Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 1. Введение в справочно-правовые системы



2015-12-04 1708 Обсуждений (0)
Раздел 1. Введение в справочно-правовые системы 0.00 из 5.00 0 оценок




До 70-х годов прошлого века в юриспруденции понятие «правовая информация» вообще не использовалось, как и вообще термин информация до недавнего времени не использовался в сфере общественных отношений. С развитием теории информации и внедрением ее в практику общественной жизни стали использоваться понятия «информация», «информационные процессы» и др. Постепенно и в юриспруденцию были внесены новые понятия, связанные с информацией.

При этом следует заметить, что в текстах законов и других нормативных правовых актов до сих пор отсутствует определение понятия «правовая информация». Это дает возможность по-разному понимать его содержание.

Известный юрист А.Б.Венгеров рассматривал в более узкой плоскости правовую информацию (только официальные нормативно-правовые документы и их аналоги, содержащиеся в справочно-поисковых системах). Более широко понимал правовую информацию С.С.Москвин, включая в это понятие все сведения и сообщения о правовой сфере, включая результаты деятельности ученых-правоведов и юристов-практиков.

Современные авторы применяют более дифференцированный подход к определению понятия «правовая информация». Этому способствует практика нормотворчества и достижения аналитической юриспруденции.

В частности, О.А.Гаврилов относит к правовой информации «любые сведения о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения практических задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности».

Суммируя различные мнения, можно сделать дать следующее определение: правовая информация – это массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы (рис. 1).

Рис.1 Структура правовой информации

Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и радио и телевидение. Нельзя исключать из способов получения правовой информации и интернет. Получить правовую информацию можно также на специализированных семинарах, конференциях, в адвокатских бюро и т.д. одним из популярных средств получения правовой информации на сегодняшний день становятся справочно-правовые системы. Какой же из этих способов распространения правовой информации более удобен? Что перспективнее? Каковы прогнозы развития и использования различных видов СМИ для распространения правовой информации? Эти вопросы очень часто дискутируются и среди экспертов и среди обычных пользователей.

Использование печатных изданий (на бумажных носителях) является традиционным способом распространения правовой информации. Вне всяких сомнений и сегодня СМИ на бумажных носителях не утратили своего значения. Несмотря на то, что компьютерные правовые системы в последние годы распространяются тиражами, сопоставимыми с тиражами традиционной периодики, роль газет и журналов нельзя недооценивать ни сейчас, ни в обозримом будущем.

Достоинства использования печатных изданий:

· большая часть специалистов и большая часть обычных граждан предпочитают воспринимать правовую информацию, воспроизведенную на бумаге;

· решение целого ряда задач сегодня, несомненно, более удобно с использованием бумажного варианта документов, например, детальный одновременный анализ нескольких документов на бумаге, с возможностью делать необходимые пометки в тексте и т.п.;

· ограничения на время и место работы с правовой информацией; так, чтение и просмотр разного рода обзоров и иных материалов в транспорте, на отдыхе за городом стали вполне привычными для большинства активно работающих специалистов;

· официальное опубликование нормативных правовых актов.

Недостатки использования печатных изданий:

· ограниченность объема публикаций;

· неэффективность хранения больших массивов информации;

· неэффективность поиска конкретных документов больших массивах информации;

· низкая оперативность при передаче информации. Любой сбой в работе почты резко снижает оперативность поступления газет и журналов в регионы.

Радио и телевидение тоже могут быть использованы для распространения правовой информации, но только с точки зрения общего правового воспитания граждан.

С повсеместным распространением интернета расширяются возможности обращения к правовой информации через интернет. Можно выделить следующие интернет-ресурсы, открывающие доступ к правовой информации:

· сайты органов государственной власти и управления;

· электронные варианты печатных изданий;

· публичные центры правовой информации;

· интернет-версии справочно-правовых систем.

Ограничения интернета как средства получения правовой информации:

· отсутствие гарантий достоверности;

· отсутствие единого информационного массива;

· отсутствие качественной и надежной юридической обработки;

· отсутствие авторских материалов и результатов экспертной обработки;

· ограничения в работе с текстами;

· ограничения при работе с удаленными ресурсами.

Безусловно, все более массовый характер приобретает использование различных справочных правовых систем. Популярность СПС будет и дальше стремительно расти.

Как уже отмечалось, причины такой популярности СПС в том, что персональные компьютеры становятся все более доступными как для предприятий и компаний, так и для частных лиц. Но самая главная причина в том, что компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей.

Достоинства СПС:

· возможность компактно хранить большие объемы информации;

· оперативная актуализация информации;

· возможность быстрого поиска нужных документов в огромных массивах данных;

· всесторонний анализ правовых документов;

· возможность с высокой скоростью передавать информацию по теле­коммуникациям на любые расстояния.

Вместе с тем использование компьютеров в текущей работе с информацией имеет свои субъективные и объективные ограничения:

· трудно работать с бумажными вариантами правовой информации;

· эргономические ограничения на восприятие информации с экрана.

Ни одна СПС не сможет заменить настоящего профессионала и является лишь необходимым инструментом в работе экспертов. Более того, если пользователь не имеет хотя бы начального понимания юридических основ, то ему просто опасно самостоятельно браться за решение серьезных юридических задач, даже вооружившись самой совершенной СПС.

Справочно-правовая система (СПС) – это совокупность трех составляющих:

· массива правовой информации в специально обработанном виде;

· программных средств для быстрого поиска, обработки и анализа документов, включенных в информационный массив;

· сервисного обслуживания пользователя СПС со стороны компании-разработчика.

Идея использования преимуществ компьютерных технологий для работы с правовой информацией возникла на Западе еще во второй половине 60-х годов. Первоначально системы создавались в виде электронных картотек. В Европе первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система Credoc. Она появилась в 1967 году благодаря совместным усилиям университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов.

Все электронные картотеки, при всех их достоинствах, отличало то, что они не давали возможности ознакомиться с полным текстом документов.

Разработка одной из самых известных полнотекстовых СПС США Lexis началась еще в 1967 году с соглашения между коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой DATA Corp. В 1986 году была создана австрийская система юридической информации RDB, которая также является полнотекстовой.

В настоящее время практически все экономически развитые страны имеют СПС.

С некоторым опозданием развитие СПС началось и в нашей стране. В июле 1975иг. Руководство СССР приняло решение о развитии правовой информатизации. В рамках реализации этого решения в 1976 г. при Министерстве юстиции был создан НЦПИ, основной задачей которого стала разработка СПС и государственный учет нормативных актов. Однако пользоваться информационной базой НЦПИ могли лишь отдельные государственные министерства, ведомства и научные организации. Так продолжалось до конца 1980-х – начала 90-х годов, когда в России началось быстрое развитие и распространение СПС: 1989 г. – ЮСИС, 1990 г. – ГАРАНТ, 1991 г. – Кодекс, 1992 г. – КонсультантПлюс.

В настоящее время в России, как и за рубежом, именно негосударственные СПС определяют лицо правовой информатизации. Тому есть несколько причин:

· ограниченная часть пользователей – специалисты, нуждающиеся в правовой информации для решения профессиональных задач;

· СПС – это сложный инструментарий для работы с документами, предполагающий юридическую обработку документов, экспертный анализ информации и, конечно же, сервис.

Выделяют три этапа развития СПС в России:

этап годы уровень развития
1 этап 1989 – 1994 гг. Начало развития – появление СПС на рынке
2 этап 1995 – 2002 гг. Создание отрасли СПС
3 этап с 2003 г. Профессиональное развитие СПС

Задачи, решаемые с помощью СПС:

задачи, решаемые с помощью СПС реализуемые потребности пользователей
1-й уровень: простейшие поисковые задачи; распечатка документов; сохранение в файл источник информации
2-й уровень: базовые аналитические задачи эффективная работа с информацией
3-й уровень: профессиональные задачи; дополнительные задачи уверенность в правильности принятия решения и удобство в получении дополнительной информации

Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед СПС задач, необходимо на высоком уровне реализовать три ее составляющих:

· информационное наполнение;

· используемые технологии;

· сервисное обслуживание.

Главными свойствами качественного информационного наполнения СПС являются:

· полнота информационного массива;

· достоверность представленной информации;

· оперативность актуализации информации при изменении законодательства;

· юридическая обработка информации;

· экспертный анализ информации.

Программные технологии являются второй необходимой составляющей СПС. Имеет свои особенности создание этих технологий (на базе СУБД, специализированные технологии универсального характера, разработка собственных технологий). Программные технологии должны обеспечивать:

· поиск информации (поисковые возможности);

· аналитическую работу с текстом документа и списком документов;

· передачу информации другим пользователям.

Качественное сервисное обслуживание пользователей со стороны компании-разработчика является третьей неотъемлемой частью СПС. Оно включает:

· выделение персонального специалиста;

· своевременную актуализацию и пополнение информации;

· обучение пользователей;

· поиск документов по индивидуальным заказам;

· консультации по горячей линии;

· техническую и информационную поддержку.




2015-12-04 1708 Обсуждений (0)
Раздел 1. Введение в справочно-правовые системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 1. Введение в справочно-правовые системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1708)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)