Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие ребенка со взрослыми в период конца лепета и начала речи (8—12 месяцев)



2015-12-04 459 Обсуждений (0)
Взаимодействие ребенка со взрослыми в период конца лепета и начала речи (8—12 месяцев) 0.00 из 5.00 0 оценок




Ребенок знакомится с предметом внешнего мира задолго до того, как начинает осознавать, что каждый из них имеет название (возраст 4— 6 месяцев). Первоначально это знакомство носит характер чувственного восприятия: тактильного, вкусового, зрительного, слухового. Ребенок оперирует непосредственно самими предметами — гладит и сосет иг­рушки, следит глазами за их движением, реагирует на звуки, которые от них исходят. В процессе такой деятельности у него формируется эмо­ционально-субъективное отношение к окружающему, связанное с реак­цией удовольствия или неудовольствия. При эмоционально положи­тельной реакции ребенок хочет получить данный предмет, при эмоцио­нально отрицательной, напротив, от него избавиться.

Ситуация 1. Ребенок хочет, чтобы ему дали погремушку. Поза ребенка выражает физическое напряжение, всем корпусом он тянется вперед, голо­ва слегка откинута назад, что создает впечатление, будто подбородок ука­зывает на предмет. Это сопровождается звуковой цепочкой [d'a-d'a-d'a-d'a]. Эти цепочки индивидуальны и разнообразны не только у разных детей, но и у одного и того же ребенка в аналогичной ситуации.

Ситуация 2. Ребенок не хочет есть или ему дали не ту игрушку. Брови сдвинуты, голова откинута назад и повернута в сторону, рот полуоткрыт, нижняя губа сильно выпячена вперед, экспрессивный жест отталкивания. Это сопровождается хныканьем или плачем, а также звуковыми вокали­зациями типа [n'u-n'a-n'a-n'aj. При этом стремится прервать контакт со взрослым — не хочет сидеть на коленях или быть на руках.

Ситуация 3. Ребенок хочет, чтобы на него обратили внимание. Для этого он разворачивается корпусом по направлению к человеку, с кото­рым хочет вступить в контакт. Глаза широко открыты, улыбается, ино­гда смеется, делает несколько коротких взмахов руками.

Взрослый. Подходит, берет ребенка на руки, часто сопровождая свои действия пространными монологами.

Ребенок. Лицо выражает блаженство, иногда обнимает взрослого, смеется. Эти действия могут сопровождаться звуковыми цепочками, ко­торые появляются факультативно.

Как видно из приведенных примеров, эмоциональный и фатическиЙ аспекты коммуникации на данном этапе неотделимы друг от друга. Стре-


мление к контакту возникает в эмоционально положительных ситуациях, стремление прервать контакт — в эмоционально отрицательных.

С точки зрения форм коммуникации этот этап можно считать пере­ходным от „дуэта" к диалогу. Ребенок продолжает вести „дуэтную пар­тию", непроизвольно выражая свои эмоции и желание/нежелание кон­такта, что дает возможность взрослому „отвечать" соответствующими предметными действиями. В этом своеобразном „дуэте-диалоге" оба партнера используют невербальные средства, поскольку ни звуковые во­кализации ребенка, ни сопровождающие предметные действия речевые монологи взрослого не являются на данном этапе коммуникативно значимыми.

Поскольку действия ребенка носят непреднамеренный характер, а способы выражения остаются несовершенными, взрослый обычно догадывается, а не умозаключает, чего хочет ребенок в каждом кон­кретном случае. Детские потребности пока еще не очень разнообраз­ны, ограничиваются несколькими ситуациями. Поэтому даже при та­ком несовершенном способе общения здесь не так часто возникают „коммуникативные неудачи".

ч Таким образом, доречевая стадия играет важную роль в последую­щем формировании ребенка как личности: здесь закладываются основы не только его физиологического, но и социального, а также собственно языкового развития. От того, как прошел этот этап, чем обогатил ре­бенка, зависит его дальнейшая жизнедеятельность, прежде всего харак­тер контактов с окружающими

На доречевой стадии развития ребенка формируются такие аспекты коммуникации, как эмоциональный и фатнческий, такая форма коммуни­кации, как дуэт, а также система невербальных средств общения. Вер­бальные же средства находятся в самом начале своего формирования.

Анализ доречевой стадии развития ребенка показал, что отсутствие на­выков фонологической дифференциации в речедвигательном анализаторе не препятствует их формированию в речеслуховом, т. е. „понимание" фоноло­гических противопоставлений предшествует их реализации.

На самых первых этапах доречевой стадии те начала, которые впо­следствии мыслятся как взаимопротивопоставленные, представляют собой нерасчлененные единства. Так, фатический и эмоциональный аспекты сначала достаточно тесно объединены. Как правило, стремление к обще­нию имеет место при положительном эмоциональном состоянии ребенка, а универсальным средством его выражения является улыбка.

Среди форм коммуникации вначале появляется „дуэт", содержащий в себе зачатки как диалога, так и монолога. Среди средств — нерасчленен­ный звуко-жестово-мимический комплекс, а первые звуковые вокализации содержат в себе признаки как будущих гласных, так и согласных звуков.




2015-12-04 459 Обсуждений (0)
Взаимодействие ребенка со взрослыми в период конца лепета и начала речи (8—12 месяцев) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие ребенка со взрослыми в период конца лепета и начала речи (8—12 месяцев)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (459)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)