Проверка технического состояния АТС (рулевое управление)
4.1 Цель работы: изучить условия проведения проверки технического состояния рулевого управления.
4.2 Теоретическая часть 4.2.1 Условия проведения проверки технического состояния рулевого управления Проверка технического состояния автотранспортных средств (АТС) осуществляется по ГОСТ Р 51709–2001* от 2002.01.01. Данный стандарт распространяется на легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы (далее – автотранспортные средства), эксплуатируемые на автомобильных дорогах. Стандарт устанавливает: – требования безопасности к техническому состоянию автотранспортных средств (АТС); – предельно допустимые значения параметров технического состояния АТС, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды; – методы проверки технического состояния АТС в эксплуатации. Стандарт не распространяется на АТС, максимальная скорость которых, установленная изготовителем, не превышает 25 км/ч, и на внедорожные АТС. Стандарт должен применяться при проверках технического состояния эксплуатируемых АТС по критериям безопасности. Требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды. К техническому состоянию АТС могут предъявляться дополнительные требования, устанавливаемые соответствующими нормативными документами. Зарегистрированные АТС, в конструкцию которых (в том числе, в конструкцию составных частей и предметов дополнительного оборудования) были внесения изменения, влияющие на обеспечение безопасности дорожного движения, проверяют согласно процедурам, утвержденным в установленном порядке.
4.2.2. Термины и определения В данном стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями. Нейтральное положение рулевого колеса (управляемых колес): положение, соответствующее прямолинейному движению АТС при отсутствии возмущающих воздействий; суммарный люфт в рулевом управлении: угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес АТС в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в противоположную сторону; исправное состояние АТС: состояние, соответствующее всем требованиям нормативных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию АТС; категория АТС: подразделение АТС в соответствии с классификацией, принятой в Женевском Соглашении; органолептическая проверка: проверка, выполняемая с помощью органов чувств квалифицированного специалиста без использования средств измерений; работоспособность АТС и его частей: состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативных документов; техническое состояние АТС: совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его применения по назначению. 4.2.3. Требования к рулевому управления 1. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. 2. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается. 3. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, указанных изготовителем АТС в эксплуатационной документации, или, если такие значения изготовителем не указаны, следующих предельных допустимых значений: – легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые автомобили и автобусы ................................... 10°; – автобусы ...................................... 20°; – грузовые автомобили................... 25°. 4. Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС. 5. Подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось, рулевого колеса в осевом направлении, картера рулевого механизма, деталей рулевого привода относительно друг друга или опорной поверхности не допускается. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно. 6. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается. 7. Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.
4.3 Порядок выполнения работы 4.3.1. Проверка изменения усилия рулевого колеса 1. Установить автомобиль на ровную площадку. 2. Повернуть рулевое колесо поочередно в каждую сторону на максимальный угол. При этом изменение усилия должно быть плавным во всем диапазоне угла поворота. А максимальный угол поворота рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС. Технические условия: Проверку производить при работающем двигателе на неподвижном АТС.
4.3.2. Проверка суммарного люфта рулевого управления 1. Привести управляемые колеса в положение, примерно соответствующее прямолинейному движению. 2. Установить позади рулевого колеса специальный шаблон (транспортир). 3. Повернуть рулевое колесо до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, а затем – в другую сторону до положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в противоположную сторону. При этом измерить угол между указанными крайними положениями, который и является суммарным люфтом в рулевом управлении. Сравнить его с нормативным. Технические условия: 1. Проверку производить на неподвижном АТС. Если АТС оборудовано усилителем рулевого управления, то двигатель должен работать. 2. Допускается максимальная погрешность измерений суммарного люфта не более 1°. 4.3.3. Проверка взаимных перемещений деталей рулевого привода 1. Приложить к рулевому колесу знакопеременные силы в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременные моменты сил в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки. При этом осевое перемещение рулевого колеса и качание рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось, не допускается. 2. Повернуть рулевое колесо относительно нейтрального положения на 40–60° в каждую сторону. Одновременно с этим проконтролировать взаимные перемещения деталей рулевого привода, крепление картера рулевого механизма и рычагов поворотных цапф. Приложить знакопеременную силу непосредственно к деталям рулевого привода. При этом не допускается подвижность картера рулевого механизма, деталей рулевого привода относительно друг друга или относительно опорной поверхности. Также не допускается люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг. Технические условия: Проверку производить органолептически на неподвижном АТС при неработающем двигателе.
4.3.4. Порядок составления отчета 1. Наименование и цель работы. 2. Дать краткое описание работы люфтомера. 3. Порядок выполнения работы. 4. Результаты сравниваются с нормативными по ГОСТ Р 51709-2001* и заносятся в таблицу 4.1. 5. Выводы по работе.
Таблица 4.1 – Испытания рулевого управления
4.4 Контрольные вопросы 4.4.1 Перечислите основные технические требования, предъявляемые к рулевому управлению? 4.4.2 Какие методы проверки технического состояния АТС используются? 4.4.3 Опишите последовательность выполнения проверки? Практическая работа № 5 (2 часа)
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1344)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |