МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Темы лекционных занятий РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА КУРСА. Лекция 1. Введение в курс. Методологическая основа курса. (2 часа) Вопросы: 1.Понятие об устойчивости и устойчивом развитии. Цель и задачи курса. 2. Методологическая основа курса.
Литература (основная) 1. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания [Текст]: учебное пособие. – Москва: Юрайт, 2011. 2. Природопользование и устойчивое развитие: мировые экосистемы и проблемы России [Текст]: учебное пособие. – Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2006. Литература (дополнительная) 1. Данилов-Данильян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие [Текст]: учебное пособие. / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев. – Москва: Прогресс, 2000. – 415 с. 2. Лосев, К.С. Экологические проблемы и перспективы Устойчивого развития России в XXI веке [Текст]. – Москва: Космоинформ, 2001. – 400 с. 3. Реймерс Н.Ф. Природопользование [Текст]: учебник. – Москва: Мысль, 1990. – 637 с. 4. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный, локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. – Москва: Изд-во КМК, 2002. – 444 с.
РАЗДЕЛ 2. ПРЕДПОСЫЛКИ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ. Лекция 2. Предпосылки научного понимания взаимодействия человека и природы. (2 часа) Вопросы: 1. Археологические культуры и их взаимоотношение с природой. 2. Работы Томаса Мальтуса, В.В. Докучаева, А.И. Воейкого, Тейяр де Шардена, В.И. Вернадского, Б. Коммонера. 3. Работы У. Ловлока. Глобальные модели «ядерной зимы» и «пределов роста» Н.Н. Моисеева, Д. Форестера, Денниса и Донеллы Медоуза, Римского клуба. Достоинства, недостатки и значение этих моделей. 4. Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы. 5. Теория биотической регуляции биосферы В.Г. Горшкова.
Литература (основная) 1. Горелов, А.А. Концепции современного естествознания [Текст]: учебное пособие. – Москва: Юрайт, 2011. Литература (дополнительная) 1. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. – Москва: Прогресс, 2000. – 415 с. 2. Коммонер Б. Замыкающийся круг. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1974. 3. Лосев К.С. Потребление возобновляемых ресурсов: экологические и социально-экономические последствия (глобальный и региональный аспекты). – Москва: Геос, 2005. – 158 с. 4. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. За пределами роста. – Москва: Прогресс, 1994. – 304 с. 5. «Наше общее будущее»: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). – Москва: Прогресс, 1989. 6. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный, локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. – Москва: Изд-во КМК, 2002. – 444 с. 7. Повестка дня XXI века. / Конференция глав государств и правительств. – Рио-де-Жанейро, 1992. 8. Реймерс Н.Ф. Природопользование. – Москва: Мысль, 1990. – 637 с. РАЗДЕЛ 3. ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ В БИОСФЕРЕ. Лекция 3. Факторы возникновения неустойчивости в биосфере. (2 часа) Вопросы: 1. Природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (угроза метеоритной атаки, перемагничивание Земли, вулканические извержения). 2. Антропогенно - природные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (изменения климата, проблемы снижения биоразнообразия, изменение озонового слоя, возможное исчерпание ресурсов). 3. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере (загрязнение окружающей среды, создание и использование новых химических веществ, генная инженерия).
Литература (основная) 1. Емельянов, А.Г. Основы природопользования [Текст]: учебник. – Москва: Академия, 2011. Литература (дополнительная) 2. Реймерс Н.Ф. Природопользование. – Москва: Мысль, 1990. – 637 с.
Темы практических занятий Практическая работа № 1 (2 часа) Тема: История возникновения понятия «устойчивое развитие» и формирование его современной концепции». 1. Как формировались предпосылки научного понимания процесса взаимодействия человека и природы? При этом необходимо проанализировать работы следующих деятелей науки: 1) Томас Мальтус (об опережающем росте численности народонаселения по отношению к росту средств существования). 2) В.В. Докучаев (о роли взаимодействия человека и природы). 3) Введение А.И. Войейковым понятия «ёмкость Земли для человека». 4) Появление понятия «ноосфера» в работе Тейяр де Шардена. 5) Учение В.И. Вернадского о биосфере и её эволюции. 6) Работы Б. Коммонера о влиянии человека на окружающую среду. 2. Охарактеризуйте первые глобальные модели в области окружающей среды и развития. При этом необходимо отметить достоинства и недостатки этих моделей. 1) Работа У. Ловлока о Гее – глобально скоррелированном организме. 2) Глобальная модель «Пределы роста» (Денис и Донелла Медоуз, Римский клуб). 3) Идеи Н.Н. Моисеева о коэволюции человека и природы и Д.Л. Арманда, Ю.К. Ефремова о взаимоотношении человека и природы. 4) Работа комиссии Брутланд. 5) Теория биотической регуляции биосферы В. Г. Горшкова. 3.Расскажитеомеждународных соглашениях в области охраны окружающей среды и развития. Необходимо сделать акцент на основных итогах соглашений. 1) Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды. 2) Конференция глав государств и правительств по окружающей среде и устойчивому развитию в Рио-де-Жанейро (1992). 3) Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (587)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |