Задания для самостоятельной работы. Темы рефератов
Темы рефератов · Цена рабочей силы на рынке труда. · Значение роста производительности труда для отдельной фирмы и национальной экономики. · Заработная плата и её виды. Коллективный договор как форма социальной защиты. · Номинальная и реальная ставки процента и факторы, на них влияющие. · Различные варианты оценки земли и формирование цен на землю в российской экономике.
ТЕМА 8. ОБЩЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ И ЭКОНОМИКА БЛАГОСОСТОЯНИЯ Теоретические основы для подготовки К практическому занятию Характеристика состояния рыночного равновесия; принцип оптимальности В. Парето. Частичное, общее, реальное равновесие. Модели равновесия в основных экономических школах: "экономическая таблица" Ф. Кенэ, схемы простого и расширенного воспроизводства К. Маркса, модель общего экономического равновесия Л. Вальраса, модель "затраты-выпуск" И. Леонтьева. Равновесие в плановой экономике. Формирование планового баланса в условиях совершенного плана. Плановый баланс при несовершенном плане. Дефицит как форма неравновесия. Современные модели рыночного равновесия: паутинообразная модель, модель очереди, модель рыночного равновесия при вмешательстве государства. Формы и экономические рычаги в механизме саморегулируемой рыночной системы: принцип "невидимой руки", система проб и ошибок, банкротства предприятий, конкурентное ценообразование, финансовая, денежно-кредитная и налоговая политика государства в регулировании конкуренции.
Тест
1. Общее экономическое равновесие характеризует состояние экономической системы, при котором в равновесии находятся: а) рынки экономических благ; б) рынки факторов производства; в) рынки экономических благ и факторов производства; г) нет верного ответа.
2. Частичное равновесие отличается от общего экономического равновесия тем, что: а) принимает во внимание цены на все блага; б) может проводиться только в рамках краткосрочного периода; в) применяется для исследования эффективности; г) изменения цен на одном рынке не оказывает существенного влияния на другие рынки.
3. Достижение экономической эффективности означает: а) максимальное благосостояние всех потребителей; б) непрерывный экономический рост; в) справедливое распределение экономических благ; г) все ответы верны.
4. Мысль о том, что эффективная экономика лежит на грани производственных возможностей принадлежала: а) К. Марксу; б) В. Парето; в) Р. Коузу; г) А. Пигу.
5. Эффективность, при которой общество не может увеличить выпуск одного блага, не уменьшая при этом выпуска другого, возникает: а) при монополии; б) олигополии; в) совершенной конкуренции; г) монополистической конкуренции.
6. При обмене экономическими благами между потребителями выигрыш получают оба, поскольку: а) растет общая полезность благ; б) растет общий объём потребления; в) растет общий объём благ; г) все ответы верны.
7. Какое из указанных ниже утверждений неверно: а) граница возможных благосостояний имеет отрицательный наклон; б) Парето-оптимальность соблюдается только при совершенной конкуренции; в) каждая точка на границе возможных благосостояний характеризуется справедливым распределением доходов; г) каждая точка на границе возможных благосостояний соответствует Парето-оптимальности.
8. Принцип Парето не обладает эффективностью: а) в первичном и вторичном распределении; б) производстве; в) обмене; г) все ответы верны.
9. Количество единиц одного товара, от которого следует отказаться, чтобы получить дополнительную единицу альтернативного товара, показывает: а) предельная норма технического замещения; б) предельная норма трансформации; в) предельные издержки; г) предельный продукт.
10. Таблица "затраты-выпуск" используется для отражения: а) эффекта масштаба производства; б) закона убывающей производительности факторов производства; в) закона убывающей предельной полезности; г) взаимосвязи между различными отраслями национальной экономики.
11. Общественные блага характеризуются: а) неисключаемостью; б) неделимостью; в) неконкурентностью; г) все ответы верны.
12. Ситуацию, когда индивид рационально утаивает свое желание платить за общественное благо, ожидая получать выгоду без её оплаты, характеризует: а) эффект Пигу; б) теорема Коуза; в) проблема безбилетника; г) коробка Эджуорта. 13. Кривая спроса на общественное благо: а) показывает общую стоимость, которую все индивидуумы платят за каждую единицу блага; б) идентична кривой спроса на частное благо; в) определяется горизонтальным суммированием всех индивидуальных кривых спроса; г) все ответы верны.
14. Прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т.е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем, называют: а) дотации; б) субсидии; в) экстерналии; г) налоги.
15. Налог Пигу устанавливается на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием, производящим: а) отрицательный внешний эффект; б) положительный внешний эффект; в) средний внешний эффект; г) нулевой внешний эффект.
16. Согласно теореме Коуза регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться в форме компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне: а) на основе административно-законодательного контроля; б) на основе создание стимулов для ограничения нежелательной деятельности; в) посредством интернализации внешнего эффекта; г) без вмешательства государства.
17. Если все индивидуумы в обществе станут альтруистами, то: а) проблема общественных благ и внешних эффектов исчезнет; б) проблема общественных благ и внешних эффектов останется; в) проблема общественных благ исчезнет, а проблема внешних эффектов останется; г) проблема внешних эффектов исчезнет, а проблема общественных благ останется.
18. К "провалам" государства не относится: а) инфляция и безработица; б) экономический кризис; в) социальная напряженность в обществе; г) несовершенство политического процесса.
19. Первым о "фиаско рынка" стал говорить: а) В. Леонтьев; б) А. Пигу; в) Ф. Эджуорт; г) Р. Коуз.
20. Микроэкономическая функция государства, связанная с эффективностью распределения ресурсов, называется: а) аллокативная; б) дистрибутивная; в) регулирующая; г) контролирующая. Практические задания
1. Пусть заданы краткосрочные кривые спроса и предложения на следующих рынках: рынок земли под строительство различных объектов, рынок строительных работ и услуг, рынок строительных материалов и рынок вторичного жилья. Изобразите графически реакцию рынков на сокращение предложения земли под жилое строительство. Обсудите возможные изменения на данных рынках. Замечание: земельные участки под вторичным жильем считать относящимися к рынку жилья.
2. В условной экономической системе, состоящей из двух отраслей, спрос и предложение заданы следующими функциями: = 35 – 5PA + PB; = 4PA – 2PB – 10; = 46 + 3PA – PB; = 2PB – 2PA – 8. Определите, возможно ли установление в этой системе общего экономического равновесия, и при каких значениях цен оно достигается? 3. Рыночные функции спроса и предложения на взаимодополняющие продукты представлены следующими уравнениями: = 80500 – 2,5PA – 30000PB; = 15000PB + 35000; = 5250 – 12,5PA – 750PB; = 11,75PA – 350. Определите изменение равновесных цен и объёмов товаров, возникших после сокращения спроса на товар А, причём = 76000 – 2,5PA – 30000PB.
4. Функции полезности двух потребителей заданы следующими уравнениями: UI = ( – 10)0,5 × ( – 10) 0,4; UII = ( – 4)0,35 × ( – 8) 0,6. При этом каждый потребитель имеет равное количество благ: 20 ед. блага А и по 30 ед. блага В. Определите, является ли для исходного блага распределение Парето оптимальным. Сравните эффективность распределения благ между индивидами при QA,I = 25 ед., QB,I = 14 ед., QA,II = 15 ед., QB,II = 46 ед. с исходным распределением.
5. Условная экономическая система производит две группы товаров: предметы потребления и средства производства. Производственные возможности экономики отражены в табл. 44. Таблица 44
Изобразите кривую производственных возможностей экономической системы и определите предельные нормы трансформации.
6. Заполните табл. 45, распределив перечисленные ниже экономические блага в соответствующие колонки. Обоснуйте ваш выбор соответствующими доводами. Таблица 45
7. Машиностроительный завод занимается производством изделий, при этом при нанесении покрытия в гальваническом цехе образуются отходы, которые сбрасывают в близлежащий водоём, тем самым создавая отрицательный внешний эффект. Предельные частные производственные и внешние издержки предприятия заданы уравнениями: MPC = 1420 +15Q; MEC = 2Q. Спрос на продукцию предприятия имеет вид: P = 2850 – 11Q. Определите объёмы производства и цену изделия без и с учётом создаваемого внешнего эффекта.
8. Готовность абитуриентов платить за учёбу в некотором коммерческом вузе выражается функцией: P = 30 – 0,3N, где Р – сумма платы, тыс. руб.; N – число абитуриентов, тыс. чел. Выраженная в деньгах предельная общественная полезность высшего образования отображается функцией: MU = 50 – 0,3N, где MU – предельная общественная полезность. Общие затраты вузов на подготовку специалистов заданы функцией: TC = 15N + N2. Определите: 1) величину внешнего эффекта подготовки 1 тыс. специалистов с высшим образованием; 2) число студентов, соответствующих максимуму их суммарной полезности; 3) число студентов, соответствующих максимуму их общественной полезности; 4) величину платы за обучение одного студента и размер дотации Пигу на 1 тыс. специалистов, соответствующие максимуму общественной полезности высшего образования.
9. Опрос показал, что спрос на услуги кабельного телевидения в двух соседских домах выражается следующими функциями: = 500 – 2,5P; = 525 – P. Предельные издержки на кабельное телевидение составляют 100 руб. в месяц. Изобразите общую функцию спроса на кабельное телевидение для двух случаев: а) услуга является чисто общественным благом; б) услуга является чисто частным благом.
10. В комнате студенческого общежития проживают 2 студента: студент А и студент Б. Деньги из совместного бюджета они распределяют между частными благами (еда, предметы гигиены) и общественными товарами (холодильник, телевизор, ноутбук), которыми пользуются совместно и совместно их финансируют. Функции полезности студентов заданы уравнениями: UA = 2MА × G и UБ = MБ × G, где М – количество денег, которые они расходуют на частные блага; G – количество денег, расходуемых на общественные блага. Месячный доход, расходуемый на частные и общественные блага, составляет 8000 рублей. Распределите эту суммы между частными и общественными благами в соответствии с принципом оптимальности Парето. Примеры решения задач Задача 1 В хозяйстве, состоящем из двух отраслей, спрос и предложение представлены следующими функциями: = 32 – 3PA + 2PB; = –10 + 2PA – PB; = 43 – 2PB+ PA; = – 5 + PB – 0,5PA. Определите, возможно ли установление в этой системе общего экономического равновесия и при каких значениях цен оно достигается. Решение
Приравняв функции спроса и предложения на ранках отдельных благ, определим частичное равновесие. Уравнение линии цен частичного равновесия на рынке блага А имеет вид 32 – 3PA + 2PB = –10 + 2PA – PB; PA = 8,4 + 0,6PB; Уравнение линии цен частичного равновесия на рынке блага В имеет вид 43 – 2PB+ PA = – 5 + PB – 0,5PA; PB= 16 + 0,5PA. Построение указанных линии цен частичного равновесия на рынках благ А и В представлено на рис. 31.
Рис. 31 Поскольку эти линии пересекаются при положительных значениях первых слагаемых в правой части, то равновесие устойчиво. Определим цены общего равновесия, подставив одно уравнение в другое. PA = 8,4 + 0,6 (16 + 0,5PA.); 0,7PA = 18; PA = 25,71. Тогда PB = 0,5 × 25,71 = 28,855.
Задача 2
Готовность абитуриентов платить за учёбу в вузах выражается функцией: P = 50 – 0,5N, где Р – сумма платы, тыс. руб.; N – число абитуриентов, тыс. чел. Выраженная в деньгах предельная общественная полезность высшего образования отображается функцией: MU = 70 – 0,5N, где MU – предельная общественная полезность. Общие затраты вузов на подготовку специалистов заданы функцией: TC = 10N + N2. Определите: 1) величину внешнего эффекта подготовки 1 тыс. специалистов с высшим образованием; 2) число студентов, соответствующих максимуму их суммарной полезности; 3) число студентов, соответствующих максимуму их общественной полезности; 4) величину платы за обучение одного студента и размер дотации Пигу на 1 тыс. специалистов, соответствующие максимуму общественной полезности высшего образования.
Решение
1. Величина внешнего эффекта есть разность между общественной полезностью высшего образования и индивидуальной его полезностью для окончившего вуз. Согласно условиям задачи она составляет (70 – 0,5N) – (50 – 0,5N) = 20.
2. Число студентов, соответствующих максимуму их суммарной полезности, можно найти из равенства Р = МС. Поскольку МС есть частная производная ТС, то МС = 10 + 2N. Тогда 50 – 0,5N = 10 + 2N; N = 16. Таким образом, 16 тыс. студентов соответствуют максимуму их суммарной полезности.
3. Число студентов, соответствующих максимуму их общественной полезности, можно найти из равенства MU = МС. Из равенства следует, что 70 – 0,5N = 10 + 2N; N = 24. Таким образом, 24 тыс. студентов соответствуют максимуму их общественной полезности.
4. Сумма платы за обучение, обеспечивающая поступление 24 тыс. студентов, равна 50 – 0,5 × 24 = 38 ден. ед. Предельные затраты вуза при таком наборе составляют 10 + 2 × 24 = 58 ден. ед. Следовательно, величина дотации Пигу будет составлять 20 ден. ед.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (964)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |