования срок (как правило, 8 рабочих дней);

3) прошло 2 месяца, предоставленные налогоплательщику для «деятельного раскаяния»;

4) налоговый орган направил в следственные органы материалы о выявленных нарушениях.

Никакого другого порядка возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении законодательство отныне не предусматривает[5].

 

Возвращаясь к деятельности СОГ, отметим, что отработка всех поставленных версий должна быть начата дежурной СОГ.

Если на уровне версии необходимо проверить алиби конкретных лиц, это должно быть сделано в пределах возможного в период дежурства СОГ. Например, потерпевшая заявляет, что возможно кражу вещей совершил ее бывший сожитель. Необходимо незамедлительно установить местонахождение данного лица, и проверить его алиби (или начать проверку), после возбуждения уголовного дела осуществить необходимые следственные действия.

Вся справочно-удостоверительная деятельность следователя в дежурные сутки также должна найти отражение в материалах уголовного дела. Это могут быть не только справки, полученные по запросу следователя, но и другая информация, которая не является доказательственной, но может оказаться весьма важной для организации расследования при передаче уголовного дела другому следователю. Например, следователь оставляет справку об установлении адреса проживания лица, полученную по телефону от дежурного паспортно-визовой службы.

Следователь возбуждает уголовное дело частного и частно-публичного обвинения (по признакам преступления, предусмотренного ч. 1ст. 115, ч. 1 ст. 116, а также ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 137, ч. 1 ст. 138 ч. 1 ст. 139, 145, ч 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 УК РФ) и при отсутствии заявления потерпевшего или его законного представителя, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по другим причинам не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны (ч. 4 ст. 20 УПК РФ).

Следователь обязан осуществлять проверку и по иным происшествиям (заявление о безвестном исчезновении человека, поручение прокурора по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, интернет-сообщения о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, если такая проверка необходима для обнаружения возможных признаков преступления.

По иным сообщениям о происшествии принимается одно из следующих решений:

1) о возбуждении дела об административном правонарушении;

2) о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;

3) о передаче на рассмотрение по подведомственности;

4) о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии;

5) о приобщении к материалам специального номенклатурного дела.

Первые четыре решения вправе принять должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях. Следователь таковым не является. Однако, если при проверке заявления о преступлении, следователь выявляет признаки административного правонарушения, он выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и направляет материалы начальнику органа дознания для принятия решения о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В соответствии с Инструкцией о регистрации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях сообщения и заявления о преступлениях и о происшествиях, требующих проверки для обнаружения признаков преступления или административного правонарушения, а также иная информация о происшествиях регистрируется в Книге учета общений о происшествиях (КУСП).

Коль скоро в КУСП регистрируется и иная информация о происшествиях, одним из принимаемых решений по иным сообщениям является приобщение к материалам специального номенклатурного дела. Решение об этом принимает начальник органа внутренних дел.

Следователь не вправе направлять материалы в номенклатурное дело, если им осуществлялась проверка по заявлению и сообщению о преступлении, а также об ином происшествии, требующим проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. В таких случаях следователь обязан принять решение в соответствии со ст. 145 УПК РФ.

В дежурные сутки следователем может быть принято одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении материалов по подследственности, а также о передаче материалов руководителю следственного органа без принятия решения, если проверку необходимо продолжить.

Например, осуществляется проверка по сообщению о краже из помещения склада. Для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо установить юридически значимые факты, подтверждающие наличие признаков преступления, предусмотренного соответствующим пунктом, частью ст. 158 УК РФ. Один из признаков – утрата имущества. Если в дежурные сутки установить данное обстоятельство не представилось возможным, следователь передает материалы проверки руководителю следственного органа, который определяет следователя для продолжения проверки. В то же время, если в дежурные сутки установлено, что имущество похищено (об этом свидетельствует пролом в крыше склада, разбросанные вещи, разорванные упаковки и т.д.) и речь надо вести о преступлении, а не об административном правонарушении (стоимость одной или нескольких похищенных вещей явно больше 1000 руб. (что подтверждается соответствующей справкой), проникновение на склад говорит о наличии квалифицирующего признака), дело должно быть возбуждено. Для установления итогового размера вреда в ходе расследования будут проведены инвентаризации, бухгалтерские экспертизы и т.д.

Если возбуждено уголовное дело, следователь незамедлительно составляет статистическую карточку формы № 1 (на выявленное преступление). Карточка обязательно подписывается прокурором, после чего представляется в информационный центр УМВД.

Принимая решение о возбуждении уголовного дела следователь должен:

1) Установить, что деяние не содержит признаков административного проступка (например, при отграничении мелкого хищения и кражи).

2) Убедиться, что производство по данному преступлению подследственно следователям ОВД.

Если по одному из преступлений предварительное следствие обязательно, по другому возможно дознание, уголовное дело вправе возбудить следователь в пределах своей компетенции. Возбуждение уголовного дела следователем компетенции дознания возможно, если такое решение примет прокурор.

3) Помнить об обстоятельствах, исключающих участие в уголовном судопроизводстве.

4) Иметь в виду особенности возбуждения уголовного дела по делам частно-публичного и частного обвинения, в отношении отдельных категорий лиц (ст. 447, 448 УПК РФ) и т.д.

О возбуждении уголовных дел по признакам нескольких преступлений, когда одно из преступлений носит публичный характер, а другое относится к уголовным делам частного обвинения интересные выводы сделаны Л.А. Александровой. Она приводит пример возбуждения уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ (похищение человека). При похищении человека, ему был причинен легкий вред здоровью (ст. 115 УКРФ) – это дело частного обвинения и возбуждается по жалобе потерпевшего. Л.А. Александрова предлагает в такой ситуации возбудить уголовное дело и по ст. 115 УК РФ по правилам ч. 4 ст. 20 УПК РФ, называя такую процедуру «довозбуждением уголовного дела» прокурором[6].

 

Пределы установления фактических данных имеют значение также при квалификации преступлений по совокупности. Например, в материалах проверки усматриваются признаки преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 3 ст. 158 и ст. 150 УК РФ; ч. 1 ст. 285 и ст. 292 УК РФ; ч. 1 ст. 115 и ст. 119 УК РФ. Представляется, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела достаточно установление признаков одного из преступлений. Но если установлены признаки нескольких преступлений, это будет отражено в решении. Такое положение является общим. Принимая решение о возбуждении уголовного дела, следователь (дознаватель) учитывает такие процедурные правила, как возбуждение уголовного дела в пределах компетенции, в отношении специальных субъектов, по делам частного обвинения.

Приведенные положения еще раз подтверждают сложность в определении пределов доказывания основания для возбуждения уголовного дела.

 




2015-12-04 9174 Обсуждений (0)
Организация работы дежурной следственно-оперативной группы. Должностные обязанности дежурного следователя 5.00 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Организация работы дежурной следственно-оперативной группы. Должностные обязанности дежурного следователя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)