Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике



2015-12-04 893 Обсуждений (0)
Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Конечной целью хозяйственной деятельности любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Именно на это направлен процесс производства, связанный с изготовлением товаров и услуг из имеющихся в распоряжении общества ресурсов.

ПОТРЕБНОСТЬ – это осознанная человеком нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. Удовлетворение потребностей – стимул развития производства.

Понятие «потребности» изучает не только экономическая наука, но и многие другие, например, психология. Но мы будем рассматривать потребности с экономических позиций. Не следует путать понятие «потребность» и «потребление». Потребление – это процесс удовлетворения потребностей.

Потребность является побудителем к деятельности. Историю экономической цивилизации, с рассматриваемой точки зрения, можно представить как процесс формирования и реализации индивидуальных и общественных потребностей.

Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера. Например, на потребности влияют:

– биологическая природа человека;

– его духовный мир;

– величина доходов потребителя;

– уровень развития производства;

– научно-технический прогресс;

– природно-климатическая среда;

– социально-экономические условия жизни;

– нравственные, религиозные представления и др.

Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Так, выделяют потребности:

1) Первичные – потребности в средствах существования, которые нельзя ничем заменить, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (питание, одежда, жилье), и вторичные – потребности, которые могут быть заменимы – потребности выбора (книги, путешествия, украшения и т.п.);

2) Материальные – одежда, металл, нефть, транспорт, станки и т.п., и духовные – знания, общение, чтение, посещение музеев, театров и т.п. Экономисты изучают материальныепотребности. К материальным потребностям относятся и услуги, которые, наряду с товарами, удовлетворяют наши потребности (ремонт автомобиля, стрижка волос, консультация юриста и т.п.). Многие изделия и покупаются ради услуг: автомобиль, стиральная машина и др.;

3) Производственные – потребности в средствах производства (сырье, электроэнергия, материалы, оборудование и т.п.), и непроизводственные – потребности людей в предметах потребления;

4) Личные (семейные) – потребности отдельного человека и семьи, и общественные (общества в целом) – потребности в средствах производства, обороне страны, развитии фундаментальной науки и т.п.;

5) Текущие потребности – потребности, которые могут и должны удовлетворяться сегодня, и будущие потребности, учет которых необходим при прогнозировании, планировании развития производства.

Американский ученый А. Маслоу расположил все потребности по принципу иерархии в следующем восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:

1) физиологические (в еде, питье и т.д.);

2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);

3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе, и т.д.);

4) в уважении (в достижении цели, признании, одобрении);

5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу, низшего порядка, последние две – высшего. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не могут быть актуальны потребности высшего порядка.

Таким образом, можно выделить три основные группы потребностей (см. рис. 2).

 

 


Рис. 2. Группы экономических потребностей

 

Сопоставляя эти потребности, заметим, что по мере развития общества происходит изменение структуры потребностей. Причем, это изменение подчиняется закону возвышения потребностей. Суть закона в том, что по мере насыщения первичных жизненных потребностей возрастает удельный вес духовных и социальных потребностей. Кроме того, внутри материальных, духовных и социальных потребностей тоже происходит изменение, т.е. с течением времени, в ходе развития общества потребности изменяются в сторону умножения и усложнения. Например, потребность не просто в одежде, а в модной одежде; не просто в жилище, а комфортном жилище.

Повышение потребностей, как правило, опережает возможности производства и не совпадает с объемом и разнообразием фактического потребления, поскольку далеко не все потребности, как назревшие, так и перспективные, могут быть реально удовлетворены.

Потребности, таким образом, тесно связаны с производством. Эта связь двухсторонняя. С одной стороны, экономический прогресс расширяет потребности и способствуетих возвышению, а, с другой стороны, сами потребности являются стимулом экономического прогресса.

В связи с этим можно рассмотреть взаимосвязь потребностей с интересами, стимулами, экономическим поведением (активностью).

Потребности —> интересы —> стимулы —> экономическое поведение

(активность)

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму – интереса.

Интересы являются основой стимулов, т.е. интересы порождают стимулы.

В переводе с латинского стимул означает побудительный мотив деятельности. Побудительные мотивы (то есть стимулы) приводят человека в движение. Это в экономическом преломлении и есть экономическое поведение человека, экономическая активность. Мы видим, что в основе экономического поведения человека, в основе его активности лежат потребности.

Таким образом, потребности по своей природе безграничны. Понятие безграничности не относится к какой-то одной потребности. Каждая из потребностей имеет предел, например, потребность в пище, но в совокупности потребности безграничны, т.е. полностьюих удовлетворить невозможно.

Безграничность потребностей имеет принципиальное значение,так как для удовлетворения потребностей нужны экономические блага, производимые с помощью ресурсов.

Потребности людей удовлетворяются с помощью БЛАГ.

Благо – это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности.

Экономические блага могут иметь форму материально-вещественного продукта (товара) или выступать в виде услуги.

Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, делятся на:

– неограниченные (неэкономические)блага – даровые блага природы (воздух, солнечный свет, вода). Эти блага по отношению к потребностям находятся в избытке и не являются продуктом экономической деятельности;

– ограниченные (экономические) блага – блага, большая часть которых (но не все) создается в процессе производства и создание которых требует определенных затрат. Эти блага имеются в ограниченном количестве.

Экономические блага ограничены. Это означает, что:

– их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;

– объем их может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;

– блага приходится тем или иным образом распределять.

Все экономические блага можно объединить в отдельные группы.

Так по целям применения блага можно подразделить на предметы потребления – блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье), и средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей косвенно, опосредованно (станки, машины, полезные ископаемые).

С точки зрения времени использования блага могут подразделяться на текущие – предполагающие одноразовое использование, блага длительного пользования – предполагающие многоразовое использование.

Блага в зависимости от характера связи между ними, подразделяются на:

1) взаимозаменяемые блага (блага-субституты) – это блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (лесоматериалы – кирпич, нефть – газ, маргарин – масло и т.п.) При этом взаимозаменяемость может быть абсолютной, когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая – капиллярная ручка, конфеты – сахар – варенье и т.п.), относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, бензин или дизельное топливо);

2) взаимодополняющие блага (комплиментарные блага) – это блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость также может быть полной (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон – кассета), во втором такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Для производства экономических благ необходимы ресурсы – факторы, используемые для производства экономиче­ских благ.

Под ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут быть использованы для производства товаров и услуг. Ресурсы, непосредственно вовлеченные в производственный процесс, называются факторами производства.

Все разнообразие ресурсов (факторов производства) можно сгруппировать в 2 группы:

1) материальные ресурсы: – земля (сырьевые материалы)

– капитал

2) людские ресурсы: – труд

– предпринимательская способность.

Труд (L) – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.

Земля (T) – это все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду – пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п.

Капитал (инвестиционные ресурсы) (C) – блага длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства. Капитал позволяет увеличить продуктивность земли и труда в производственном процессе.

Предпринимательская деятельность (E) – целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли.

В современных условиях, наряду с этими четырьмя основными факторами производства, к факторам производства относят: информацию, технологию и организацию производства, научно-технический прогресс.

Все ресурсы являются редкими. Понятие редкость определяется двумя основными аспектами:

1. Все ресурсы ограничены. Размеры посевных площадей, запасы полезных ископаемых, численность трудоспособного населения – все это ограничено, все имеет свои масштабы, свои географические границы.

2. Все ресурсы платны. Земля отдается в аренду или продается. Платаза землювыступает в виде рентного дохода. Капитал приносит доход в виде процента. Труд не бесплатен. Доход того, кто предоставляет свою рабочую силу, называется заработной платой. Плата за предпринимательские способности – прибыль.

Эти две характеристики: ограниченность + платность образуют редкость.

С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. И все решения этих проблем базируются на двух фундаментальных экономических аксиомах.

Первая аксиомапотребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы.

Вторая аксиомаресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Ограниченность ресурсов – объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей.

Ограниченность всех экономических ресурсов имеет тенденцию к возрастанию по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно увеличиваются, придавая импульс производству новых товаров и услуг, предполагающему поиск и использование новых ресурсов (рис. 3).

Следствием ограниченности ресурсов становятся:

– необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;

– появление конкуренции (соперничества, состязательности) за доступ к более эффективным ограниченным ресурсам общества;

– необходимость эффективного и по возможности полного использования ограниченных ресурсов общества;

– возможность возникновения уравнительного распределения ограниченных ресурсов (рационирование).

Рисунок 3 Ограниченность ресурсов

Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. При полном использовании имеющихся ресурсов и неизменной технологии использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие блага, с помощью каких ресурсов производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь.



2015-12-04 893 Обсуждений (0)
Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности и ресурсы: экономическая сущность и классификация. Проблема выбора в экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (893)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)