Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономика. Экономические науки



2015-12-04 401 Обсуждений (0)
Экономика. Экономические науки 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕМА № 5

Источники экономической информации и технология конспектирования

1. Классификация источников и потоков экономической информации, их ис­пользование в профессиональной деятельности

2. Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала

 

 

1. Классификация источников и потоков экономической информации, их использование в профессиональной деятельности

 

Доказывать человеку необходи­мость знания — это

все равно, что убеждать в полезности зрения.

М. Горький

Информационная культура специалиста предполагает не только способности хорошо ориентироваться в информационном про­странстве, но и умение использовать его возможности в своей про­фессиональной деятельности.

Для того чтобы овладеть основами информационной культуры, необходимо научиться как находить нужную информацию, так и обрабатывать, анализировать ее.

Важно различать главное и второстепенное в информации, ви­деть внутренние связи ее фрагментов, стремиться к максимальному уровню информированности. Большая свобода в выборе информа­ции предъявляет повышенные требования к информационной культуре отдельного человека, который должен владеть знаниями и умениями самостоятельного выбора и оценки материала.

Под экономической информацией понимают совокупность све­дений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие народного хозяйства, всех его звеньев и элементов. Тер­мин «экономическая информация» равнозначен понятию «дан­ные».

 

Экономическая информация подразделяется на:

· прогнозную (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную);

· плановую;

· учетную (статистическую, бухгалтерскую).

 

Студенты должны иметь представление об информационных из­даниях. Это издания, содержащие систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удоб­ной для быстрого с ними ознакомления, выпускаемые органами научно-технической информации, а также другими организация­ми, осуществляющими информационную деятельность.

 

 

По характеру включаемой информации и целевому назначе­нию информационные издания можно разделить на три вида:

1) библиографические, которыми называют отдельно изданные перечни библиографических записей, предназначенные для ин­формирования о вышедших документах;

2) реферативное издание содержит перечень рефератов или сами рефераты, т.е. тексты с кратким изложением содержания до­кумента, с основными выводами и фактическими сведениями. К таким изданиям относятся: реферативные журналы, рефератив­ные сборники, экспресс-информация;

3) обзор — это научный документ, объединяющий первичную информацию, отраженную в обозреваемых документах, и вторич­ную информацию, полученную в результате логического процесса обобщения и выводов.

В зависимости от выполняемых функций выделяются следующие виды обзоров:

· библиографический содержит библиографическую характе­ристику обозреваемых источников;

· реферативный является результатом содержательного, фак­тографического обобщения и синтеза информации, отраженной в различных документах;

· аналитический обзор не только ориентирует в информаци­онном потоке по данной проблеме, но и дает оценку состояния проблемы, выявляет тенденции ее развития.

 

Реферативные обзоры преследуют ту же цель, что и аналитиче­ские, но в отличие от них носят более описательный характер без оценки содержащихся в обзоре сведений.

 

При самостоятельной работе студентов и при подготовке кур­совых и дипломных работ необходимо использовать документаль­ные источники информации.

Под источником информации понимается документ, содержа­щий какое-либо сообщение, а отнюдь не библиотека или инфор­мационное учреждение, откуда документ получен. Эти понятия часто путают. Документальные источники содержат в себе основ­ной объем сведений, используемых в практической деятельности.

Источниками документальной информации являются доку­менты различных типов, видов на разных носителях.

Источники библиографической информации — библиотечные каталоги, указатели, библиографические базы данных.

В качестве источников фактографической информации могут выступать документы различных типов и видов, включая энцикло­педии, словари, справочники, фактографические картотеки ин­формационных служб, фактографические базы данных.

 

 

Все документальные источники информации делятся на

§ пер­вичные

§ и вторичные.

 

В первичных документах или изданиях содержатся, как прави­ло, новые научные и специальные сведения,

во вторичных — ре­зультаты аналитико-синтетической и логической переработки первичных документов.

 

Оценка источников включает в себя такие критерии, как пол­нота и достоверность информации, сроки опубликования, нали­чие теоретических обобщений и критических материалов.

Студентам следует помнить, что книга имеет тот недостаток, что за то время, что ушло на ее подготовку и издание, данные, при­веденные в ней, могли устареть.

Что касается периодических изданий, каким бы узкоспециаль­ным ни был журнал, тематика его всегда шире вашего конкретного интереса.

Документальная экономическая информация является базой библиографической и фактографической информации.

В настоящее время активно развиваются документальные пол­нотекстовые ресурсы.

 

Круг создателей новой экономической информации в послед­ние годы значительно расширился. Помимо научных учреждений и вузов профессионально значимые источники информации создают:

• органы управления (нормативная, отчетно-плановая, обзорно-аналитическая информация);

• редакции газет и журналов (деловые новости, фактографиче­ская, обзорно-аналитическая информация);

• информационные службы;

• банки, биржи, коммерческие и иные фирмы (отчетно-финансовая, кредитная, рекламная информация);

• ассоциации, союзы, независимые исследовательские центры.

Содержательная структура документального потока по эконо­мике в библиотеках формируется в соответствии с системой эко­номических наук.

 

 

Экономика. Экономические науки.

65.01 Общая экономическая теория.

65.02 История экономической мысли.

65.03 Экономическая история (История хозяйства).

65.04 Экономическая география и региональная экономика.

65.05 Управление экономикой. Экономическая статистика. Учет. Аудит. Экономический анализ. Планирование. Прогнозиро­вание.

 

65.4 Сектора и отрасли экономики. Межотраслевые ком­плексы.

65.5 Мировая экономика. Международные экономические от­ношения.

65.6 Экономика развитых стран.

65.7 Экономика развивающихся стран.

65.8 Экономика социалистических стран.

65.9 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Ми­рового океана.

Как видим, документальный поток по экономике может быть дифференцирован в трех направлениях: по общим, специальным и отраслевым экономическим наукам.

В формально-видовом аспекте документальный поток по эко­номике может быть представлен книгами, статьями, неопублико­ванными источниками информации.

При дифференциации документального потока по читатель­скому назначению ориентируются на основные группы потребите­лей экономической информации.

 

Справочная литература по экономике делится на две группы:

1. относящаяся к сфере экономической науки

2. и относящаяся к сфере хозяйственной практики.

 

Основной критерий дифференциации справочных изданий — целевое назначение. Справочные пособия представлены, как правило, следующими жанрами: энциклопе­дии; словари; справочники; хроники экономических событий и фактов; бизнес-карты и др.

 

Для учебно-исследовательской работы студентов важно умение пользоваться статистической литературой.

К статистическим ма­териалам относятся статистические сводки, таблицы, сборники, которые являются источниками для изучения экономики и имеют исключительно важное значение для научно-исследовательской и практической деятельности в данной области.

 

Основным видом публикации статистических материалов являются статистические сборники — общеотраслевые, отраслевые и тематические.

 

 

Особое значение имеет использование в учебном процессе стандартов.

 

Стандарт — это нормативный документ, разработан­ный, как правило, на основе согласия, характеризующегося отсут­ствием возражений по существенным вопросам у большинства за­интересованных сторон, и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором могут устанавливаться для всеоб­щего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования или методы, касающиеся конкретных объектов, и который направлен на достижение оптимальной сте­пени упорядочения в определенной области.

 

Объектом стандартизации могут быть термины, обозначения, нормы, методы и т.д., применяемые в области науки, производст­ва, в культуре, здравоохранении и т.д.

 

К ним относятся:

• ГОСТ — государственный стандарт;

• ОСТ — отраслевой стандарт;

• ТУ — техническое условие;

• СТП — стандарт предприятий и объединений.

 

 

В учебной и научной студенческой работе наибольшее распро­странение получил ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

 

 

В соответствии с действующими терминологическими стан­дартами в зависимости от читательского адреса и целевого назна­чения можно выделить следующие типы изданий по бухгалтерско­му учету и аудиту:

 

1) официальные документы (издания, публикуемые от имени государственных учреждений и ведомств, содержащие материалы нормативного или директивного характера; их основное назначе­ние — быть проводниками управленческой информации);

 

2) научные издания (монографии, сборники научных трудов, тезисы докладов научных конференций, авторефераты диссерта­ций, депонированные рукописи, научные доклады, отчеты о НИР и ОКР, статьи из периодических и продолжающихся изданий);

 

3) учебная литература (учебники, учебные пособия, методиче­ские указания и разработки, программы, хрестоматии, практику­мы, сборники задач);

 

4) производственная литература (практические пособия и ру­ководства, предназначенные для повышения квалификации и рас­пространения передового опыта);

 

5) справочные издания (содержат фактографический материал по различным аспектам научной, учебной, производственной, правовой, финансовой и т.д. деятельности). К справочным изда­ниям относятся: энциклопедии, словари, справочники.

 

Самостоятельное место среди справочных изданий занимают биографические словари и статистические сборники.

К справочникам вспомогательного характера можно отнести таблицы, каталоги, путеводители и др.

Ретроспективная библиография по бухгалтерскому учету и аудиту представлена тематическими указателями и обзорами, внутрикнижными и пристатейными списками литературы, катало­гами таких издательств, как «Финансы и статистика», «Эконо­миста», «Омега-Л», «Питер», «Март», персональной библиографи­ей и библиографическими указателями.

 

 

2. Рациональная форма конспектов и способы записи прочитанного материала

 

Незаписанная мысль — потерян­ный клад.

Д. И. Менделеев

 

Запись прочитанного — важнейшее условие правильной организа­ции самостоятельной работы с источниками информации.

Записанное лучше и полнее усваивается, прочнее откла­дывается в памяти. Кроме того, при записи прочитанного формиру­ется навык свертывания информации и вырабатывается собствен­ный стиль изложения материала.

Записи прочитанного можно условно разделить на не связан­ные с аналитической переработкой текста (библиографическое описание источника, перечень страниц и др.) и связанные с анали­тической переработкой текста (тезисы, аннотация, конспект, об­зор и др.).

 

Рассмотрим некоторые виды записей.

Хорошая, достойная неоднократного чтения книга — великое интеллектуальное богатство. Как только вы сталкиваетесь в тексте источника с идеей, привлекшей ваше внимание, следует сделать закладку с указанием соответствующей страницы.

По ходу чтения источника хорошо бы набрасывать для себя беглые заметки.

 

Этот простейший вид записей обычно представлен незнакомыми терминами, цифрами, непонятными словами. Сле­дует помнить, что, делая заметки, обязательно указывают, к како­му месту текста источника они относятся, так как выясненное сло­во важно не само по себе, а только в привязке к тексту. Беглые за­метки — это заготовки для будущих планов, конспектов.

 

Такой вид записи, как выписки, предназначен для того, чтобы выбрать из текста самое главное, самое существенное. Выписки должны быть точными, заключающими в себе законченную мысль и понятными вне текста. Выписывая самое необходимое для ва­шей работы, можно дословно воспроизвести, обязательно со ссыл­кой на источник, наиболее важные положения, статистические данные. Выписки помогают накопить сведения по теме реферата или курсовой работы.

Наиболее простая запись, которая требует аналитической про­работки текста, это план. Правильно составленный план имеет ряд достоинств, которые выдвигают его наряду с конспектами и тези­сами во вполне независимую форму записи.

 

План — это краткая запись, которая: в немногих словах выра­жает объемный текст; отражает последовательность изложения мысли; раскрывает содержание текста; восстанавливает в памяти содержание источника; иногда заменяет конспект и тезисы; помо­гает составлению записей; ускоряет работу над источником ин­формации; организует самоконтроль (с помощью плана можно са­мостоятельно контролировать степень усвоения текста); помогает при длительной работе над источником.

Составляя план, прежде всего надо определить те места, где за­канчивается одна мысль и начинается другая, т.е. смысловые бло­ки текста; главную мысль каждого смыслового блока.

Важно также отметить то существенное, что связывает части текста.

Необходимо сформулировать пункты и подпункты плана так, чтобы они составляли логическое единство. Полезно рядом с пунктами и подпунктами плана проставить номера страниц источ­ника или ряда источников информации.

Можно составить подробнейший простой план, а затем преоб­разовать его в сложный путем группировки части пунктов под об­щими заголовками. Не исключается возможность пойти другим путем: составить краткий простой план, а далее разворачивать его в сложный с детализирующими частями.

В идеале каждый пункт плана можно развернуть в тезис. Тези­сы повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное.

По содержанию, по представленному в них материалу тезисы бывают:

1) первичным, оригинальным научным произведением;

2) либо вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту.

Оригинальныетезисы — сжатое отражение собственного докла­да, статьи; вторичные тезисы создаются на основе первичных тек­стов, принадлежащих другому автору. В тезисах тема раскрывается лаконично. Каждый тезис освещает особую микротему и составля­ет отдельный абзац.

В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. В отличие от выписок, содержащих иллю­стративный или фактический материал, тезисы всегда имеют дока­зательства.

Составление тезисов способствует формированию логического мышления, учит обобщать прочитанное и делать из него краткие и содержательные выводы.

 

Тезисы бывают

§ простыми

§ и сложными.

 

В простых (кратких) развиваемые мысли содержат только утверждение, а в сложных (их еще называют развернутыми, распространенными) — подкрепля­ются доводами, аргументами.

 

 

По способу изложения тезисы можно разделить на

§ свободные

§ и текстуальные.

 

В текстуальных тезисах мысль излагается словами изучаемого текста.

В свободных тезисах важно сохранить, не иска­зив, главную мысль источника; изложить же ее можно своими сло­вами. Делается это для того, чтобы придать тезисам краткость, ла­конизм.

Тезисы, какие бы они ни были: краткие или распространен­ные, текстуальные или свободные, занимают промежуточное ме­сто между планом и конспектом.

 

Аннотация — сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. Помещается в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. В аннотации пе­речисляются главные вопросы, проблемы, рассматриваемые в пер­вичном тексте, иногда характеризуется его структура.

Аннотация должна соответствовать ГОСТу 7.9-95 «Реферат и аннотация. Об­щие требования».

 

 

Как правило, аннотация служит основанием ускоренного вы­бора источника информации для специального чтения.

 

Для самостоятельного составления аннотации необходимо:

• ознакомиться с текстом;

• выделить в каждом абзаце аннотируемого текста ключевые слова;

• определить тему текста (тема — это то, чему уделяется в тек­сте наибольшее внимание);

• составить план текста по абзацам с опорой на ключевые слова.

 

 

Сформулированные пункты плана называют проблемы, кото­рые рассматриваются в тексте (проблема — это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый ав­тором в тексте; совокупность проблем, рассматриваемых в тексте, составляет его проблематику).

 

При составлении аннотации необходимо учитывать следую­щие требования:

• структура аннотации должна быть внутренне логична;

• каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов;

• средний объем аннотации не должен превышать 400—600 пе­чатных знаков.

Конспект (от лат. conspectus — обзор) — краткое, с соблюдени­ем логических связей изложение содержания источника информа­ции (книги, статьи) или лекционного материала.

Конспектирование помогает выработать умение анализировать текст и четко формулировать основные мысли автора.

Конспект, составленный самостоятельно, необходим не только для лучшего запоминания определенной информации, но и для глубокого осмысления изучаемого материала.

 

Составляя конспект источника, нужно помнить следующее:

• прежде всего необходимо привести полное библиографиче­ское описание конспектируемого источника;

• конспект отличается от текста тем, что в процессе конспек­тирования основная информация отделяется от второстепенной и происходит свертывание текста;

• главные идеи и логические взаимосвязи текста можно запи­сать своими словами;

• цитируемый текст приводится без искажения и имеет ссылку на источник;

• все сокращения слов и наименований должны быть обще­принятыми и понятными;

• следует сохранить структуру конспектируемого текста. Конспекты могут быть текстовыми, формализованными (таб­личными) и графическими.

Табличные конспекты удобны в тех случаях, когда готовится сводный конспект по нескольким источникам или возникает не­обходимость сопоставления данных.

Конспект, составленный в виде ответов на вопросы, можно на­звать формализованным.

Составляя графический конспект, части конспектируемого ис­точника располагают в определенном порядке, который дает воз­можность представить структуру и лучше уяснить содержание ра­боты.

 

Не менее важным является и правильное оформление кон­спекта:

1) конспект должен иметь поля справа, слева или с двух сторон. Поля позволяют дополнить текст конспекта, внести какие-либо коррективы;

2) разные идеи и положения лучше написать разными по цвету ручками или подчеркнуть разными по цвету карандашами;

3) необходимо выделять главные положения, ключевые слова и опорные пункты. Для этого обычно применяют абзацные отступы;

4) для облегчения последующей работы с конспектом следует нумеровать его части и делать ссылки на номера страниц в кон­спектируемом источнике.

Рациональная методика конспектирования позволяет хорошо усвоить изучаемый материал.

 



2015-12-04 401 Обсуждений (0)
Экономика. Экономические науки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономика. Экономические науки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)