Результаты диагностической работы №3 (качественный анализ)
Задание 1. От учащихся требовалось определить жанр текста «Лев и мышь». 7 учащихся ответили правильно, отметив вариант Б — басня. 10 человек посчитали, что представленный текст - это сказка о животных и один — рассказ. Задание 2. Необходимо установить правильную последовательность действий, происходящих в тексте. 17 учащихся правильно составили последовательность событий, 4 человека верно составили на свои места 4 пункта, то есть составили верную последовательность только наполовину. Задание 3. В задании требовалось выбрать правильный ответ на вопрос о причине ловли львом мыши. Двое учащихся отметили вариант А — Для того, чтобы съесть. Все остальные ответили верно — Потому что мышь разбудила льва. Задание 4. Задание на выбор правильного варианта ответа (информация из текста). Вопрос не вызвал затруднения. Так как ответ находился в тексте, то учащиеся без труда отметили вариант действий мыши в оказании помощи льву — перегрызла верёвку, которой был привязан лев. Задание 5. Задание заключается в оценке поступка героини. При оценке поступка мыши, 2 ученика не ответили. 4 ответили коротко: Мышь совершила хороший (добрый, смелый, правильный, благородный) поступок. Все остальные учащиеся полно, развёрнуто ответили на поставленное задание. О том, что мышь сдержала данное льву обещание; поступила хорошо, так как спасла льва. Один ученик отметил, что мышь совершила благородный поступок, когда спасала льва, и плохой поступок, когда разбудила льва и т.д. Задание 6. Направлено на умение объяснять смысл выражения из текста (переносное значение). Среди всех ответов можно выделить следующие: мыши тоже могут помогать (3 ученика); мышь не только приносит вред, но и может помочь (2 ученика); и от маленькой мыши можно ждать добро (2 ученика); даже если человек маленький, от него тоже есть польза, добро (2 ученика); если сделаешь добро, то добром и ответят; размер не важен, главное, что ты можешь помочь; каждый может сделать добро; бывает помощь, откуда её не ждал. 5 учащихся затруднились ответить на этот вопрос. Задание 7. Задание заключается в определении смысла всего произведения и пояснении. 4 ученика затруднились ответить на поставленный вопрос. Варианты ответов: Сделал добро и тебе в ответ тоже сделают добро (3 ученика); Как аукнется, так и откликнется (Лев отпустил Мышь, Мышь помогла Льву; если ты будешь делать добро, то и тебе будут делать добро) (2 ученика); Мышь спасла льва даже будучи маленьким животным (3 ученика); Даже самые маленькие могут спасти больших; Даже самый маленький и слабый человек может помочь старшему и более сильному; От каждого своя польза; Выполнять обещания Неверные ответы, касающиеся сюжета текста: Мышь помогла льву, перегрызла верёвку (2 ученика); Мышь спасла льва; Животные всегда помогают друг другу; Лев поймал мышь, она пробежала ему по телу. Задание 8. Заключается в выборе пословиц, подходящих к тексту, и их интерпретации. Ответы под буквами «А» (Что посеешь, то и пожнешь.) и «Б» (Делу время, потехе час.) - никто не выбрал. Вариант «А» был одним из верных. Ответ под буквой «В» (За добро добром платят.) выбрали 18 учащихся. Ответ под буквой «Г» (Друзья познаются в беде.) отметили 3 ученика. Ответ од буквой «Д» (Добро помни, а зло забывай.) выбрали 5 учеников. Варианты А и Б — 0, В — 12 (второй правильный ответ), В и Г — 2, В и Д — 4, Г и Д — 1. Все учащиеся, за исключением одного ученика (выбрал вариант В), объяснили значение выбранных пословиц. Все объяснения разные, но являются верными. Задание 9. Направлено на кругозор учащихся, на соотношение поступка героини с подобными поступками в других произведениях. Только один учащийся ответил на вопрос задания. Ответ был «Золотая рыбка». Все остальные затруднились ответить и поставили знак вопроса рядом с заданием. Задание 10. В задании требовалось дать оценку поступку героя. Учащиеся ответили следующим образом: Потому что она обещала ему сделать добро (8 ответов); Льву стало жалко мышь (пощадил) (3 ответа); Лев не хотел есть; Потому что Лев был сытый и хотел спать; Чтобы посмотреть, сможет ли она помочь льву или нет; Потому что лев был не злой; Мышь была льву ни к чему; Потому что она поклялась, что сделает ему добро. Лев был добрый и отпустил её, потому что доверился мыши; Мышь так рассмешила льва, что это и было как добро. Лев поверил, что мышь может сделать ему добро. 2 ученика затруднились ответить на поставленный в задании вопрос. Один ответ не соответствует ни тексту, ни вопросу задания. После анализа всех диагностик были выделены умения, на которые направлены задания. Все эти умения учебные действия по анализу и интерпретации художественных произведений. Также был вычислен процент выполнения заданий на каждое умение. Были получены следующие результаты (диаграмма 1): 1. Умение давать определение жанру литературы [задания Т. - А1, Б1] - 47, 365 %. 2. Умение выделять отличительные признаки жанра (соотносить произведение и жанр) [Т.А3, Б2, В1; С.1; Б.1] - 35, 964 %. 3. Умение выделять персонажей сказок и их характерные признаки (определять качества главной героини текста, аргументировать свой выбор) [Т. А4, Б5] - 31, 97 %. 4. Умение определять качества главной героини текста, аргументировать свой выбор (оценивать поступок героев) [С.5,7] - 48, 89 %. 5. Умение ориентироваться в круге детского чтения [Т.А5, 6, Б4; С.9; Б9] -20, 966 %. 6. Умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы [Т. Б6, С.8] - 25, 44 %. 7. Умение определять основные события и устанавливать их последовательность [С.2; Б2] - 83, 925 %. 8. Умение понимать содержание текста, находить информацию, данную в явном виде [С.3; Б.3,4] - 80, 78 %. 9. Умение пояснять прямое и переносное значение незнакомых слов [С.4; Б.6] - 15, 965 %. 10. Умение понимать информацию, представленную в неявном виде (работа с пословицами) [С.6; Б.7,8] - 35, 66 %. 11. Умение создавать собственный текст на предложенную тему [С.10; Б.10] - 16, 365 %. Прим. Т. – задания из диагностики по теории, С. – из диагностики по сказке, Б. – из диагностики по басне. Диаграмма 1. Выделяем следующие уровни сформированности умений: Низкий – от 0 до 35 %, средний – от 36 до 70 %, высокий – от 71 до 100 %. В результате получаем, что у учащихся на высоком уровне находятся умения под номерами 7 (умение определять основные события и устанавливать их последовательность) и 8 (умение понимать содержание текста, находить информацию, данную в явном виде). Умения под номерами 1 и 4 находятся на среднем уровне. Умения 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11 на низком уровне сформированности. Представим это наглядно в диаграмме 2.
В ходе анализа результатов диагностических работ мы пришли к выводам о том, что у учащихся достаточно сформированы умения (на высоком или среднем уровне): определять основные события и устанавливать их последовательность; понимать содержание текста, находить информацию, данную в явном виде; давать определение жанру литературы; определять качества главной героини текста, аргументировать свой выбор (оценивать поступок героев). При этом недостаточно сформированы (или вообще не сформированы) умения: выделять отличительные признаки жанра (соотносить произведение и жанр); выделять персонажей сказок и их характерные признаки (определять качества главной героини текста, аргументировать свой выбор); ориентироваться в круге детского чтения; ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы; пояснять прямое и переносное значение незнакомых слов; понимать информацию, представленную в неявном виде (работа с пословицами); создавать собственный текст на предложенную тему. В связи с этим предлагаем ряд методических рекомендаций учителю начальных классов по формированию познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями (пособие для учителя) (приложение 9).
Выводы 1. Для проведения содержательного и методического анализ программ и учебников литературного чтения с позиции рассматриваемой темы мы выбрали 2 комплекта учебников: УМК «Гармония» (автор Кубасова О.В.) и УМК системы РО Д.Б. Эльконина / В.В.Давыдова (автор Матвеева Е.И.). В результате анализа были выявлены: -особенности построения курса «Литературное чтение»; -метапредметные результаты, которые должны быть сформированы у выпускников начальной школы на уроках литературного чтения; -особенности учебного материала (сказки о животных и басни), который представлен в УМК; -виды заданий, используемых при работе со сказками о животных и баснями, и умения, на развитие которых направлены эти задания. Количество произведений в обоих УМК недостаточно для того, чтобы учащиеся могли полноценно разбираться в жанровых особенностях произведений и для формирования учебных действий анализа и интерпретации. Авторы УМК предлагают сходные, не очень разнообразные задания к текстам произведений. Но эти вопросы и задания подходят для формирования умения анализа и интерпретации художественных произведений. 2. Главный смысл любой сказки о животных и басни (заключённый в морали) может быть осмыслен и усвоен младшими школьниками только в том случае, если учитель при работе с произведениями данных жанров будет опираться на их родо-жанровую специфику. В зависимости от специфики произведения необходимо применять соответствующие методы и приёмы работы. Они представлены в таблице (параграф 2.1.). Мы выделили основные приёмы, которые необходимо применять учителю на каждом этапе урока чтения при работе над сказками о животных и баснями. Проанализировав приёмы работы, которые предлагают авторы УМК и методической литературы, мы пришли к выводу, что в основном приёмы работы над эпическими произведениями одни и те же. Это обусловлено тем, что данные жанры имеют одинаковое происхождение и схожие жанровые особенности. Выбор тех или иных приёмов зависит от уровня подготовленности, творческого потенциала, умения правильно организовывать работу на уроке учителя, умения учащихся работать на уроке, их уровня знаний и т. п. 3.В третьем параграфе описано проведение опытной работы и анализ её результатов. Опытная работа проводилась на базе МАОУ «Гимназия № 31» г.Перми, в 3 «В» классе. Количество учащихся — 22. Учащиеся обучаются по программе РО Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова. Из всех познавательных УУД мы выбрали умения по овладению учебными действиями анализа и интерпретации художественных действий. В диагностических работах все задания направлены на проверку уровня сформированности умений, которые подразумевают в себе действия анализа и интерпретации. В качества средства проверки уровня сформированности УУД использовали составленные нами диагностические работы: №1 (содержит задания, связанные с теорией сказок о животных и басен), №2 (включает задания на работу с конкретной русской народной сказкой о животных), №3 (состоит из заданий, направленных на умение работать с конкретной басней о животных). Каждая диагностическая работа имеет спецификацию и ключи с предположительными ответами учащихся. После проведения диагностических работы бланки с ответами были собраны и подверглись качественной и количественной обработке. В ходе анализа диагностических работ были получены следующие результаты: у учащихся часть умений сформирована достаточно хорошо, при этом другие - недостаточно сформированы. Причинами этого может быть недостаточное владение учителем знаниями о родо-жанровых особенностях сказок о животных и баснях, однообразие приёмов, используемых на уроках литературного чтения при работе с произведениями этих жанров, отсутствие систематического контроля и учёта сформированности читательских умений и др. Анализ полученных результатов позволяет подтвердить гипотезу, выдвинутую нами в начале исследования: формирование учебных действий по анализу и интерпретации басен и сказок о животных на уроках литературного чтения будет протекать успешно, если учитель осознаёт родо-жанровые особенности сказок о животных и басен; владеет методическими приёмами, направленными на формирование универсальных учебных действий, связанных с анализом и интерпретацией произведений фольклора и литературы; владеет диагностическими методиками и способами оценивания познавательных универсальных учебных действий (анализ и интерпретация) при работе со сказками о животных и баснями. В связи с этим нами был предложен ряд методических рекомендаций учителю начальных классов по формированию познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями. Методические рекомендации, которые мы предлагаем, представляют собой сборник (приложение 9). Сборник состоит из пояснительной записки, двух основных частей и заключения. Пояснительная записка — рекомендации по использованию сборника, особенности его построения, пожелания учителю. Часть первая - «Русские народные сказки о животных», вторая - «Басни о животных». Каждая часть включает 20 произведений, разделённых по классам. К каждому произведению подобраны задания, которые направлены на формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий по анализу и интерпретации сказок о животных и басен на уроках литературного чтения. Данное методическое пособие поможет учителю разнообразить материал для работы на уроке, дополнить набор вопросов и заданий к текстам, которые имеются в учебнике, составить свои задания на основе предложенных в сборнике. Заключение На уроках литературного чтения изучают такие произведения эпического рода, как сказки о животных и басни. Нами было выявлено, что учащиеся недостаточно хорошо владеют приёмами анализа и интерпретации произведений названных жанров. Причиной этого является использование учителями одних и те же методов и приёмов при работе с произведениями данных жанров без учёта их родо-жанровой специфики, а также небольшого количества учебного материала для работы в учебниках. Мы пришли к выводу о существующем противоречии между необходимостью формирования у младших школьников алгоритмов основных учебных действий по анализу и интерпретации сказок о животных и басен и нехваткой у учителя начальных классов методических умений, направленных на достижение этого метапредметного результата. Соответственно, целью нашей выпускной квалификационной работы стало теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности выявленных методических приёмов работы со сказками о животных и баснями. В ходе достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1. На основе изучения литературоведческих источников определить родо-жанровую специфику сказок о животных и басен на уроках чтения; 2. Выявить психологические особенности восприятия младшими школьниками произведений обозначенных жанров; 3. Провести анализ программ и хрестоматий по литературному чтению для начальной школы с позиции темы исследования. 4. Разработать диагностические материалы для контроля и оценки формирования действий анализа и интерпретации сказок о животных и басен; апробировать материалы в образовательном учреждении; 5. Разработать методические рекомендации по формированию учебных действий анализа и интерпретации сказок о животных и басен (в том числе пособие для учителя). 1. Проанализировав теоретический материал по проблеме исследования, мы пришли к выводу: В основе сказок о животных и басен лежит эпос. В связи с этим у названных жанров можно выделить общие черты. Различия сказок о животных и басен обусловлены их жанровой спецификой. 2. Анализ литературы психолого-педагогической направленности показал, что восприятие младшими школьниками данных произведений имеет свои особенности. Работа над сказкой предполагает особое восприятие, проживание и переработку её нравственного урока, включение творческого воображения ребёнка. Басня как произведение, которому свойственна высокая степень обобщённости, заключённая в морали, требует чёткого восприятия конкретно-образного содержания. Трудности в восприятии младшими школьниками сказок о животных и басен состоит в том, что детям трудно понять и определить содержание и мотивы поступков действующих лиц, сложно оперировать абстрактными понятиями. К тому же, учащиеся не всегда могут выделить главную мысль произведений этих жанров, которая заключена в подтексте. Отсюда следует, что для обеспечения полноценного восприятия младшими школьниками народных сказок о животных и басен, учителю необходимо правильно построить работу на уроке по усвоению главной мысли произведения, формированию способности анализировать и интерпретировать её, используя подходящие для этого приёмы. 3. В ходе анализа программ и учебников (УМК «Гармония» и УМК системы РО Д.Б. Эльконина / В.В.Давыдова) мы смогли выявить проблему, заключающуюся: во-первых, в недостаточном количестве учебного материала для того, чтобы учащиеся могли полноценно разбираться в особенностях произведений подобных жанров и для того, чтобы формировать учебные действия анализа и интерпретации; во-вторых, в однообразии заданий к текстам произведений. 4. В качестве базы для исследования были выбраны учащиеся 3 «В» класса МАОУ «Гимназии №31» г.Перми, в количестве 22 человек. Обучение ведётся по программе РО Д.Б. Эльконина / В.В. Давыдова. Для того, чтобы выявить уровень сформированности действий анализа и интерпретации у учащихся, нами были разработаны три диагностические работы. В ходе анализа результатов диагностических работ были получены следующие выводы: на высоком уровне сформированности у учащихся находятся умения под номерами 7 и 8. Умения под номерами 1 и 4 находятся на среднем уровне. Умения 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11 на низком уровне сформированности. 5. Таким образом, слабая сформированность читательских умений, связанных с анализом и/или интерпретацией художественных произведений свидетельствует о недостаточной разработанности методики работы со сказками о животных и баснями на уроках литературного чтения. В связи с этим предлагаем ряд методических рекомендаций учителю начальных классов по формированию познавательных УУД при работе со сказками о животных и баснями (пособие для учителя). В целом, цель работы достигнута. Данная работа имеет практическую значимость: разработанные методические и диагностические материалы помогут учителю формировать необходимые умения при работе учащихся на уроках чтения со сказками о животных и баснями.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2686)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |