Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность антиинфляционной политики и ее типы



2015-12-04 1008 Обсуждений (0)
Сущность антиинфляционной политики и ее типы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Теоретической основой понимания природы инфляции и выработки направлений и мер антиинфляционного воздействия государства в западной экономической традиции является количественная теория денег в ее монетаристской или кейнсианской интерпретации.

При определенных упрощениях, принято считать, что причиной инфляции является устойчивое неравновесие рынков, проявляющееся в хроническом превышении спроса над предложением, которое в конечном итоге фокусируется на денежном рынке в форме обесценения денег и частичной (или полной) утраты ими своих общеэкономических функций. Механизм инфляции определяется конкретной природой неравновесия того или иного рынка.

Условие долгосрочного равновесия денежного рынка (уравнение Фридмена) имеет следующий вид [10, с. 257]:

 

Мер = Уср + Рср, (3.1)

 

где Мер– среднегодовой темп роста предложения денег;

Уср – среднегодовой показатель, характеризующий изменение реального совокупного дохода (реального производства);

Рср – среднегодовой темп роста цен.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация долгосрочного неравновесия денежного рынка, а в конечном итоге – достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках.

К элементам механизма инфляции обычно относят следующие явления. Инфляционные ожидания,которые выражаются в устойчивых настроениях экономических субъектов, уверенных в долгосрочных инфляционных всплесках, а значит строящих свое поведение с учетом возможного роста цен и обесценивания денег. Понятно, что такие ожидания нагнетают текущий спрос и в то же время увеличивают издержки.

Инфляционный разрыв,сутью которого является существенное и долговременное превышение спроса над предложением. Иными словами, это инфляция спроса.

В основе механизма инфляции затрат лежит взаимосвязь издержек и цен. При этом основными факторами роста издержек могут быть издержки оплаты труда, импортированные издержки на заграничные сырье и материалы, налоговое бремя (налоговая инфляция) и так далее. Последствиями инфляции, которые сами становятся ее условиями и факторами, являются деформации рыночного механизма.

Исходя из изложенного, к методам антиинфляционного воздействия будем относить лишь ту деятельность государства, которая ориентирована, на устранение причин инфляции (неравновесия рынков по предложению и спросу и (или) на механизм ее реализации). Отметим, что реальную борьбу с инфляцией можно вести только в том случае, если она принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации и другие) и псевдоантиинфляционные меры. Под последними мы будем понимать меры государственного воздействия, которые ликвидирует симптомы (но не причины) инфляции и переводит ее из открытого состояния в скрытое.

Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Основными содержательными (функциональными) методами денежных реформ являются: нуллификация, реставрация (ревальвация), девальвация и деноминация.

Нуллификация– процедура аннулирования сильно обесцененной денежной единицы (например – купона) и введение новой валюты (например – гривны на Украине). [8, с.223]

Реставрация (ревальвация)– восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы.

Девальвация – снижение золотого содержания денежной единицы или официального валютного курса к доллару США.

Деноминация– метод укрупнения масштаба цен. Практически все эти разновидности реформ по методам проведения делятся на три типа:

а) обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;

б) временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;

в) сочетание методов а) и б).

Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии»[14, с.472].

Денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Вне контекста других антиинфляционных мер любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет.

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией в виде главных составляющих ее воздейст­вия – инфляции спроса и инфляции издержек[16, c. 328].

В послевоенной истории развития экономики стран Запада различается несколько этапов реализации антиинфляционной политики. Объективные предпосылки выделения таких этапов создавались различиями в условиях воспроизводства экономики, а также различиями в характере инфляционных процессов.

Предысторию современного антиинфляционного регулирования, то есть первый этап формированияустойчивого финансового обращениясоставляют годы восстановления экономики после второй мировой войны. Этот период характеризовался избыточностью денежной массы, связанной с финансированием военных расходов, которой сопутствовал и дефицит товарного предложения.

В целом темпы роста общего уровня цен в странах Западной Европы составляли около пяти–семи процентов в год. Инфляция в этот период носила в значительной мере структурный характер, для ее ограничения был необходим выход экономики из состояния кризиса, перевод ее на гражданские рельсы, а также совершенствование структуры экономики.

Второй этапантиинфляционной политики связывается с превращением инфляции в феномен мирной экономики. Антиинфляционная направленность экономической политики носила явно выраженный подчиненный характер, основной целью государственного регулирования было сглаживание цикличности развития экономики.Используемые в период кризиса методы регулирования – удешевление кредита и дефицитное финансирование фактически не препятствовали обесценению денег.

Третий этапантиинфляционной политики относится к 70–м годам к периоду[17, с.297]:

- ускорения темпов инфляции (достижения двузначных темпов роста общего уровня цен в развитых капиталистических странах);

- роста неравномерности и скачкообразности инфляционных процессов;

- изменения роли отдельных инфляционных факторов, а именно внешнеэкономических факторов и факторов саморазвития инфляции.

Материальную основу изменения характера инфляции создало прежде всего изменение объективных условий развития экономики, в частности исчерпание возможностей ускоренного роста на базе восстановления экономики:

- дальнейший рост степени монополизации экономики, сопровождавшийся формированием новых закономерностей ценообразования;

- развитие денежно–кредитной системы, основанной на неразменных на золото деньгах;

- назревшая необходимость в ломке существовавшей системы международного разделения труда.

В этих условиях антиинфляционная политика была более жестко ориентирована на ограничение инфляции, причем различными методами и в различных вариантах (ограничение роста денежной мессы, стабилизация экономики, снижение темпов роста цен), а также на ослабление социальных конфликтов, связанных с инфляцией. Наиболее широко применялись методы денежно–кредитной политики, направленные на осуществление контроля за стабильностью денежного обращения.

Четвертый этапотносится к антиинфляционному регулированию 80–х годов. Материальную основу такого своеобразия создавали изменения в развитии производительных сил под влиянием научно–технического прогресса. Они, с одной стороны, способствовали структурной перестройке мировой экономики, с другой стороны – изменению соотношения сил национальных экономик на мировой арене, а с третьей стороны – развитию тенденции интернационализации.

Центральные банки начали исповедовать в этот период не столько «чистый» монетаризм, сколько «практический» монетаризм, признавали необходимость регулирования денежной массы в обращении и сочетали практические рецепты монетаризма с разработками других теорий, прежде всего теории предложения[15, с.208].

Особенностью данного этапа в развитии антиинфляционной политики стало то внимание, которое уделяется стимулированию конкуренции и развитию рыночных факторов в огра­ничении инфляции.

В мировой практике сегодня известны различные направления и меры антиинфляционного регулирования. Их разнообразие предопределяется не только объективными социально–экономическими, политическими и прочими особенностями различных стран, но также достаточно субъективными экономическими воззрениями национальных лидеров и руководителей этих государств на природу и экономическую сущность инфляции вообще. С учетом этих, а иногда и других обстоятельств, обычно происходит выбор и реализация руководством страны конкретных антиинфляционных мер, составляющих некую антиинфляционную политику.

Принятие того или иного варианта антиинфляционной по­литики становится результатом оценки достаточно большого числа условий, характеризующих особенности конкретной экономической ситуации. Однако, несмотря на многообразие этих ситуаций, вариантов антиинфляционной политики на удивление мало (можно выделить три–четыре основных варианта)[9, c.315].

В основе лежат процессы синхронизации развития экономики, интеграционные тенденции, сблизившие денежно–кредитные и финансовые системы развитых капиталистических стран и обусловившие практическое сходство инфляционного феномена. Все же в большинстве своем антиинфляционная политика укладывается в политику управления факторами спроса (политика агрегатного спроса и политика доходов), факторами предложения (политика стимулирования предложения) или факторами, регулирующими питательную среду инфляции,– сферу денежного обращения.

Целая группа антиинфляционных мер, предусматривающих ограничение темпов инфляции в форме роста общего уровня цен, объединена под названием методов управления агрегатного спроса, или дефляционной политики. Суть их состоит в воздействии на отдельные элементы платежеспособного спроса с целью его ограничения, в создании нового соотношения спроса и предложения как на товары, так и на деньги. Методы управления агрегатным спросом являются методами излишне прямолинейными; им не хватает избирательности воздействия.

Другим ограничением использования методов управления агрегатным спросом является то, что они эффективны в ситуации, когда причиной инфляции действительно является избыточность денежного спроса, то есть в условиях инфляции спроса. В то же время считается, что даже при наличии избыточности спроса дефляционная политика может быть эффективной лишь в краткосрочном плане, в то время как в среднесрочном плане экспансионистская политика, обеспечивающая стабильный рост, служит условием ценовой стабильности.

На практике для управления агрегатным спросом применяются инструменты как бюджетной, так и денежно–кредитной политики. В рамках бюджетной политики предусматривается:

- ограничение денежного спроса со стороны государства (сокращение государственных расходов);

- ужесточение налоговой политики по отношению к предпринимателям и потребителям.

Наибольшее значение в ограничении денежных расходов придается как урезанию расходов государства по различным программам, например социальным, так и изменению условий государственных закупок, условий и масштабов государственного предпринимательства. Меры денежно–кредитной политики предусматривают воздействие и на спрос (через цену кредита) и на предложение денег с целью их параллельного ограничения.

Регулирование динамики процентных ставок воздействует не только на стоимость кредита, оно опосредованно влияет и на количество денег в обращении. В этом смысле процентная политика является важным инструментом не только дефляционной политики, но и политики ограничения денежной массы. В последнее время процентная политика рассматривается и как инструмент структурной политики: в условиях высокой инфляции и нестабильности ставок и доходов от капитала, динамика про­центных ставок оказывается одним из важнейших факторов, влияющих на оборот капитала. Последний же играет роль основного механизма структурной перестройки экономики .

Методы, направленные на прямое ограничение роста цен и до­ходов, прежде всего заработной платы, образуют содержание политики доходов. В отличие от методов агрегатного спроса они могут использоваться вне зависимости от фазы циклического развития производства. Однако максимальная эффективность политики доходов отмечается в условиях, когда основной причиной инфляции является рост издержек. Политика доходов характеризуется двойственным механизмом воздействия на инфляцию.

Ограничивая масштабы увеличения цен и заработной платы, политика доходов уменьшает рост издержек производства тех товаров, в цену которых эти денежные величины входят в качестве издержек. Тем самым политика доходов препятствует саморазвитию инфляционных процессов, уменьшает интенсивность инфляции и ее последствий. В то же время ограничение роста цен на товары и заработную плату определяет динамику доходов лиц наемного труда и отчасти предпринимательской прибыли. В этом отношении политика доходов способствует ограничению платежеспособного спроса, поэтому и используется часто в сочетании с методами дефляционной политики.

Однако поскольку условием нормального развития рыночной экономики является свобода ценообразования, политика доходов используется, как правило, на протяжении непродолжительных периодов времени.

В практике развитых стран используется широкий спектр вариантов политики доходов, различающихся по степени внеэкономического принуждения по соблюдению регулирующих мер, по охвату ими секторов экономики, по технике возврата к нормальным условиям ценообразования. Экстремальным вариантом политики доходов является вариант прямого контроля над уровнем цен и заработной платы путем их «замораживания». Считается, что эта мера лишь откладывает инфляционный всплеск и ведет к появлению скрытых форм инфляции.

Предпочтение отдается более гибким формам контроля: разрешению повышения цен в определенных пределах и при соблюдении ряда условий, повышению цен при оповещении органов контроля, переговорам о ценовой политике с отраслями, о темпах роста заработной платы при заключении коллективных договоров. Появляются новые, более мягкие формы, аналогичные использованию косвенных методов регулирования, таких как политика ограничения заработной платы с помощью налогов.

Особенностьюполитики доходов является возможность ее дифференцированного проведения (и отмены) для отдельных отраслей и екторов экономики, в том числе и для госсектора. Считается, что условием результативности политики доходов является участие в регулирующих и контролирующих органах представителей трех заинтересованных сторон – государства, предпринимателей, профсоюзов.

Трактовка инфляции как состояния, вызванного дисбалансом спроса и предложения, оставляет два варианта антиинфляционного регулирования: через ограничение спроса и через стимулирование предложения факторов производства (труда и капитала). Все предыдущие варианты антиинфляционной политики были ориентированы на ограничение спроса. В этом смысле использование политики стимулирования предложения для борьбы с инфляцией является новым вариантом.

В качестве антиинфляционных методов в этом варианте предлагается использовать методы бюджетного регулирования, преимущественно налоговые. Целью налоговой политики является уменьшение налогового бремени (сокращение предельных ставок подоходного налога), которое через изменение относительных цен стимулирует инвестиции и сбережения, что в свою очередь способствует росту предложения.

Налоговая политикаможет использоваться дифференцированно по отношению к различным источникам доходов и суммам дохода. Это создает возможность более узкого воздействия, прежде всего, на инвестиционные процессы. Сокращение предельных ставок подоходного налога или налога с корпораций параллельно с расширением диапазона доходов, подпадающих под определенную ставку, а также с сокращением государственных расходов позволяет ограничить рост бюджетного дефицита.

Составной частью регулирования предложения является проведение политики доходов на базе налоговой политики, то есть политики доходов, в которой решения о повышении цен и заработной платы принимаются предпринимателями.

Налоговая политика достаточно широко использовалась для ускорения роста промышленного производства в послевоенный период. Уже в этот период были разработаны основные направления налогового регулирования:

- изменения налоговых ставок;

- установление налоговых льгот;

- мероприятия, косвенно влияющие на налоги, прежде всего система ускоренной амортизации.

Как уже отмечалось ранее, реальную антиинфляционную политику можно проводить только применительно к открытой форме инфляции. В том случае, если инфляция является подавленной, то первой антиинфляционной мерой является перевод инфляции в открытый режим. Это достигается комплексом институциональных методов, к которым относятся методы, формирующие условия и предпосылки для эффективной антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы: либерализация цен, систематический контроль над состоянием рынков и своевременное пресечение фактов монополистического поведения, стимулирование диверсификации производства и продаж, поощрение малого бизнеса, ослабление таможенных и иных ограничений на ввоз импортной продукции.

В этой главе мы рассматривали варианты антиинфляционной политики, но почти все они эффективны в краткосрочном периоде. Что же касается долгосрочного, то здесь применяется разновидность антиинфляционной политики – антиинфляционная стратегия.



2015-12-04 1008 Обсуждений (0)
Сущность антиинфляционной политики и ее типы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность антиинфляционной политики и ее типы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1008)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)