Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Теоретические основы изучения сказок о животных и басен на уроках литературного чтения



2015-12-04 1656 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы изучения сказок о животных и басен на уроках литературного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Факультет педагогики и методики начального образования

Кафедра гуманитарного образования в начальной школе

 

 

Выпускная квалификационная работа

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ И БАСЕН

Работу выполнила:

студентка V курса очного

отделения, 451 группы

Оконешникова Юлия Викторовна

___________________

(подпись)

 

 

«Допущена к защите в ГАК» Научный руководитель:

Зав.кафедрой Шабалина О.В. доцент, канд. пед. наук ­ ___________________ Скрипова Юлия Юрьевна

(подпись) ___________________

«» 2015 г. (подпись)

 

 

Пермь

Оглавление

Введение …............................................................................................................. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения сказок о животных и басен на уроках литературного чтения

1.1. Сравнительный анализ жанровых особенностей произведений …... 6

1.2. Психологические особенности восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен …............................................................................. 21

1.3. Понятие о познавательных универсальных учебных действиях на уроках литературного чтения …......................................................................... 28

Выводы …............................................................................................................. 33

Глава 2. Методические основы формирования познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями

2.1. Содержательный и методический анализ программ и учебников литературного чтения …………………………………..…................................ 36

2.2. Приёмы формирования метапредметных результатов при работе со сказками о животных и баснями ….................................................................... 44

2.3. Диагностика сформированности познавательных УУД (учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений) и анализ её результатов ………………………………………………………….. 50

Выводы …............................................................................................................. 70

Заключение …....................................................................................................... 73

Библиографический список …............................................................................ 76

Приложения …...................................................................................................... 80


Введение

 

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования одним из наиболее значимых метапредметных результатов в рамках предмета «Литературное чтение» является овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений.

На уроках литературного чтения изучают такие произведения эпического рода, как сказки о животных и басни. Опрос учащихся третьего класса, наблюдения за деятельностью учеников и учителей на уроках литературного чтения во время педагогической практики, диагностирование учащихся показали, что дети испытывают затруднения в определении жанровых особенностей сказок о животных и басен, путают эти жанры. Учащиеся недостаточно хорошо владеют приёмами анализа и интерпретации произведений названных жанров. Причиной этого, по-нашему мнению, является использование учителями одних и те же методов и приёмов при работе с произведениями данных жанров без учёта их родо-жанровой специфики, а также небольшое количество учебного материала для работы в учебниках.

Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью формирования у младших школьников алгоритмов основных учебных действий по анализу и интерпретации сказок о животных и басен и нехваткой у учителя начальных классов методических умений, направленных на достижение этого метапредметного результата. Возникшее противоречие свидетельствует о наличии проблемы, которую можно представить в виде вопроса: какие методические приёмы помогут учителю сформировать у младших школьников учебные действия по анализу и интерпретации сказок о животных и басен максимально эффективно?

Объект исследования — процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

Предмет исследования — приёмы формирования у младших школьников учебных действий по анализу и интерпретации сказок о животных и басен на уроках литературного чтения.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность выявленных методических приёмов работы со сказками о животных и баснями.

Гипотеза исследования: формирование учебных действий по анализу и интерпретации басен и сказок о животных на уроках литературного чтения будет протекать успешно, если учитель:

1. Осознаёт родо-жанровые особенности сказок о животных и басен;

2. Владеет методическими приёмами, направленными на формирование универсальных учебных действий, связанных с анализом и интерпретацией произведений фольклора и литературы;

3. Владеет диагностическими методиками и способами оценивания познавательных универсальных учебных действий (анализ и интерпретация) при работе со сказками о животных и баснями.

Задачи исследования:

1. На основе изучения литературоведческих источников определить родо-жанровую специфику сказок о животных и басен;

2. Выявить психологические особенности восприятия младшими школьниками произведений обозначенных жанров;

3. Провести анализ программ и хрестоматий по литературному чтению для начальной школы с позиции темы исследования;

4. Разработать диагностические материалы для контроля и оценки формирования действий анализа и интерпретации сказок о животных и басен; апробировать материалы в образовательном учреждении;

5. Разработать методические рекомендации по формированию учебных действий анализа и интерпретации сказок о животных и басен (пособие для учителя).

Для решения поставленных задач в исследовании были использованы следующие методы:

1. Изучение и анализ научной литературы (литературоведческой и учебно-методической);

2. Проведение диагностик сформированности умений;

3. Количественный и качественный анализ выполнения диагностических работ;

4. Составление методических рекомендаций учителю.

Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в систематизации методических приёмов, направленных на формирование у младших школьников учебных действий анализа и интерпретации текстов художественных произведений.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработаны методические и диагностические материалы, помогающие учителю формировать необходимые умения при работе учащихся на уроках чтения со сказками о животных и баснями.

Структура работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность проблемы, указаны объект и предмет, определены цель, гипотеза и задачи, перечислены методы исследования.

В первой главе рассмотрены литературоведческие основы работы со сказками о животных и баснями (сравнительный анализ жанровых особенностей произведений), психологические особенности восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен, а также раскрыто понятие о познавательных универсальных учебных действиях (далее УУД) на уроках литературного чтения.

Во второй главе представлены содержательный и методический анализ программ и учебников литературного чтения с позиции рассматриваемой темы (УМК «Гармония» - автор Кубасова О.В., УМК системы РО

Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова — автор курса Матвеева Е.И.). Систематизированы приёмы работы со сказками о животных и баснями на уроках чтения.

В третьей главе описано содержание опытно-экспериментальной работы и анализ её результатов (исследование проводилось на базе МАОУ «Гимназия № 31» г.Перми, в 3 «В» классе). Также даны методические рекомендации учителю начальных классов по формированию познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями (пособие для учителя).

В заключении подведены общие итоги проведённого нами исследования, даны методические рекомендации по формированию у учащихся необходимых умений при работе со сказками о животных и баснями.

В приложениях представлены материалы диагностических работ (тексты, спецификации, ключи), сравнительный анализ УМК, словарь терминов для УМК Е.И. Матвеевой, материалы для пособия.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения сказок о животных и басен на уроках литературного чтения



2015-12-04 1656 Обсуждений (0)
Глава 1. Теоретические основы изучения сказок о животных и басен на уроках литературного чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Теоретические основы изучения сказок о животных и басен на уроках литературного чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1656)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)