Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3.2. Корпоративное управление процессом интеграции предприятий



2015-12-04 766 Обсуждений (0)
Тема 3.2. Корпоративное управление процессом интеграции предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




Как следует из содержания данной лекции, образование и развитие современных корпоративных структур осуществляется на базе концентрации и централизации капитала. Первоначально концентрация капитала проявилась в укрупнении предприятий за счет привлечения дополнительного капитала и рабочей силы, затем за счет слияния простых структур, превращения их в более сложные на основе горизонтальной и вертикальной интеграции и диверсификации производства. В современных условиях в отечественной экономике сохраняется тенденция стремления хозяйствующих субъектов к объединению усилий посредством слияния капиталов различных функциональных форм. Высококонцентрированный и интегрированный капитал способствует позитивным сдвигам в экономике, делая возможным осуществление финансирования инвестиционных проектов, внедрения новых технологий и научно-технических достижений. Концентрация и интеграция капитала выражается в возникновении новых рыночных субъектов, основанных путем объединения различных форм капитала как промышленного, торгово-посреднического, банковского, страхового, инвестиционного и т.д. - в единую корпоративную структуру. На смену финансовому капиталу приходит новая форма интегрированного капитала - финансово-промышленный капитал - результат объединения в целях усиления влияния на промышленное производство и получения стабильного денежного потока в процессе инвестирования. Данное объединение представляет собой не разнородную сумму индивидуальных капиталов, а специфическую систему капитала, наделенного новыми свойствами, в т.ч. измененным характером движения и формой кругооборота. При этом разнородные индивидуальные капиталы в единой экономической системе дают отдачу, большую чем их суммы при самостоятельном функционировании. В системе финансово- промышленного капитала осуществляется расширенное, равномерное по всем направлениям воспроизводство в целях достижения рыночного равновесия в замкнутой макросреде. Роль финансово-промышленного капитала определяется синхронизацией прооизводства и потребления, возможностями концентрации ресурсов и их переориентацией в нужное время и направление, способностью воспроизводить свою стоимость, аккумулировать значительные доходы. Осуществление совместной деятельности, особая внутренняя среда, складывающаяся в процессе взаимодействия различных функциональных форм капитала, позволяют рассматривать финансово- промышленную группу и как экономическую систему финансово-промышленного капитала, и как внутреннюю организацию, наделенную особыми свойствами и механизмами действия.

Корпорация может нами рассматриваться как инструмент интеграции промышленного и банковского капитала. Общие принципы функционирования корпорации в современной России наиболее наглядно можно рассмотреть на примере такой формы организационно-правового объединения хозяйствующих субъектов, получивших такое название в российском праве, как финансово-промышленные группы (ФПГ). Рассмотрим порядок формирования и функционирования ФПГ.

Целью создания финансово-промышленной группы должно стать получение мощных источников финансирования расширенного воспроизводства. Состав ФПГ может быть рассмотрен как иерархическая пирамида, имеющая в своей основе производительную деятельность, вершиной которой является финансовое ядро, обеспечивающее аккумуляцию и направление финансовых ресурсов; промежуточное положение занимает иерархия взаимоотношений, обеспечивающая информационную и интеллектуальную деятельность.

Финансово-промышленная группа - сложная экономическая структура, где отношения между хозяйствующими субъектами определяются на основе договоров и устава, размеров вложенного капитала, места в технологической цепочке. В условиях внутренней организации появляется возможность снижения расходов по поиску потенциальных участников технологической цепочки и заключения контрактов, ускорения процесса обмена продукцией и информацией. Совершенствование корпоративного управления в целом и повышение эффективности организации и деятельности финансово-промышленных групп при преимуществах централизованного управления движением денежных средств позволит приблизить механизм перелива капитала ФПГ к механизму движения капиталов на финансовых рынках.

В отечественной практике определились следующие типы слияний возникающих финансово-промышленных групп: по происхождению капитала, по технологическому признаку и характеру производственных связей, по территориальному признаку, по признаку легитимности.

Среди банковских ФПГ различаются: ФПГ с подконтрольными промышленными предприятиями (конгломерат), горизонтальная «банковская» ФПГ с инвестиционной компанией в центре, вертикально интегрированная банковская ФПГ.

В соответствии с технологическими признаками и характером производственных связей выделяются горизонтальные слияния (объединение предприятий одной отрасли), вертикальные слияния и диверсифицированные образования (конгломераты).

В условиях отсутствия четко налаженных кооперационных связей организация производства новой, сложной, а тем более конкурентоспособной продукции в рамках одного предприятия - задача тяжеловыполнимая, если не сказать - невозможная. Как один из возможных подходов решения этой проблемы - создание финансово-промышленной группы.

В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе и иностранные, за исключением общественных и религиозных (объединений). Обязательным должно быть наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. Кроме них в состав участников ФПГ могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.

Такое объединение хозяйственных субъектов позволяет решать задачи:

- повышения конкурентоспособности и эффективности производства;

- создания рациональных производственных и кооперационных связей;

- увеличения экспортного потенциала;

- ускорения научно-технического прогресса за счет консолидации корпоративных

усилий и объединения всей ресурсной базы.

Формирование финансово-промышленных групп в России можно рассматривать с двух точек зрения: как механизм государственной поддержки и инструмент промышленной политики, с одной стороны, и в качестве естественного рыночного механизма повышения эффективности через концентрацию производства, кооперацию и специализацию в рамках более совершенной организационной структуры, с другой. Формирование финансово-промышленных групп имеет свои преимущества. К ним относятся:

- снижение вероятности банкротства и повышение устойчивости предприятий, финансово-кредитных и других учреждений к воздействиям экономического и политического характер за счет объединения капитала;

- возможность создания мощной материально-финансовой и научной базы, достаточной не только для выживания предприятий, организаций и финансовых институтов в условиях кризиса, но и для дальнейшего их развития и совершенствования;

- расширение возможности производства высококачественной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции и ее реализации, кооперации между предприятиями внутри России и странах СНГ, развития социальной сферы;

- перераспределение управленческих функций государства за счет передачи части полномочий министерств и ведомств руководящим органам ФПГ;

- стабилизация процессов налогообложения и ценообразования, снижение инфляции;

- возможность противодействия неуправляемому проникновению крупных зарубежных монополий в экономику России и в оборонной комплекс путем создания высокоэффективной импортозамещающей продукции;

- концентрация на межотраслевой основе действенной конкуренции, между несколькими ФПГ за государственные заказы;

- диверсификация предприятий и организация оборонного комплекса, интеграция их в ФПГ, что частично снимает проблемы социальной напряженности и структурной безработицы.

Основная цель создания финансово-промышленных групп в России - снижение предпосылок для продолжения кризиса и стагнации производства, создание предпосылок для повышения эффективности функционирования предприятий.

В Росси создана законодательная база для формирования ФПГ, но в постоянно меняющихся экономических условиях необходимо постоянно ее совершенствовать.

Организационно-правовые формы ФПГ и состав участников могут быть разнообразными в зависимости от этапов полного цикла воспроизводства, финансового и научно-производственного потенциала предприятий, положением на рынке. Предприятия - участники ФПГ объединяются вокруг коммерческого банка, промышленного предприятия. ФПГ различаются по следующей классификации:

- по отраслевой принадлежности - отраслевые, межотраслевые;

- по масштабам деятельности - региональные, национальные, международные;

- по степени диверсификации - моно- и многопрофильные;

- по формам производственной интеграции - горизонтальные, вертикальные, конгломераты.

Вертикальные ФПГ представляют собой объединение под единым контролем предприятий, осуществляющих разные стадии производства того или иного товара, т.е. функционирующих по принципу замкнутой технологической цепочки. Замкнутая технологическая цепочка подразумевает полный цикл - от добычи сырья до выпуска готовой продукции, доведения ее до потребителя через собственную транспортную и сбытовую сеть.

Горизонтальные ФПГ представляют собой объединение под единым контролем двух и более предприятий, располагающих полным технологическим циклом одновременно в нескольких отраслях. Горизонтальные ФПГ возникли в ответ на стремительное развитие новых отраслей производства, попыткой укрепить свои позиции на рынке посредством внедрения в новые сферы деятельности и включения современных видов производств в состав уже сформировавшихся ФПГ.

Наряду с интеграцией в современной российской экономике развиваются и процессы диверсификации крупных корпоративных структур. Эти процессы в промышленности способствуют ослаблению монополизма посредством перелива капитала в различные отрасли, расширения специализации производства. При этом значительно увеличивается реальная и потенциальная конкуренция, оказывающая понижающее или повышающее влияние на установленные монопольные цены. Функционирование отраслей улучшается с появлением на отраслевом рынке диверсифицированных корпораций, обладающих внешними и внутренними источниками финансирования. Таким образом, можно сделать вывод о положительной роли диверсификации в построении и укреплении межкорпоративных отношений и развитии позитивных тенденций на отраслевых рынках.

Диверсификация - 1) проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности. Диверсификация связана с процессом концентрации производства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйства. 2) В широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. п.) .

Как инвестиционная стратегия, диверсификация направлена не на максимизацию прибыли, а на уменьшение риска и рост фирмы, т.к. капитальные вложения направляются прежде всего в расширение производства.

Стратегии диверсифицированного роста реализуются при невозможности развития корпорации на определенном рынке в пределах отрасли с данным продуктом. К таким стратегиям относятся: стратегии горизонтальной, центрированной и конгломеративной диверсификации.

Стратегия горизонтальной диверсификации - поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей принципиально новой технологии. При этом корпорация ориентируется на производство такой технологически несвязанной продукции, которая определение использовала бы уже имеющиеся возможности. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту.

Стратегия центрированной диверсификации - поиск и использование имеющихся в существующем производстве дополнительных возможностей для выпуска новой продукции. Новое производство возникает исходя из возможностей, имеющихся в используемой технологии, на освоенном рынке, а существующее производство остается центральной частью бизнеса.

Стратегия конгломеративной диверсификации - расширение за счет производства продукции технологически несвязанной с производимой ранее, а также реализуемой на новых рынках.

Под влиянием процессов диверсификации формируются конгломеративные ФПГ, которые образуются посредством объединения различных предприятий, находящихся на разных стадиях производства, функционирующих в различных отраслях и не связанных между собой. Такие объединения ориентированы на развитие и максимизацию прибылей. При этом происходит объединение целой сети разнородных предприятий, которые не имеют целевого и технологического единства с финансовым контролем со стороны управляющей компании. Конгломераты отличаются значительной децентрализацией управления. Причем главными средствами управления в них являются экономические и финансовые рычаги, методы косвенного регулирования деятельности подразделений. Благодаря диверсифицированной структуре, уменьшающей риск убытков от циклических, конъюнктурных и структурных колебаний, конгломераты более устойчивы в конкуренции.

По мнению некоторых ученых, весь комплекс работ, связанный с созданием финансово-промышленной группы (с определенной долей условности) можно сгруппировать в два самостоятельных блока организационно-экономических решений:

Первый - обоснование необходимости формирования ФПГ, создание инициативной группы предприятий - учредителей ФПГ, принятие решения о создании ФПГ и ее центральной компании, подготовка учредительных документов и их регистрация в органе местной администрации;

Второй - разработка организационного, технико-экономического проекта формирования финансово-промышленной группы. В соответствии с действующим положением подготовка такого проекта обязательна, и только на ее основе ФПГ может быть включена в государственный реестр высокоинтегрированных производственных структур. Процедура регистрации ФПГ осуществляется в Министерстве экономики РФ.

Основные правовые положения ФПГ сформулированы в Федеральном законе «О финансово-промышленных группах» 1995 г., в Указах Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» 1996 г., «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» 1993 г., Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке ведения реестра финансово-промышленных групп» 1994 г. В этих нормативных документах раскрывается понятие ФПГ, ее возможные учредители, целесообразность создания центральной компании ФПГ как рабочего органа группы и ее важнейшие функции, перечень возможных мер государственной поддержки и т.д.

На сегодняшний день продолжается совершенствование существующей нормативно-правовой базы соответственно быстро изменяющимся экономическим условиям. Набирающие темп процессы укрепления вертикали государственной власти позволяют государству наконец-то обратить внимание на проблемы развития крупных отечественных производителей. Укрепление мощи государства, стабилизация национальной экономики дают реальные возможности разрабатывать различные механизмы и инструменты государственной поддержки крупного отечественного бизнеса, что является не только необходимым элементом развития национальной экономики, но и даже элементом обеспечения национальной безопасности.

 



2015-12-04 766 Обсуждений (0)
Тема 3.2. Корпоративное управление процессом интеграции предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3.2. Корпоративное управление процессом интеграции предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (766)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)