Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комбинация различных образов представления – творческий путь работы воображения



2015-12-04 1017 Обсуждений (0)
Комбинация различных образов представления – творческий путь работы воображения 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема № 5

Особенности и механизмы творческого воображения

План

1. Теория психологического развития личности (Л.В. Выготский).

2. Четыре формы связи воображения с реальностью.

3. Структура механизма творческого воображения.

4. Приемы творческого воображения.

5. Психологические факторы развития процесса творческого воображения.

6. Сравнительная характеристика воображения ребенка и взрослого человека. Общие черты. Характеристика воображения человека переходного воображения.

 

Важнейший аспект теории психологического развития личности

(Л.В. Выготский)

В о о б р а ж е н и е – психический процесс создания новых образов предмета, ситуации на основе ранее воспринятых

Воображение как основа любой творческой деятельности проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное, техническое творчество.

Л.С. Выготский пишет: «Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы,- все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении» («Воображение и творчество в детском творчестве», С.5).

Воображение человека – его способность заглянуть в перед и рассмотреть новый предмет в его бедующем состоянии.

Воображение имеет сугубо практическое, а не созерцательное значение.

Л.С. Выготский пишет: «Творчество не исключение, не удел избранных, а условие существования человечества», и все, в чем заключается хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [там же, С. 7].

В конце 20-х годов XX века Л.С. Выготский создает теорию психологического развития личности, где утверждается о творческом характере деятельности человека вообще и о творческом воображении как психологическом ядре личности.

Л.С. Выготский выделяет два вида деятельности человека:

- воспроизводящий (воссоздающий, репродуктивный), тесно связанный с памятью.

- комбинирующий (продуктивный, творческий).

Он пишет: «Создание новых образов или деталей будет принадлежать ко второму роду творческого или комбинирующего поведения…»

Творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности нашего мозга называется воображением или фантазией [С. 5].

Л.С. Выготский пишет: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». Именно поэтому творческие процессы обнаруживаются уже в играх детей самого раннего возраста.

Четыре формы связи воображения с реальностью

Для осознания связи воображения с действительностью важны два положения:

- значения воображения для создания человеком мира культуры;

- наличие творческого начала в жизни каждого человека.

Положение Л.С. Выготского о характеристике связей воображения(или фантазии) с реальностьюключ к пониманию психологического механизма воображения.

Известный психолог выделяет 4 формы связи:

І форма ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СОЗДАНИЯ – НОВЫЕ КОМБИНАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ, имеющие место в реальности, в прежнем опыте человека.

Изменение этих элементов не лишает их реальности, а комбинация измененных элементов носит характер сказочного, недействительного.

Так, например, сказочные, фантастические, мифические образы:

Ø избушки на курьих ножках (входят существующие в действительности, но искаженные элементы: нога курицы; маленькая крестьянская избушка);

Ø Сирены (комбинация представлений человека о женщине и о сидящей на ветвях птицы) (Васнецов, Повесть радости и печали)

Ø Русалкаперсонаж славянской мифологии (человекоподобное существо (или дух), связанное с водоёмами).

Ø Кентавры(полулюди – полукони: человеческая голова и торс человека на конском туловище с четырьмя ногами).

Втехническом творчестве;

Ø танк амфибия(танк и подводная лодка);

Ø аккордеон(клавиши фортепиано и кнопки баяна).

Главное условие развития воображения и фантазии – обогащение опыта человека новыми впечатлениями, представлениями и понятиями (одна из проблем творчества – неразрывность воображения и фантазии).

II форма связи воображения с действительностью – СВЯЗЬ МЕЖДУ ГОТОВЫМ ПРОДУКТОМ ФАНТАЗИИ И КАКИМ-НИБУДЬ СЛОЖНЫМ ЯВЛЕНИЕМ ДЕЙСТВИЙ.

Плод воображения реален, а само воображение направляется социальным опытом или описанием других людей (ученых, путешественников, писателей, педагогов и т.д.).

Например, на основе рассказов взрослых, книжных описаний, дети представляют картину океана. Она не репродуцирует их прошлый опыт «общения» с ним (его не было), но впитывает компоненты ранее составленных образов: представления человека о воде, море, огромном пространстве, многоводности, глубине, китах, дельфинах, льдах и т.д.

Комбинация различных образов представления – творческий путь работы воображения.

При такой форме связи воображения и действительности воображение - средство обогащения личного опыта ребенка, формирования у него знаний о природе и обществе.

ІІІ формаЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СВЯЗЬ.

Между чувствами и воображением существуют прямая и обратная связь.

П р я м а я с в я з ь чувства влияют на воображение согласно закона общего эмоционального закона:образы, которые производят сходные эмоциональные взаимодействия, обладают тенденцией к объединению в одно «комбинированное произведение воображения».

Например, человек объединяет образы голубого и красного тонов, сближает два различных впечатления на основании вызванных или сходных построений. Так, достаточно мрачное название выставки Марка Греся «Похороны тысячелетия», автора и ведущего исторического альманаха "Былое", художника - графика, работающего в манере тушь-перо, представлены работы, с разнообразием оттенков серого, белого и черного для эффекта свечения в гигантских масштабах (в числе полотен: «Вскрытие Гулливера», «Последняя песнь Орфея», «Скука», «Рыбный день», имеет место картина размером 2 на 3 метра, «населенная» девятью тысячами персонажей, плод семи месяцев непрерывной работы, которая вошла в Книгу рекордов Гиннеса).

О б р а т н а я с в я з ьвоображение влияет на эмоции в соответствии с законам эмоциональной реальности воображения.

«Всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение не соответствует действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым, захватывающим человека чувством» [С. 15].

Речь идет о тех реальных чувствах, которые вызывают иллюзии (лат.— обманывать)-искаженное восприятие реальных предметов.

Так, фантазия ребенка – сироты, не помнящего матери, создает ее образ, который нельзя назвать реальным. По иллюзии он принимает за мать совершенно чужую женщину, увиденную на улице, и с огромной радостью бросается к ней.

Вечером дети могут сильно испугаться в лесу или парке созданного ими образа (бандита, волка и т.п.), за которым они по иллюзии принимают что-то другое, реальное – маленькую сосну, большую собаку и т.д.

IV форма связи воображения с реальностью – ОТСУТСТВИЕ ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА В ПРОДУКТАХ ЕГО ФАНТАЗИИ. Отличительная черта продуктов фантазии – способность не только реально существовать в материальном мире, но и активно воздействовать на него.Л.С.Выготский называет подобное «комбинирующее воображение «кристаллизованным» или «воплощенным». Любая вновь созданная конструктором техническая новинка (машина, орудие) – плод воплощенного комбинирующего воображения. Также продукты воображения литератора, его вымысла, казалось бы, не связанные с действительностью (сказки, например), но связь эта имеется. Вымысел воздействует на самого человека, внутреннюю действительность – его чувства, мысли, понятия.

 



2015-12-04 1017 Обсуждений (0)
Комбинация различных образов представления – творческий путь работы воображения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комбинация различных образов представления – творческий путь работы воображения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1017)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)