Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционно-правовые основы референдума в Республике Беларусь



2015-12-04 1067 Обсуждений (0)
Конституционно-правовые основы референдума в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




Референдум (народное голосование) – это способ принятия гражданами решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.

Референдумы являются достаточно распространенной формой привлечения народа к решению государственных дел. На протяжении длительного времени они используются в Швейцарии - наиболее часто, Франции, Италии, Швеции и других странах.

В Конституции Республики Беларусь вопросу о референдуме посвящена глава 2 «Референдум (народное голосование)». В Избирательном кодексе Республики Беларусь - раздел 7 «Референдум».

Референдумы бывают обязательные /решение может быть принято только на референдуме, напр. изменение разделов I, II, IV, VIII Конституции Республики Беларусь/ и факультативные/решение может быть принято как на референдуме, так и иным способом, напр. Принятием Парламентом закона./.

В науке также выделяют референдум консультативный. Его решение носит лишь рекомендательный характер.

Референдумы могут быть республиканскими и местными. На республиканские референдумы выносятся важнейшие вопросы государственной и общественной жизни страны. На такой референдум запрещается выносить следующие вопросы:

1) которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь;

2) связанные с избранием и освобождением Президента Республики Беларусь;

3) о принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов;

4) об амнистии и о помиловании.

На местный референдум выносятся вопросы, имеющие значение для населения соответствующих административно-территориальных единиц.

Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит:

1) Президенту Республики Беларусь,

2) Палате представителей и Совету Республики;

3) гражданам Республики Беларусь.

Инициатива Палаты представителей и Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинством голосов от полного состава палат и вносится Президенту Республики Беларусь.

Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тысяч граждан Беларуси, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

В случае, если с инициативой о проведении республиканского референдума выступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума в количестве не менее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждой области и города Минска.

Инициативная группа обращается в Центральную избирательную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проекта решения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протокол собрания инициативной группы, а также список членов этой группы, что должно быть подтверждено их собственноручными подписями.

Вопрос (проект решения), предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерства юстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группы регистрируются Центральной избирательной комиссией. После регистрации инициативной группы ей выдается свидетельство о регистрации и образец листа для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканского референдума, а членам инициативной группы – соответствующие удостоверения.

Материальное обеспечение агитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сбору подписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открывает для этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использовать добровольные пожертвования организаций (за исключением государственных), политических партий, других общественных объединений, граждан Республики Беларусь.

Сбор подписей граждан под предложением о проведении референдума осуществляется только членами инициативной группы в двухмесячный срок со дня регистрации инициативной группы.

Подписные листы сдаются инициативной группой не позднее истечения срока, установленного для сбора подписей, в районный, городской исполнительный комитет, в районную администрацию в городе, которые в десятидневный срок проверяют достоверность подписей граждан в подписных листах.

Областной, Минский городской исполнительный комитет подводит итоги сбора подписей по области, городу Минску, принимает об этом решение и направляет его в Центральную избирательную комиссию.

Центральная избирательная комиссия составляет заключение о соблюдении инициативной группой требований законодательства и протокол о результатах сбора подписей, подтверждающий наличие не менее 450 тысяч подписей граждан, в том числе не менее 30 тысяч подписей граждан от каждой из областей и города Минска. После чего передает все материалы Президенту Республики Беларусь.

Решение Центральной избирательной комиссии об отклонении предложения по проведению референдума может быть обжаловано в месячный срок в Верховный суд.

Президент Республики Беларусь назначает республиканский референдум по собственной инициативе или в двухмесячный срок после внесения на его рассмотрение предложений палат Национального собрания Республики Беларусь либо граждан.

Президент Республики Беларусь вправе отклонить предложение о проведении референдума, если оно не соответствует требованиям Избирательного кодекса. Решение Президента об отклонении референдума оформляется указом.

При проведении референдума должны быть обеспечены равные условия для агитации за или против вопроса, вынесенного на референдум.

Голосование на референдуме: в день голосования на участке по референдуму, за 5 дней – досрочное голосование, по месту нахождения участника референдума в день голосования.

В голосовании должно принять участие более половины граждан, обладающих правом участия в референдуме. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение об изменении и дополнении Конституции путём референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесённых в списки для голосования.

Решение, принятое референдумом, подписывается Президентом Республики Беларусь и публикуется в порядке, установленном для опубликования актов Президента. Оно вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если в нем не установлен иной срок. Датой принятия решения считается день референдума.

В Беларуси проходило четыре референдума: 1991г. – о сохранении СССР, 1995г.- четыре вопроса, наиболее важные о Государственном гербе и флаге, о равном статусе белорусского и русского языках; 1996 - изменение и дополнение Конституции и др. вопросы, напр., о смертной казни, о дне независимости; 2004г. - о новой редакции статьи 81 Конституции.

 

 

Вопросы 20-30 – это IV, V , VI разделы Конституции РБ.

20. Понятие и принципы организации и деятельности государственных органов Р Б.

Гос-во осуществляет свои функции через органы гос-й власти. Через органы гос-й власти в свою очередь народ также осущ-т свою власть. Определение гос-ой власти закреплено в ст.2 закона «О государственной службе в РБ» от 14.06.2003г. в редакции 5.01.2008г.Гос орган – это образованная в соответствии с Конст иными законодательными актами организация, осуществляющая государственно властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности.

Для цели настоящего закона под гос органами понимаются также гос учреждения и иные гос организации, обеспечивающие деят-ть президента или гос органов, работники которых в соответствии с законодательными актами являются гос служащими.

Гос служащие явл гражданами РБ, занимающие в установленном законодательством порядке гос должность, наделенные соответствующими полномочиями и выполняющие служебные обязанности за денежное вознаграждение из республиканского или местного бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования .

Гос учреждение – это гос организация, являющееся составной и относительно обособленной частью гос аппарата, которая создана для управления какой-либо сферой или объектом обслуживания населения, обеспечения деятельности гос органов, не обладающая государственно властными полномочиями.

Под государственным аппаратом понимается система органов государства, через которые государственные служащие от имени государства обеспечивают выполнение этими органами властных полномочий.

Признаки, черты государственных органов:Они образуются в установленном государством порядке.Наделяются государственно властными полномочиями, позволяющими им решать определенные вопросы, издавать акты обязательные исполнению другими гос органами, должностными лицами и гражданами.

Каждый гос орган реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием методов, которые определены нормативными актами.

Все органы гос-ва составляют единую систему государственной власти, т.е. совокупность высших и местных органов.Эти органы уполномочены гос-м осуществлять те или иные функции и задачи.Государственный орган выступает от имени государства.Органы государства имеют строго определенную структуру.

Принципы организации и деятельности государственных органов РБ.Верховенство Конституции.Разделение властей .Централизм проявляется в единстве системе государственных органов, обязательности решения вышестоящий органов для нижестоящих.Демократизм проявляется прежде всего в органах, которые избираются народом.Точное законодательное разграничение полномочий.Законность проявляется:

Что все органы и должностные лица действуют в рамках Конституции и законодательных актов Они обеспечивают соблюдение не подведомственных им территорий.

Социальная направленность вытекает из ст.1 К.Приоритет человека, его прав и свобод (ст.2 К).Гласность означает, что гражданам гарантируется право на получение достоверной и своевременной информации о деятельности гос органов. Гос органы обязаны предоставить гражданину возможность ознакомится с материалами, затрагивающие его законные права и интересы.Ответственность, подконтрольность и подотчетность. Принцип профессионализма и права равного доступа к государственной службе (ст.39 К).Принцип депортизации государственных органов. В государственном аппарате не создаются структуры политических партий, а ряд государственных служащих не могут быть членами политических партий, преследующие политические цели.Система и виды государственных органов.Под системой понимается совокупность государственных органов РБ. система государственных органов едина. Это проявляется:В том, что гос органы призваны осуществлять единую гос власть.В том, что все эти органы системы действуют совместно, находясь в тесном взаимодействии и взаимозависимости.Система гос органов включает в себя:Президент.Орган законодательной власти (Парламент).Местные представительные органы (Местные советы депутатов, областные, городские, районные, поселковые, сельские).Органы исполнительной власти (Совет министров, Министерство, государственные комитеты, иные республиканские организации, областные, городские, районные, поселковые, сельские исполкомы, местные администрации).Органы судебной власти (общие и хозяйственные суды, Конституционный суд). Контрольно-надзорные органы (прокуратуры, комитет государственного контроля).

Органы исполнительной власти имеют исполнительный и распорядительный хар-р. Исполнительный, потому что они непосредственно исполняют нормативные акты вышестоящих или других органов.

Распорядительный характер проявляется в том, что они в свою очередь во исполнении решений вышестоящих органов издают собственные акты, которые обязательны для исполнения нижестоящими органами исполнительной власти, должностными лицами и гражданами.Классификация органов исполнительной власти: По территории деятельности:Центральные (Совет Министров, гос комитеты и т.д.).Местные (исполкомы областей, районов, городов, поселков)По характеру полномочий:Общей компетенции ведущими всеми или многими отраслями (правительство, исполкомы местные администрации).Специальная компетенция ведущая отдельными отраслями (министерство, государственные комитеты, отделы управления исполкомов).

По организации управления:Коллегиальные (Совет министров, исполнительный комитет).Единоначальный (министерства, отделы управления исполкомов).

Особым статусом обладает: Администрация президентаНациональная академия наук. Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов.Управление делами президента.

 

21. Конституционно-правовой статус Президента РБ.

Президент Р Б:1) назначает республиканские референдумы;2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;4) назначает 6 членов Центральной комиссии РБ по выборам и проведению республиканских референдумов;5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Р Б, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;7) определяет структуру Правительства Р Б, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;10) назначает 6 судей Конституционного Суда, иных судей Р Б;11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;13) обращается с посланиями к народу Р Б о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Респ; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Р Б;16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;17) решает вопросы о приеме в гражданство Р Б, его прекращении и предоставлении убежища;18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;19) осуществляет помилование осужденных;20) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Р Б в иностранных государствах и при международных организациях;21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, терр-й целостности и существованию госва, вводит на терр Р Б или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;25) имеет право отменять акты Правительства;26) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Р Б; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;28) явл Главнокомандующим ВС РБ; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;29) вводит на терр Р Б в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;30) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и законами.

Ст 85. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Р Б. В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений. Ст 86. Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий. Статья 87. Президент может в любое время подать в отставку. Отставка Президента принимается Палатой представителей.Ст88. Президент Р Б может быть досрочно освобожден от должности при стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента. Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Респ на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Респ. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Респ, а также не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.Непринятие Советом Респ и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. Предложение о смещении Президента с должности не может инициироваться в период рассмотрения в соответствии с Конституцией вопроса о досрочном прекращении полномочий Парламента.В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

Ст 89. В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к Премьер-министру.

 



2015-12-04 1067 Обсуждений (0)
Конституционно-правовые основы референдума в Республике Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституционно-правовые основы референдума в Республике Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1067)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)