Тема: «Типы рыночных структур»
1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы. 2. Опрос по основным понятиям темы: Совершенная конкуренция (perfect competition) — рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками: 1) большое число продавцов и покупателей товара, каждый из которых предлагает к продаже или предъявляет спрос на незначительную долю общего объема продаж в отрасли; 2) однородность продукции; 3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее; 4) ни один экономический агент не обладает рыночной властью, т. е. способностью влиять на рыночную цену товара, 5) полная информированность участников о ценах и условиях производства. Если хотя бы один признак нарушается, конкуренция становится несовершенной. Монополия (monopoly) — рыночная структура, при которой на рынке действует одна фирма-производитель, полностью контролирующая производство и продажу товара. Естественная монополия –отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм. Олигополия – тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм. Дуополия – модель рыночной структуры, при которой два продавца конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар. Картель – группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами. Тайный сговор – ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции. Ценовой лидер – фирма на олигополистическом рынке. Которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером. Ценовая война – последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке. Ценовая дискриминация– продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям. Дифференциация продукта – действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм. Лицензии– законодательные ограничения на занятия отдельных профессий и сфер производства. Патенты – исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию. 3. Выберите правильный ответ: 3.1. Что из следующего не приводит к монополии: а) лицензии; б) авторские права; в) контроль над единственным источником товара; г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов? 3.2. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для: а) рынка зерна; б) рынка легковых автомобилей; в) рынка услуг преподавателей; г) рынка карандашей. 3.3. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится: а) низкий объем производства; б) высокий уровень расходов на рекламу; в) нестабильность цен; г) низкий уровень расходов на НИОКР. 3.4. Примером монопсонии, ограниченной олигополией является: а) рынок наркотиков; б) бизнес, которым занимался Чичиков из "Мертвых душ” Н. В. Гоголя; в) работорговля в XVI—XIX вв.; г) бизнес, которым занимался Мефистофель в поэме Гёте "Фауст”. 4. Выполните следующие упражнения: Упражнение №1 Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры: А. Совершенная конкуренция Б. Монополия В. Монополистическая конкуренция Г. Олигополия Д. Монопсония 1) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам; 2) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг; 3) большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам; 4) несколько крупных фирм функционирует на рынке автомобильных шин; 5) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования; 6) единственная фирма производит штурманские приборы. Упражнение №2 Фирма планирует выпустить учебник «Economics». Средние издержки на производство книги составляют: 4 долл. + 4000 долл./Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 8 долл. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности? 5. План написания самостоятельной работы: 5.1. Основные понятия: · совершенная конкуренция, · монополия, · естественная монополия, · олигополия, · дуополия, · картель, · монополистическая конкуренция, · ценовой лидер, · ценовая война, · ценовая дискриминация, · тайный сговор, · лицензии, · патенты. 5.2. Вопросы-тесты. Пример. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции? а) стали; б) услуг парикмахерских; в) автомобилей; г) акций и облигаций фирм; д) бензина. 5.3. Определить, верны или неверны утверждения. Пример. Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства. 6. Слушание и обсуждение реферата-доклада на тему: «Типы рыночных структур в транспортной отрасли Украины».
План семинарского занятия №8
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (957)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |