для направления 022000.62 «Экология и природопользование», профиль «Природопользование»
УМК составила: Швецова Л.В., доцент, к.г.н.
УМК одобрен на заседании кафедры природопользования и геоэкологии
Протокол от ____________________________2012 г. № _____
Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет"
(ФГБОУ ВПО «АлтГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Декан
Барышников Г.Я.
__________________________
Устойчивое развитие
рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедрой:
Кафедра природопользования и геоэкологии
Учебный план:
022000_62-00-345-2623.plm 022000.62 Экология и природопользование профиль «Природопользование"
Часов по ФГОС (из УП):
Часов по рабочему учебному плану:
Часов по прим. программе:
Часов по рабочей программе:
Часов на самостоятельную работу по ППД:
Часов на самостоятельную работу по РУП:
24 (67%)
Часов на самостоятельную работу по РПД:
24 (67%)
Коэффициент уникальности дисциплины:
Виды контроля в семестрах (на курсах)
Зачёт 7
Курсовые проекты
Курсовые работы
Распределение часов дисциплины по семестрам
Вид занятий
№ семестров, число учебных недель в семестрах
Итого
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
РПД
УП
РПД
Лекции
Лабораторные
Практические
КСР
Ауд. занятия
Сам. работа
Итого
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm
стр. 2
Программу составил(и):
Швецова Л.В., доцент, к.г.н. _________________
Рецензент (председатель методической комиссии факультета):
Отто О.В., доцент, к.г.н. _________________
Рабочая программа дисциплины
Устойчивое развитие человечества
разработана в соответствии с ФГОС ВПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 022000 Экология и природопользование, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 22 декабря 2009 г., № 795
составлена на основании учебного плана:
022000.62 Экология и природопользование профиль "Природопользование"
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2013 протокол № 11.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от __ __________ г. № __ Срок действия программы: 2011-2015 уч.г. Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н.
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm
стр. 3
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
Барышников Г.Я. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
Барышников Г.Я. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
Барышников Г.Я. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в _____________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н.
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
Барышников Г.Я. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в _____________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Барышников Г.Я., профессор, д.г.н.
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm
стр. 4
1 Цели и задачи дисциплины
1.1
Цель: формирование экологического мировоззрения у студентов за счет знаний о концепции устойчивого развития и ее реализации на региональном и локальном уровнях.
1.2
Задачи:
1.3
1) проследить историю формирования понятия «устойчивое развитие»;
1.4
2) систематизировать и обобщить знания из таких дисциплин как «Основы природопользования», «Общая экология»;
1.5
3) рассмотреть основные проблемы человечества и найти основные причины их формирования;
1.6
4) провести ранжирование проблем человечества для различных регионов мира;
1.7
5) проанализировать национальные стратегии (концепции) развития ряда стран мира.
2 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
2.1
Студент должен иметь представление:
2.1.1
о процессе перехода мирового сообщества к устойчивому развитию как научной идеологии.
2.2
Студент должен знать и уметь:
2.2.1
Знать:
2.2.2
1) различие в понятиях "устойчивость" и "устойчивое развитие"; учение о ноосфере В.И. Вернадского;
2.2.3
2) факторы неустойчивости в биосфере;
2.2.4
3) критерии и показатели устойчивого развития;
2.2.5
4) опыт разработки стратегий (планов) устойчивого развития в мире;
2.2.6
5) основные положения стратегии устойчивого развития РФ.
2.2.7
Уметь:
2.2.8
1) обосновывать принципы «устойчивого развития» на основе знания законов природы, планировать и реализовывать соответствующие природоохранные мероприятия;
2.2.9
2) определять связь между понятиями "устойчивое развитие" и "ноосфера";
2.2.10
3) составлять характеристику факторов неустойчивости в биосфере;
2.2.11
4) отличать критерии и показатели устойчивого развития;
2.2.12
5) определять основные положения стратегий устойчивого развития;
2.2.13
6) выявлять достоинства и недостатки в теоретическом обосновании концепций (стратегий) устойчивого развития разных стран.
2.3
Студент должен иметь навыки:
2.3.1
1) иметь опыт наблюдения и первичного исследования экологических процессов в природе;
2.3.2
2) владеть основными навыками оценки состояния экосистем и окружающей среды в целом;
2.3.3
3) определения достоинств и недостатков в теоретическом обосновании концепций (стратегий) устойчивого развития разных стран.
4 Содержание дисциплины
4.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы
(выписка из ФГОСа)
Блок
Наименование дисциплины и ее основные разделы
Всего часов
ОПД.Р
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Раздел 1. Введение в курс. Методологическая основа курса.
1.1
Введение в курс. Методологическая основа курса. /Лек/
Л1.1 Л1.3 Л2.5 Л2.6 Л2.9 Л2.10
Раздел 2. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы.
2.1
Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. /Лек/
Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.7 Л2.8 Л2.9
2.2
Взаимоотношения человека и природы в позднем палеолите, мезолите, неолите, энеолите, эпохе бронзы, железного века, средневековье, новом и новейшем времени. /Ср/
Л1.1
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm
стр. 5
2.3
Этапы развития взаимоотношений между человеком и окружающей средой в разные археологические культуры. /Ср/
Л1.1 Л2.5
2.4
Факторы возникновения неустойчивости в биосфере. /Лек/
Л1.2 Л2.3
2.5
История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции». /Пр/
Л1.1 Л1.3 Л2.1 Л2.2 Л2.5 Л2.7 Л2.8 Л2.9 Л2.10
Раздел 3. Факторы возникновения неустойчивости в биосфере.
3.1
Природные, природно-антропогенные, антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. /Ср/
Л1.1 Л2.3 Л2.5
Раздел 4. Критерии и показатели устойчивого развития.
4.1
Критерии и показатели устойчивого развития. /Ср/
Л2.4 Л2.5 Л2.10
4.2
Критерии и показатели устойчивого развития. Уровни устойчивого развития. /Ср/
Л1.1 Л2.4 Л2.5 Л2.10
4.3
Опыт разработки стратегий устойчивого развития в мире. /Ср/
Л1.3 Л2.4 Л2.5 Л2.10
4.4
Опыт реализации стратегий (планов) устойчивого развития в странах. /Ср/
Л1.3 Л2.4 Л2.5 Л2.10
4.5
Опыт перехода к устойчивому развитию в зарубежных странах. /Пр/
Л1.3 Л2.4 Л2.5 Л2.10
4.6
Переход к устойчивому развитию в Российской Федерации. /Ср/
Л1.3 Л2.5
4.7
Характеристика основных положений стратегии устойчивого развития РФ. /Ср/
Л1.2 Л1.3 Л2.5
4.8
Стратегия устойчивого развития РФ. /Пр/
Л1.3 Л2.5
5 Тематика лабораторных и письменных работ
5.1
Лабораторные работы:
5.2
Письменные работы:
5.2.1
1. Работы Томаса Мальтуса об опережающем росте численности народонаселения по отношению росту средств существования.
5.2.2
2. Работы В.В. Докучаева о роли взаимодействия природы и человека.
5.2.3
3. Введение А.И. Воейковым понятия «ёмкость Земли для человека».
5.2.4
4. Работы Тейяр де Шардена и появление понятия «ноосфера».
5.2.5
5. Учение В.И. Вернадского о биосфере и её эволюции.
5.2.6
6. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
5.2.7
7. Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду.
5.2.8
8. Работы У. Ловлока о Гее – глобально скореллированном организме.
5.2.9
9. Глобальные модели «ядерной зимы» и «пределов роста» Н.Н. Моисеева, Д. Форестера, Денниса и Донеллы Медоуза, Римского клуба. Достоинства, недостатки и значение этих моделей.
5.2.10
10. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы.
5.2.11
11. Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды (1972).
5.2.12
12. Работа Комиссии Брунтланд. Первые упоминания о понятии «устойчивое развитие».
5.2.13
13. Конференция по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Основные итоги и материалы.
5.2.14
14. Всемирный саммит по устойчивому развитию Йоханнесбурге (2002). Основные итоги и материалы.
5.2.15
15. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова.
5.2.16
16. Устойчивость биосферы.
5.2.17
17. Природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (угроза метеоритной атаки, перемагничивание Земли, вулканические извержения).
5.2.18
18. Антропогенно - природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (изменения климата, проблемы снижения биоразнообразия, изменение озонового слоя, возможное исчерпание ресурсов).
5.2.19
19. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (загрязнение окружающей среды, создание и использование новых химических веществ, генная инженерия).
5.2.20
20. Критерии и показатели устойчивого развития.
5.2.21
21. Глобальный уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития.
5.2.22
22. Государственный (национальный) уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития.
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm
стр. 6
5.2.23
23. Региональный уровень устойчивого развития. Факторы и механизмы, определяющие возможности устойчивого развития.
5.2.24
24. Опыт реализации стратегий (планов) устойчивого развития в странах (по выбору студента).
6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1 Рекомендуемая литература
6.1.1 Основная литература
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Л1.1
А. А. Горелов
Концепции современного естествознания: учеб. пособие
М.: Юрайт, 2011
Л1.2
А. Г. Емельянов
Основы природопользования: учебник
М.: Академия, 2011
Л1.3
Природопользование и устойчивое развитие: мировые экосистемы и проблемы России
М.: Товарищество научных изданий КМК, 2006
6.1.2 Дополнительная литература
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Л2.1
Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й.
За пределами роста
Прогресс, 1994
Л2.2
Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР)
Прогресс, 1989
Л2.3
Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды. // Итоги науки и техники. Серия "Теория и общие вопросы географии"
,
Л2.4
Марков Ю.Г.
Устойчивое развитие: эколого-политологические и социально-правовые аспекты: аналитический обзор.
, 2005
Л2.5
Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный, локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России.
КМК, 2002
Л2.6
Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С.
Экологический вызов и устойчивое развитие
Прогресс, 2000
Л2.7
Коммонер Б.
Замыкающий круг
Гидрометеоиздат, 1974
Л2.8
Повестка дна XXI века. Конференция глав государств и правительств.
, 1992
Л2.9
Реймерс Н.Ф.
Природопользование
Мысль, 1990
Л2.10
Лосев К.С.
Экологические проблемы и перспективы Устойчивого развития
Космоинформ, 2001
6.2 Электронные образовательные ресурсы
6.2.1
1. http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html Основные положения стратегии Устойчивого развития России. / Под ред. А.М. Шелехова. - Москва, 2002.
3. http://www.rus-stat.ru/stat/8631998_2.pdf Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Проблемы устойчивого развития человечества.
6.2.4
4. http://www.ustoichivo.ru/biblio/view/28.html Cтратегия и понятие устойчивого развития.
6.2.5
5. lib.uni-dubna.ru search/files/main/ch2.htm Библиотечный комплекс. Оценка вклада политики в устойчивое развитие. Кто сегодня несет ответственность за Устойчивое развитие Человечества?
6.2.6
6. http://www.rgo.ru/wp-content/uploads/2010/09/1. Устойчивое Развитие: природа - общество, человек. Материалы Международной конференции. Том 1. - Москва, 2006.
6.2.7
7. Сайт по устойчивому развитию, включающий электронную библиотеку. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ustoichivo.ru/
6.2.8
8. ООН и устойчивое развитие. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/
6.2.9
9. Международный научный журнал «Устойчивое развитие: наука и практика». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.yrazvitie.ru/?page_id=7
6.2.10
10. Официальный сайт «Римского клуба». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.clubofrome.org/eng/home/
6.2.11
11. ООН в России. На сайте представленные полнотекстовые документы докладов ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unrussia.ru/about.html
6.3 Программное обеспечение
УП: 02080001_62-00-34-2623.plm
стр. 7
6.3.1
Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint.
7 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1
Компьютерный класс. Видеопроектор, ноутбук и переносной экран.
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Устойчивое развитие» относится к дисциплинам естественнонаучного цикла.
Изучается на четвертом курсе географического факультета. Формы проведения занятий – лекция, практические занятия. На заочном отделении количество лекций составляет – 6 часов, а практических занятий – 6 часов.
Итоговый контроль знаний, умений и навыков студентов проводится на зачете.