Антиинфляционная политика. Особенности инфляционного процесса в России
Антиинфляционная политика — это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на подавление инфляции. 1. Дефляционная денежно-кредитная политика (регулирование спроса)осуществляется путем ограничения денежного спроса следующими методами: повышением налогообложения в целях роста дохода бюджета и сокращением покупательной способности населения; сокращением государственных расходов, повышением учетной ставки банков, сокращением спроса на кредит и рост сбережений; повышением нормы обязательных резервов; реализацией ЦБ государственных ценных бумаг, приносящих фиксированный доход. 2. Политика доходов означает установление параллельного контроля за ростом цен и заработной платы путем полного их замораживания или установления пределов их роста. 3. Политика индексации означает индексацию потерь экономических субъектов из-за обесценивания денег. Правительство РФ периодически индексирует пенсии, стипендии, пособия, заработную плату, однако из-за отсутствия средств это осуществляется без необходимой увязки с ростом цен как по времени, так и по величине возмещаемых потерь. Поэтому проводимая индексация не всегда оказывает существенное влияние на уровень жизни. 4. Политика стимулирования расширения производства и роста сбережений населения. К особым причинам инфляции следует отнести: катастрофический спад производства; быстро растущие цены в топливо - энергетическом комплексе и др. отраслях; экономическая и социальная нестабильность; вытеснение импортом отечественных товаров; огромный внутренний и внешний долг и т.д. Особенности российской инфляции должны определить и специфический подход к решению этой проблемы. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы: - оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности; - разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства; - совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов; - формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.; - создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики; - стимулирование экспортной продукции, в том числе и вооружения и т.д.
Виды денежных реформ. Денежная реформа — осуществляемые государством изменения в области денежного обращения, как правило, направленные на укрепление денежной системы. Выделяют следующие виды денежной реформы: · Переход от одного денежного эквивалента к другому — например, переход от медных денег к серебряным в Древнем Риме или переход отбиметаллизма к монометаллизму в большинстве европейских стран в конце XIX—начале XX в.. · Замена денежных знаков (банкнот и монет) ставших неполноценными (и/или обесцененной монеты) полноценной монетой или неразменных разменными (например, в Великобритании в 1695 г. были изъяты все старые монеты, потерявшие свой первоначальный вес, для перечеканки их в новые, полноценные; Россия в результате реформы 1839—1843 гг. перешла от бумажных денег—ассигнаций к кредитным билетам, разменным на серебро); · Стабилизация валюты или частичные меры по упорядочению денежного обращения путём девальвации, деноминации, ревальвации и т. п.; · Образование новой денежной системы — осуществляется в период распада, приобретения независимости бывшими колониями, образования государств и т. д. Наиболее типичными методами стабилизации денежной системыявляются следующие. · Нуллификация —объявление государством обесценившихся старых денежных знаков недействительными и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве. · Нуллификация обычно проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции для восстановления доверия к национальной валюте. Это осуществляется после войны при создании самостоятельных государств и в развивающихся странах. В развитых странах в современных условиях вследствие жесткого регулирования денежного обращения и контроля за уровнем инфляции нуллификация не используется, хотя Аргентина в конце 80 — начале 90-х годов прибегала к нуллификации практически ежегодно. · Деноминация(изменение масштаба цен) — изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые, более крупные денежные единицы с одновременным пересчетом всех денежных обязательств в стране (счетов в банках, цеп, тарифов, заработной платы и т.д.). · Деноминация предусматривает также замену старых денежных знаков на новые, но без ограничения сумм.Формально она носит технический характер, поскольку облегчает и упрощает учет, снижает издержки обращения и не затрагивает экономические основы стабилизации денежного обращения. Вместе с тем она может быть важным этапом в укреплении денежной системы, если проводится на завершающем этапе стабилизации экономики, финансов и подавления гиперинфляции, поскольку является важным моментом повышения доверия к национальной валюте. · Девальвация -снижение курса национальных денежных знаков по отношению к иностранной валюте. Девальвацияне устраняет проблемы денежного обращения и в современных условиях, не восстанавливает устойчивость национальной валюты. Более того, она ведет к снижению покупательной способности денег в результате повышения цен на импортируемые товары и раскручивает инфляционные процессы в стране. Она стимулирует экспорт продукции и обостряет конкуренцию на внешнем рынке. Обычно девальвации сопутствует дифференциация экспортных и импортных пошлин, введение валютных и других защитных оговорок. · Ревальвация(реставрация) — повышение металлического содержания денежных единиц или курса бумажных денежных знаков по отношению к металлу либо иностранной валюте. С отменой золотого содержания валют в середине 70-х годов XX века ревальвация стала означать только повышение рыночного курса валюты.
«Денежная масса (национальное определение)» http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/MS.asp
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (705)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |