Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие инфляции и ее виды



2015-12-04 873 Обсуждений (0)
Понятие инфляции и ее виды 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 3

1 Понятие инфляции и ее виды.. 5

2 Социально–экономические последствия инфляции. 9

3 Сущность антиинфляционной политики и ее типы.. 13

4 Антиинфляционная стратегия и методы её реализации в Республике Беларусь. 15

Заключние. 15

Список использованных источников. 15

 

 

Введение

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. По своему происхождению инфляция–явление, связанное с движением денег.

Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально–экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжелых экономических болезней ХХ столетия. Ее грозные симптомы зафиксированы в хозяйствах рыночного типа. Не имеют иммунитета против инфляции и те экономики, где механизмы рынка разрушены административно–командной системой. Чем более запущена инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объемнее комплекс мер антиинфляционного регулирования.

История содержит немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют: у инфляции есть не только минусы, но и плюсы. Действительно, нередко бывает так, что открытая инфляция, порождая непрерывный рост цен, вызывает слепую реакцию рыночных механизмов, стимулирует оживление на товарных рынках, ведет к повышению деловой активности, расширению производства и занятости. Этому способствует и инфляционный прилив спроса на акции. В 60–е и в начале 70–х годов правительства многих развитых государств преднамеренно провоцировали подобного рода инфляционные бумы, используя их в качестве средства краткосрочного регулирования экономики.

Однако же, если иметь в виду долгосрочную перспективу, то, как доказано мировой экономической наукой и подтверждено хозяйственной практикой, в эффектах этих ровным счетом ничего положительного. Более того, они даже не нейтральны, а наносят экономике немалый урон. Крайне непродолжительные по времени действия, указанные бумы оборачиваются лишь обострением инфляционного недуга и усложняют его течение. Они затягивают выздоровление, делают неизбежным применение радикальных и весьма болезненных в социальном отношении антиинфляционных мер, сопровождаются ростом безработицы, временным снижением уровня жизни и т.п.

Объект исследования: инфляционные процессы в экономике.

Предмет исследования: понятие, сущность, виды инфляции и ее социально–экономические последствиям.

Цель: проанализировать: понятие, сущность, виды инфляции и ее социально–экономические последствиям.

Задачи:

- изучить понятие инфляции и ее виды;

- исследовать социально-экономические последствия инфляции;

- проанализировать сущность антиинфляционное политики и ее типы;

- исследовать антиинфляционную стратегию и методы ее реализации в Республике Беларусь.

Структура работы: введение, основная часть (четыре главы), заключение и список использованных источников.

При написании курсовой работы были использованы научные труды как отечественных, так и зарубежных авторов. Также были использованы материалы периодической печати и ресурсы электронной сети Интернет.

 

Понятие инфляции и ее виды

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период Гражданской войны 1861– 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно–денежного обращения. Однако проявления инфляции известны людям с тех пор, как в хозяйственном обмене начали широко использоваться деньги [3,с.169].

В самом общем виде инфляция представляет собой обесценение бумажных денег, то есть переполнение сферы обращения бумажными деньгами, не обеспеченными товарами. Однако такое определение инфляции нельзя считать полным. Инфляция – это сложное социально – экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства[5,с.182].

Под инфляцией следует понимать рост цен, вызванный дисбалансом спроса и предложения, а также нарушением других пропорций национального хозяйства.

Одним из критериев определения вида инфляции являются темпы роста цен. Выделяют три вида инфляции: умеренная, галопирующая, гипер– и суперинфляция.

Умеренная инфляция – это инфляция, при которой темпы прироста цен не превышают десяти процентов в год. Такая инфляция корректирует цены и в условиях конкуренции рассматривается как благо для экономического развития, так как она побуждает производство необходимых товаров.

При галопирующей инфляции темпы прироста цен приобретают стремительный характер и колеблются от десяти до двухсот процентов в год, что создает серьезное напряжения для экономики. В этих условиях контракты «привязываются» к росту цен или к иностранной валюте, например к доллару США, деньги ускоренно материализуются.

При такой инфляции происходит резкое обесценивание всех доходов, в том числе налоговых поступлений, что еще больше усугубляет проблему бюджетного дефицита. Таким образом, гиперинфляция, с одной стороны, водникает в результате бюджетного дефицита, с другой – усугубляет его еще больше. Это явление получило название эффекта Танзи–Оливера.

ри гипер– и суперинфляции цены растут астрономическими темпами. В раскручивании спирали инфляции важно отметить роль инфляционных ожиданий. В условиях гипер– и суперинфляции деньги вытесняются из оборота, на смену товарно–денежному обращению приходит бартер, то есть обмен товара или услуги на другой товар или услугу без использования денег[1, с.243]. Расхождение динамики цен и заработной платы становится катастрофическим и начинает влиять на уро­вень благосостояния даже наиболее обеспеченных слоев населения.

Гиперинфляция – явление редкое для стран с рыночной экономикой, чего нельзя сказать о галопирующей инфляции, которая время от времени разражается даже в промышленно развитых странах (Англии, Германии, Италиии других). Главная тенденция развитых стран, таких, как США, Япония, – умеренная инфляция.

Государственное вмешательство, направленное на регулирование денежного обращения и использование системы налогообложения, позволяет удерживать инфляцию в экономически допустимых рамках. Гиперинфляция случается редко, однако она имела место в Германии в начале двадцатых годов, в Греции и Китае в период второй мировой войны.

Четкую границу между галопирующей инфляцией и гиперинфляцией определить очень трудно, однако формальный критерий существует. Он был введен американским экономистом, учеником Милтона Фридмена Ф.Каганом, предложившим считать началом гиперинфляции месяц, в котором рост цен впервые превысил пятьдесят процентов, а концом – месяц, предшествующий тому, в котором рост цен падает ниже этой отметки и не достигает ее вновь по крайней мере в течение года[13,с.315]. В пересчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка тринадцать тысяч процентов.

Все перечисленные виды инфляции представляют, собой тип так называемой открытой инфляции. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте уровня цен. Скрытая (подавленная) инфляцияпротекает при хроническом дефиците товаров и услуг в условиях государственного контроля над ценами и неудовлетворенном спросе.

В рыночной экономике инфляция носит открытый (ценовой) характер, в командно–административной – подавленный.

Инфляция можетбыть сбалансированной, когда умеренный рост цен одновременно распространяется на большинство товаров и услуг, и несбалансированной, когда рост цен на различные товары происходит разными темпами.

Выделяют ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнозируется заранее, и неожидаемую, характеризующуюся внезапным скачком цен, что отрицательно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения.

Фактор ожидаемости (предсказуемости) позволяет предугадывать его влияние на стратегию деловых сделок, контрактов. Имея прогноз роста цен, в условиях идеального свободного рынка можно заблаговременно адаптироваться к спрогнозированному скачку цен. Даже в случае гиперинфляции фирма не пострадает от потерь (разумеется, относительно), чего нельзя сказать при неожиданном росте цен даже на девятнадцать процентов, что может привести к существенному снижению доходности. Поэтому целесообразно инвестировать капитал в такой бизнес, рост цен на продукцию которого можно предсказать [2,с.375].

В мировой экономической литературе выделяются три основные причины, приводящие к дисбалансу национального хозяйства и инфляции:

- государственная монополия на эмиссию бумажных денег, внешнююторговлю,непроизводственные (военные и др.) расходы;

- профсоюзная монополия, задающая размер и про­должительность тогоилииного уровня заработной платы;

- монополия крупнейшихфирм на определение издержек и цен.

Все эти причинывзаимосвязаны, и каждая по–своему может вести кросту ипадению спроса и предложения, нарушая их баланс.

В качестве основных типовинфляции экономисты выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).

Инфляция спросаозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Она имеет место в том случае, когда денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем товаров и услуг. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (повышение спроса на товары), а также в результате роста покупательной способности населения. В обращении появ­ляется масса денег, не обеспеченная товарами, в результате происходит ростцен.Такая инфляция считается классической. Она характерна длямногих стран мира.

Инфляция предложенияозначает рост цен, спровоци­рованный увеличениемиздержек производства. Рост издержек может происходитьвследствие спада производства, роста цен на сырье,материалы, энергоресурсы, повышение заработной платы, изменения курса валют, ставок налогов и влияния других факторов.

На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита государственного бюджета, снижении платежеспособности предприятий.

Иными словами под инфляцией следует понимать рост цен, вызванный дисбалансом спроса и предложения, а также нарушением других пропорций национального хозяйства[7, с.420].

В зависимости от темпа роста цен выделяют три вида инфляции: умеренная, галопирующая, гипер– и суперинфляция. Все перечисленные виды инфляции представляют, собой тип так называемой открытой инфляции, однако существует также скрытая (подавленная) инфляция. Инфляция можетбыть сбалансированной и несбалансированной. Выделяют ожидаемую инфляцию, которая предсказывается и прогнозируется заранее, и неожидаемую, характеризующуюся внезапным скачком цен. В качестве основных типовинфляции экономисты выделяют инфляцию спроса и инфляцию предложения (издержек).

Инфляция спросаозначает нарушение равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. Инфляция предложенияозначает рост цен, спровоци­рованный увеличениемиздержек производства. На практике часто одновременно имеют место инфляция спроса и инфляция предложения.

 



2015-12-04 873 Обсуждений (0)
Понятие инфляции и ее виды 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие инфляции и ее виды

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (873)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)