Синтетический подход» Урвика и Гьюлика
3 Функции менеджмента. 4 Принципы менеджмента. Сущность и содержание процесса управления определяются его функциями. Функции управления – относительно обособленные направления управленческой деятельности, которые позволяют осуществить определённое воздействие на управляемый объект в целях достижения поставленной цели. Функции управления определяют специфику управленческого труда. Они тесно связаны с другими категориями науки управления: структурой, методами, техникой, кадрами управления, информацией и управленческими решениями. Например, функции менеджмента, как и функции управления, отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». Методы управления отвечают на вопрос «каким образом?». На сегодняшний день к функциям менеджмента относится :
В Советском Союзе выделяли такие функции менеджмента:
Американские ученые Альберт Мескон, и Дж. Хедоури выделяют четыре функции менеджмента:
Основные функции – это функции, вытекающие из общего содержания менеджмента и отражающие его сущность. К основным функциям управления относятся планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции управления связаны процессами принятия решений и коммуникацией. Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование — это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией. По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:
Планирование — это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели. Функция организации — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации, есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация. Функция мотивации — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация — это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие. Руководители узнали, что мотивация — это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются. Функция контроля — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект — установление стандартов — это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект — стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Функция координации — это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.
Планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Процесс планирования в широком смысле проходит четыре этапа: 1 Разработка общих целей. Цели в свою очередь определяют стратегию, т.е. разработку основных мер и планов достижения поставленных целей. Разработка и выбор стратегий из многочисленных альтернатив составляет основу стратегического управления, который представляет общий высший уровень всего процесса планирования. Основной проблемой при выборе стратегии является недостаточность информации. В этой связи большое значение приобретает прогнозирование, главной задачей которого является предвидение (вероятная оценка) возможного будущего развития событий и их влияния на деятельность фирмы в той или иной прогнозируемой обстановке. 2 Определение путей и средств достижения целей. Базовые цели дробятся и конкретизируются для подразделений, служб, участков. На данном этапе разрабатываются политика, тактика, методика поведения предприятия на рынке. 3 Определение конкретных детализированных целей на заданный период времени. В этой связи планы подразделяются на: · Тактические (долгосрочные); · Текущие (год, квартал, месяц); · Оперативные (неделя, сутки, смена). 4 Контроль за достижением поставленных целей путём сопоставления плановых показателей с фактическими. Планирование ведется на каждом уровне управления и в каждом структурном подразделении предприятия. Организация (организовывание) –представляет собой деятельность по созданию и упорядочению предприятия (организации) как объекта управления и работу по формированию субъекта управления – системы органов, призванных его осуществлять. Тем самым определяются обязанности и права должностных лиц и исполнителей, характер взаимоотношений между подразделениями и трудовыми коллективами, а также внутри них. Координируется деятельность управляемой и управляющей подсистем. Согласовываются процессы управления, действия непосредственных исполнителей. Координация – это реакция на сбой. В ряде экономических источников она выделяется как отдельная функция.
Мотивация –это процесс стимулирования, побуждение людей к деятельности, направленной на достижение личных целей и целей организации. Система мотивации должна обеспечивать заинтересованность в исполнении закрепленных функций за каждым участником процесса производства. Мотивация труда коллектива и отдельного его работника способствует эффективному управлению всей системой производства. Контроль - это процесс обеспечения достижения целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: 1 Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах и нормативах, разработанных в процессе планирования. 2 Измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации знает не только о существовании проблемы в организации, но и об источнике этой проблемы. 3 Коррекция отклонений от первоначального плана. Если руководство окажется неспособным найти и исправить отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Одно из возможных действий - пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации. Контроль позволяет получить объективную информацию для принятия решения, выявить проблемы, вносить корректирующие изменения в деятельность организации, способствует мотивации. - 3-
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3486)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |