Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды уменьшения налогов



2015-12-04 1700 Обсуждений (0)
Виды уменьшения налогов 0.00 из 5.00 0 оценок




Уменьшение налогов: понятие и виды

Уменьшение налогов необходимо рассматривать как двойственное явление. С одной стороны уменьшение налогов - это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой - стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну. Уменьшение налогов — это процесс, обязательными участниками которого является плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, которые обусловлены интересами, потребностями и задачами каждой стороны.

Уменьшение налогов (налоговая минимизация) в общем смысле слова - это те или иные целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

При уменьшении налогов, налогоплательщик действует целенаправленно, предпринимает определенные действия или способы, результатом которых будет налоговая экономия. Умысел в действиях налогоплательщика, направленный на снижение налоговых платежей - основная составляющая уменьшения налогов (налоговой минимизации).

Виды уменьшения налогов

Виды уменьшения налогов достаточно многочисленны, однако принципиально их можно подразделить на две самостоятельные категории:

1) незаконные

2) законные.

Незаконное уменьшение налогов или уклонение от уплаты налогов представляет собой способы, при которых экономический эффект в виде снижения размера налоговых платежей достигается с применением действий, прямо нарушающих нормы законодательства. Действующее законодательство, в частности российское уголовное законодательство, обозначает эту категорию способов налоговой оптимизации через термин "уклонение от уплаты налогов" (ст.198, 199 УК РФ). Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

При рассмотрении множества способов данной категории необходимо отметить, что они, неоднородны. Однако, исходя из тяжести содеянного, в результате незаконного уклонения от уплаты налогов можно выделить следующие способы.

Некриминальное уклонение от уплаты налогов - это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности (неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные нарушения, занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров, и, соответственно, занижение сумм НДС, подлежащих уплате на таможне и т.д.)

Криминальное уклонение от уплаты налогов происходит путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ (включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, наступает только при совершении этого преступления в крупном или особо крупном размере, если сумма превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пять тысяч)

Законное уменьшение налогов или налоговая оптимизация представляет собой способы, при которых определенный экономический эффект в виде уменьшения налоговых платежей достигается путем квалифицированной организации дел по исчислению и уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов.

Главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов заключается в том, что налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, то есть не нарушает законодательство. Поэтому его действия не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика.

Способы борьбы государства с уклонением от уплаты налогов
(самостоятельное изучение материала)

Можно выделить четыре основных способа, при помощи, которых государство борется с уклонением от уплаты налогов, а именно:

- доктрина "существо над формой";

- доктрина "деловая цель";

- презумпция облагаемости;

- заполнение пробелов в налоговом законодательстве.

1) Доктрина "существо над формой"сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой; главное при этом - ее содержание, характер действий ее участников. Иными словами, решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате или неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора. Механизмом реализации доктрины "существо над формой" являются положения российского законодательства, предусматривающие ничтожность мнимых и притворных сделок.

Мнимая сделка - это сделка совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. Например, при выявлении налоговыми органами факта фиктивной передачи предприятием денежных средств (только на бумаге, без реального перечисления) в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты, которые подлежат льготированию по налогу на прибыль, данная сделка будет признана судом недействительной, что в свою очередь приведет к доначислению налога на прибыль, начислению пени и применению к предприятию налоговых санкций за недоплату налога на прибыль.

Притворной признается сделка, совершенная с целью прикрыть другую сделку. К притворной сделке применяются правила сделки, которую стороны имели в виду при совершении притворной сделки. Например, договор комиссии может быть выдан предприятием за договор купли - продажи имущества. В случае признания такого договора притворным, к данной сделке будет применен порядок регулирования отношений комиссии и, соответственно, на комиссионера будут наложены налоговые санкции за занижение сумм налога, вызванного неприменением повышенной ставки налога на прибыль, а также доначислен налог и пени.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что после вступления в силу первой части Налогового кодекса РФ налоговые органы утратили право самостоятельно переквалифицировать сделки налогоплательщика с третьими лицами, в связи с чем практическая реализация доктрины "существо над формой" в настоящее время несколько затруднена. Отсутствие такого права у налоговых органов лишает их возможности бесспорно взыскивать доначисленные сумм налогов и пени.

В то же время, юридическая квалификация сделки в соответствии с п.1 ст.45 Налогового кодекса РФ может быть осуществлена в судебном порядке по иску налогового органа о взыскании недоимки или налоговой санкции.

2) Сущность доктрины "деловая цель" заключается в том, что сделка, которая создает налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если она не достигает деловой цели. Ярким примером может служить случай, взятый из арбитражной практики. Предприятие заключало договор займа с другим предприятием и с заемных средств не уплачивало налог на добавленную стоимость. В счет погашения этого займа предприятие поставляло свою продукцию займодателю. При налоговой проверке займополучателя налоговые органы посчитали займы предоплатой за продукцию и доначислили налог на добавленную стоимость с полученных авансов (займов). При рассмотрении данного дела суд встал на сторону налоговых органов и указал, что, так как деловая цель у предприятий была не получение и предоставление займа, а получение продукции, то заем нужно рассматривать как аванс в счет поставляемой продукции и с него необходимо уплачивать налог на добавленную стоимость (постановление президиума ВАС РФ от 17 сентября 1996 г. N 367/96 ("Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ", N 12, 1996 г.)).

3) Презумпция облагаемости предполагает, что налогом должны облагаться все объекты налогообложения, за исключением тех, которые прямо перечислены в законе. Принцип "презумпции облагаемости" подразумевает то, что налогоплательщик сам должен доказывать, что он не заплатил налог на вполне законных основаниях.

Однако Налоговый кодекс РФ закрепил принцип "презумпции невиновности" плательщиков налогов, в связи с чем, в настоящее время обязанность по доказыванию факта совершения правонарушения лежит на налоговых органах и, соответственно, налогоплательщик не обязан доказывать свою невиновность.

4) Заполнение пробелов в налоговом законодательстве сводится к тому, что законодатель регулярно принимает соответствующие поправки к налоговым законам, закрывая различные "лазейки", дающие возможность уменьшать размеры налоговых отчислений и уклоняться от уплаты налогов.

 

2) Прогнозирование и планирование: понятие, сущность, цели

НП– одна из важнейших составных частей финансового планирования организации. Это легальный путь уменьшения налоговых обязательств путем корректировки финансово-хозяйственной деятельности, структуры финансовых и товарных потоков организации при строгом соблюдении налогового законодательства и с учетом сложившейся арбитражной практики. Его основная идея: "Налоги нужно ПЛАТИТЬ. НO НЕ ПЕРЕПЛАЧИВАТЬ".

Налоговое планирование заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель же прогнозирования заключается в создании научных предпосылок для практической реализации сокращения налоговых выплат.

Планирование на практике реализуется в разработке планов, прогнозирование – прогнозов. Так, план - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению конкретных задач. Прогноз же – это система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми разными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана и т.д.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.

Основные цели НП:

- оптимизация налоговых платежей;

- минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по их совокупности;

- увеличение объема оборотных средств предприятия;

- повышение эффективности работы организации.

Налоговое планирование подразумевает оптимизацию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложения для своевременного анализа налоговых последствий различных управленческих решений.

Прежде чем проводить мероприятия по налоговому планированию, необходимо провести диагностику предприятия. Для этого изучаются первичные документы, информация планового характера, проводятся интервью с лицами, ответственными за ведение бухгалтерского учета и налогообложение.

Диагностику можно проводить по следующим направлениям:

1) расчет совокупной налоговой нагрузки (СНН);

2) анализ доли уплачиваемых налогов;

3) выявление налоговых рисков.

 

3) Принципы налогового прогнозирования и планирования

Принципы НП – это основные правила, составляющие его основу.

Принципы:

1) законности, т.е. соблюдения действующего законодательства;

2) выгодности, т.е. снижения совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментария НП;

3) реальности и эффективности, т.е. обеспечение на основе законодательства и инструментов, доступных конкретной организации, налоговой экономии в большем размере по сравнению с затратами, связанными с их применением;

4) альтернативности, т.е. рассмотрения нескольких вариантов НП и определения наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации;

5) оперативности, т.е. корректировки процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки изменений действующего законодательства;

6) обоснованности, т.е. экономического и правового обоснования схемы и составных частей НП.

 

4) Этапы прогнозирования и планирования

Стадии НП необходимо рассматривать с двух позиций:

- с точки зрения внешнего НП (учредители);

- внутреннего НП.

Внешнее НП

1 этап - выбор места регистрации (территории и юрисдикции).

При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10-15% налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени.

Следует обратить особое внимание, что налоговое планирование не применяется в случаях акцизов и в случае наличия налогов, исчисляемых в твердых ставках с объекта обложения.

2 этап - выбор организационно-правовой формы влияет на порядок использования прибыли и возможность получения льгот.

3 этап - определение состава учредителей и долей акционерного капитала.

В случае участия государства более 25% ограничивает возможности проведения реструктуризации, передачи имущества и распределения полученных доходов, а также участие в создании аффилированных групп. Согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии доли одного из участников в размере более 25% возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.

4 этап - выбор основных направлений деятельности (ОКОНХ, ОКПО) и особенности подготовки учредительных документов

Налоговый режим организации осуществляется согласно ее статистическим показателям. Первоначальные направления деятельности определяются кодами ОКПО и ОКОНХ по направлениям деятельности, прямо указанными в учредительных документах.

В учредительных документах указываются различные внутренние фонды и порядок их формирования и использования, а также предельные полномочия исполнительных органов.

5 этап - определение стратегии развития предприятия (количество работников, внутренней структуры организации, филиалов).

Используется для максимального использования налоговых льгот (например, малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.) и преференций.

Создание филиалов в юрисдикции с повышенным налоговым бременем снижает общие доходы организации, а с минимальным создает дополнительные возможности для налогового планирования.

6 этап - выбор порядка формирования уставного капитала.

Внесение имущества в уставной капитал создает первоначальные налоговые обязательства в виде налога на имущество.

Внутреннее НП

Составные части (этапы) внутреннего НП:

1) анализ проблем и постановка задач;

2) выбор инструментария для НП;

3) создание схемы;

4) ее реализация в финансово-хозяйственной деятельности.

1) Анализ проблем и постановка задач налогового планирования

Содержание этого этапа НП сводится к изучению (анализу) налоговых проблем организации и постановке задачи, для решения которой определяется инструментарий и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает:

- определение особенностей финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта,

- формирование налогового поля (перечень основных налогов, надлежащих уплате, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и налоговые льготы),

- анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей),

- оценку суммы налоговых обязательств в условиях текущего хозяйствования и др.

Задачей налогового планирования может быть признана минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых выступает организация, и т.д.

2) Определение основного инструментария налогового планирования

Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации НП.

Инструменты НП — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории РФ и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения, позволяющие реализовать предусмотренные законом наиболее выгодные, с точки зрения налоговых последствий, условия хозяйствования.

Основные инструменты НП:

1.налоговые льготы, предусмотренные законом (например, льготы по налогу на имущество организаций, среди работников которых инвалиды составляет более 50%);

2. оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного или из давальческого сырья);

3. цена сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами);

4. отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц);

5. специальные налоговые режимы (ст. 18 НК РФ) и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход);

6. льготы, предусмотренные соглашениями об избежание двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения);

7. элементы бухгалтерского учета и учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие (отсутствие) резервов предстоящих расходов и платежей).

3) Создание схемы налогового планирования

При осуществлении НП организация создает определенную схему, в соответствии с которой она намеривается осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Основная задача организации — правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать его наилучшим образом. Схема НП — это оптимальная структура организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанная на основе закона в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.

При осуществлении НП необходимо учитывать вероятность изменения налогового законодательства, обусловленного развитием налоговой политики, введением новых форм и режимов налогообложения, корректировкой налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценить вероятность наступления таких событий помогут имеющаяся информация, а также существующие в налоговой теории и политике тенденций.

4) Финансово-хозяйственная деятельность организации в соответствии с разработанной схемой НП

При разработке схемы НП организация использует определенный набор инструментов. Для определения эффективности этой схемы целесообразно сопоставить общие размеры налоговой экономии от применения всех инструментов НП и налоговых потерь, которые организация понесет при ее практической реализации.

 

5) Классификация налогового планирования

Классификационный признак Виды планирования
1. В зависимости от вида хозяйствующего субъекта - налоговое планирование в коммерческих - некоммерческих организациях
2. В зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта - налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли - не имеющих такой цели.
3. В зависимости от организационно-правовой формы - специфика налогового планирования в акционерных обществах, - производственных кооперативах и т. п.
4. В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия - на стадии создания предприятия; - в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования); - ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления).
5. С точки зрения временной определенности - долгосрочное (в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года); - годовое - краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду.
6. Исходя из направленности на перспективу - стратегическое - текущее (оперативное) планирование.
7. С точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия - динамическое - статическое налоговое планирование.
8. В зависимости от размера бизнеса - налоговое планирование на малых предприятиях, - средних - крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий.  
9. В зависимости от полноты охвата объектов - полное - тематическое (фрагментарное) налоговое планирование.
10. В зависимости от объекта налогового планирования - налоговое планирование деятельности предприятия в целом - структурных подразделений, - отдельных «центров ответственности» - конкретных операций.
11. В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование - внешнее (инициируемое учредителями) - внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации).
12. В соответствии с субъектами, осуществляющими налоговое планирование - работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия, - силами специализированного отдела предприятия; - внешними консультантами, в том числе специалистами аудиторских и консалтинговых фирм.
13. Исходя из критерия территориальности - местное - международное налоговое планирование. Особое внимание следует уделять текущему и стратегическому планированию.

 

Особое внимание следует уделять текущему и стратегическому планированию.

Текущее налоговое планирование

Мероприятия:

- обзор нормативно-правовой базы и комментариев специалистов по налоговой тематике (в том числе по СМИ);

- составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых схем сделок;

- составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;

- прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Инструменты:

- экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ);

- формирование запросов в налоговые инспекции; ФНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы;

- специальная литература;

- арбитражная и общегражданская судебная практика;

- разъяснения специализированных консалтинговых компаний.

Стратегическое налоговое планирование

Мероприятия:

- обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения на планируемый период;

- составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;

- варианты (не менее двух) схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;

- составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;

- письменное обоснование применяемых схем и, в особенности, узких мест, с точки зрения налоговых последствий.

- варианты возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации. Прогноз эффективности применяемых мер, оценка риска различных программ действий.

Инструменты:

- экспертные правовые системы, базы данных по налоговой тематике (в том числе по СМИ);

- формирование запросов в налоговые инспекции; ФНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы;

- специальная литература;

- арбитражная и общегражданская судебная практика;

- разъяснения и разработки специализированных консалтинговых компаний.



2015-12-04 1700 Обсуждений (0)
Виды уменьшения налогов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды уменьшения налогов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1700)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)