Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России



2015-12-04 11787 Обсуждений (0)
Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России 4.80 из 5.00 10 оценок




Гражданское, торговое, международное право и их роль в правовом регулировании рекламной деятельности.

Правовое регулирование рекламной деятельности (РД) представляет собой совокупность правовых норм, герулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, и не является самомтоятельной отраслью правовой системы РФ. Эти нормы входят в состав различных правовых отраслей, большая их часть относится к гражданскому, административному и конституционному праву. В Конституции РФ заложены основные принципы правового регулирования РД: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров и услуг, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, свобода массовой информации.

Гражданское право– совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения на началах юридического равенства сторон. В рамках гражданского права регалируются организационно-правовой статус субъектов рекламного рынка, их имущественные отношения, вещные права, обязательства и договоры, нормы, определяющие отношения с объектами интеллектуальной собственности.

К рекламному праву применимы все принципы гражданского права

· Свобода договора.

· Равенство участников.

· Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела.

Административное право– система правовых норм, регалирующих общественные отношения, связанные с государственно-управленческой деятельностью. Принципы:

· Власти и подчинения.

· Юридического неравенства контролирующих органов и субъектов рекламного рынка.

Торговое право или коммерческое право— отрасль гражданского права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.

Международное право— наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения. В международном праве выделяются три основных направления: Международное публичное право, Международное частное право, Наднациональное право. Совокупность норм, регулирующих межгосударственные отношения.

Международный кодекс рекламной практики Международной рекламной палаты определяет:

· ответственность рекламодателя перед потребителями рекламы и обществом в целом;

· необходимость установления справедливого баланса между интересами коммерческих организаций и потребителей;

· возможность использования Кодекса судами в качестве справочного документа в рамках действующего законодательства;

· необходимость унификации стандартов рекламной деятельности;

· совместное действие Кодекса с другими документами о маркетинговой деятельности (кодексами маркетинговых исследований, деятельности по стимулированию продаж, прямой почтовой рассылки и торговли по каталогам, прямых продаж);

· применение Кодекса всеми субъектами рекламной деятельности;

· необходимость следования не только букве документа, но и духу;

· вся реклама должны быть законной, пристойной, честной и достоверной;

· необходимость соответствия рекламы принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности;

· никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества;

· пристойность рекламы;

· реклама не должна злоупотреблять доверием потребителя и недостатком у него опыта или знаний;

· реклама не должна поддерживать дискриминацию по расовому, религиозному или половому признаку;

· реклама должна быть распознаваема.

 

Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России.

Попытки регулирования рекламной сферы в нашей стране начались в 1991 году с принятием Закона РФ «О конкуренции и ограничении деятельности на то­варных рынках», где в ст. 10 устанавливалась ответственность хозяйствующих субъектов за некорректные сравнения производимых товаров с товарами конку­рентов и за введение потребителей в заблуждение относительно свойств товара. В декабре 1991г. был принят Закон « О средствах массовой информации», который указывает на недопустимость злоупотребления свободой слова и устанавливает ответственность за распространение недостоверной информации. В апреле 1992 года. Вступил в силу Закон РФ «О защите прав потребителей», установивший тре­бования к информации, которая должна доводиться до потребителей.

Самостоятельный же Закон РФ «О рекламе» был принят после работы зако­нодателей Государственного антимонопольного комитета РФ и дебатов в прессе 18.07.95г.

Закон посвящен коммерческой и социальной рекламе. Политическая рекла­ма исключена из сферы регулирования данного закона.

Закон дает следующее определение рекламы (ст.2): «Реклама - это распро­страняемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), ко­торая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний».

Закон запрещает ненадлежащую рекламу, к которой он относит рекламу не­добросовестную, недостоверную, заведомо ложную, неэтичную и скрытую.

Недобросовестной рекламой (ст. 6) является та, которая дискредитирует лиц, не пользующихся товаром; вводит людей в заблуждение относительно реклами­руемого товара; содержит некорректные сравнения с конкурентами.

Недостоверная реклама (ст.7) - та, в которой присутствуют не соответст­вующие действительности сведения.

Неэтичная реклама (ст. 8) нарушает общепринятые нормы морали и гуман­ности, порочит произведения искусства, представляющие собой национальное или мировое культурное достояние, государственные символы, а также физических или юридических лиц, какие — либо профессии, деятельность или товар.

Заведомо ложной считается реклама (ст. 9), с помощью которой рекламода­тель умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Скрытой рекламой (ст. 10) признается та, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие.

Закон характеризует (ст.2) участников рекламного процесса (рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя) и определяет их ответствен­ность за создание и распространение рекламы, несоответствующей закону (гл.З).

Закон устанавливает правила рекламы отдельных видов товаров: медика­ментов, оружия, табачных изделий и алкогольных напитков (ст. 16), финансовых услуг (ст. 17), и товаров для детей (ст.20), а также выдвигает определенные требования к рекламе в прессе, на радио, телевидении, в кино - и видеообслуживании, при предоставлении справок (ст. 10-15). Особая статья посвящена социальной рек­ламе (ст. 18).

В частности, запрещается прерывать рекламой детские и религиозные ра­дио- и телепередачи, радиопостановки и художественные фильмы без согласия правообладателей.

Особое значение имеют нормы закона, касающиеся рекламы, направленной на несовершеннолетних. Так, реклама не должна внушать несовершеннолетним, что обладание теми или иными товарами дает им какие-либо преимущества над другими несовершеннолетними. Она не должна подрывать авторитет родителей и воспитателей, создавать у детей искаженное представление о цене товара, его дос­тупности для любого семейного бюджета или легкости использования.

За нарушение закона предусмотрена следующая ответственность (гл. 4-5): необходимость осуществления контррекламы, предупреждения или штрафы (от 200 до 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом). Уплата штрафа не освобождает участников рекламного процесса от ис­полнения предписаний о прекращении незаконных действий и от осуществления контррекламы.

Контрреклама осуществляется посредством того же средства распростране­ния, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Ее содержание со­гласовывается с тем антимонопольным органом, который установил факт наруше­ния закона (ст. 29).

Особо серьезные случаи, связанные с использованием заведомо ложной рек­ламы, влекут за собой и уголовную ответственность.

Государственный контроль за соблюдением Закона РФ «О рекламе» возло­жен на федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы (в пределах их компетенции) (гл. 5).

Законодательство ставит преграды на пути ненадлежащей рекламы. Между тем детальное регламентирование рекламной деятельности при помощи норм пра­ва объективно затруднено особенностями самой сферы регулирования. В России, как и во многих других странах, весьма важным становится саморегулирование рекламы, которое предполагает добровольный контроль делового сообщества за собственной деятельностью в сфере рекламной деятельности.

Организациями, берущими на себя функции по саморегулированию рекла­мы, являются: Российская организация рекламных агентств, Национальная рек­ламная ассоциация, Комитет Торгово - промышленной палаты по рекламной дея­тельности, Ассоциация по связям с общественностью.

Закон о рекламе.

Федеральный закон № 38-ФЗ «О рекламе»регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ и услуг. Закон принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года, вступил в силу 1 июля 2006 года.
Данный закон не распространяется на:

• Политическую рекламу и предвыборную агитацию
• Информацию, раскрытие или распространение которой является обязательным в соответствии с этим Федеральным законом
• Справочно-информационные и аналитические материалы
• Сообщения органов власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, муниципальных органов если таковые не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой
• Вывески и указатели
• Информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке
• Любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке товара и не относящиеся к другому товару
• Упоминания о товаре, которые органически интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами не являются сведениями рекламного характера и не все рекламные отношения них отражены
Целями закона в новой редакции являются:
• Развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции
• Обеспечение в Российской Федерации единого экономического пространства
• Реализация права потребителей на получение добросовестной достоверной рекламы
• Предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Таким образом, можно сказать, что Закон о рекламе не только регулирует отношения, он помогает ориентироваться в правовом пространстве рекламирования, отличать рекламу от иной информации, определять, что такое ненадлежащая реклама.
Закон «О рекламе» состоит из 6 глав:

1. первая глава содержит общие положения, такие как:
• цели и сферу применения закона
• основные понятия (реклама, объект рекламирования, товар, рекламодатель, ненадлежащая реклама и другие);
• общие требования к рекламе (например, что реклама должна быть добросовестной и достоверной)
• описывает, из чего состоит рекламное законодательство
• перечисляет товары, реклама которых не допускается
• раскрывает другие общие моменты.

2. вторая глава раскрывает особенности отдельных способов распространения рекламы: в телепрограммах и телепередачах, радиопрограммах и радиопередачах и др. способами.

3. третья глава рассматривает особенности рекламы отдельных видов товаров: алкогольной продукции, пива, табака и табачных изделий, лекарственных средств, товаров медицинского назначения, биологически активных добавок, продукции военного назначения, основанных на риске игр, финансовых услуг, ценных бумаг, договоров ренты и других.

4. четвертая глава посвящена саморегулированию в сфере рекламы: рассмотрены саморегулируемые организации и их права.

5. в пятой главе рассмотрены вопросы государственного контроля в сфере рекламы ответственность за нарушение законодательства о рекламе: полномочия и обязанности антимонопольного органа, его решения и предписания, правила предоставления информации в антимонопольный орган, оспаривание его решений, ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

6. шестая глава содержит заключительные положения закона о рекламе: сообщает, когда закон и его отдельные статьи вступают в силу, как происходит регулирование отношений в сфере рекламы со дня вступления, сообщает каким законом регулируются особенности размещения рекламы в период олимпийских игр в г. Сочи.

Для наиболее детального или оперативного регулирования в определенных сферах предусмотрены еще и подзаконные нормативные акты.
Кроме того, в силу федеративного устройства РФ, многие сферы жизни могут регулироваться актами субъектов РФ, где к рекламе могут применятся требования, связанные со спецификой края, региона, области. Так же право издавать хозяйственно - правовые акты имеют так же органы местного самоуправления. (см. весь закон о рекламе)



2015-12-04 11787 Обсуждений (0)
Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России 4.80 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Законы и нормативные акты, регулирующие рекламную деятельность в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11787)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)