Товарный знак и наименование места происхождения товара: сходство и различия
С.А.Горленко - помощник директора ФИПС по товарным знакам, канд. юрид. наук. С товарным знаком и наименованием места происхождения товара потребители часто сталкиваются на рынке, выбирая из массы товаров тот, который им необходим. В последнее время эти объекты вызывают большой интерес у специалистов, занимающихся проблемами охраны интеллектуальной собственности. При этом нельзя не отметить, что товарному знаку повезло значительно больше, чем наименованию места происхождения товара. Товарный знак как правовая категория (правовой институт) сложилась очень давно. Этот объект хорошо изучен. В мире действуют разнообразные системы и различная практика его правовой охраны. Две трети материальных норм, содержащихся в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, посвящены товарному знаку. Что касается наименования места происхождения товара, то этот объект все еще мало изучен. Это объясняется рядом объективных причин. В частности, тем, что наименование места происхождения товара как правовая категория (правовой институт) сформировалась по сравнению с товарным знаком недавно. В Парижской конвенции этот объект упомянут только один раз в ст. 1(2), и к нему имеют отношение еще лишь две статьи: 9 и 10. В последние годы в законодательных документах и международных договорах все больше применяется термин «географическое указание», который включает в себя указание происхождения и наименование места происхождения товара. В подавляющем большинстве стран мира нет специального законодательства, на основе которого этот объект охраняется. А там, где такие законодательства существуют, их системы разнятся (регистрационная, декретная, на основе норм о пресечении недобросовестной конкуренции, охрана в качестве сертификационных или коллективных знаков). В России основным документом, регулирующим отношения, касающиеся товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, является закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» 1992 г. в редакции от 11 декабря 2002 г. Факт регулирования правоотношений в связи с названными обозначениями одним законодательным актом свидетельствует о том, что они имеют определенное сходство, которое проявляется прежде всего в следующем. Товарный знак и наименование места происхождения товара являются объектами промышленной собственности, что вытекает из уже упоминавшейся ст. 1(2) Парижской конвенции. Оба объекта как обозначения, предназначенные для сопровождения товаров, их распознавания, относятся к средствам индивидуализации. Исходя из этого к ним применяются положения ст. 138 ГК РФ. Оба объекта выполняют ряд одинаковых функций (в частности, качественную, рекламную и защитную), способствуя реализации товаров, и служат при этом не только интересам изготовителей, но и потребителей, помогая последним в выборе нужного товара. Обозначения, которым предоставляется правовая охрана в качестве товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, должны быть истинными, достоверными. Обозначения, вводящие потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя, места происхождения и особых свойств товара, не могут быть признаны товарным знаком и наименованием места происхождения товара. Институтам права на товарный знак и наименование места происхождения товара не известна фигура автора, занимающая соответствующее место в институтах, объединяющих нормы по регулированию отношений в связи с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами. Товарный знак и наименование места происхождения товара могут превратиться в видовые обозначения или свободные знаки, если они надлежащим образом не защищены, их охрана не поддерживается в силе, правообладатель не реализует принадлежащее ему право. Тенденция перерождаться, трансформироваться в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, характерна для этих средств индивидуализации. При этом в связи с товарным знаком под обозначением, вошедшим во всеобщее употребление, понимается обозначение, используемое для определенного товара, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало указанием конкретного вида товара. В свое время это случилось с такими обозначениями, как рубероид, нейлон, перлон, целлофан, пульман и др., ранее охранявшимися в качестве товарных знаков. Что касается наименования места происхождения товара, то обозначением, вошедшим во всеобщее употребление, является обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но ставшее обозначением товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. То есть речь идет об обозначении, которое утратило свою первоначальную способность быть для потребителя указанием места действительного происхождения товара и тем более обозначением, которое свидетельствует о его особых свойствах. Многие из обозначений, сопровождающих товары, первоначально могли быть признаны наименованиями мест происхождения, но из-за пассивности пользователей, не обеспечивших им надлежащую правовую охрану, и многократного применения изготовителями из разных географических объектов они постепенно превратились в видовые обозначения. К примеру, утратили способность отождествлять товар с местом его действительного происхождения широко известные в прошлом обозначения: жигулевское пиво, полтавская и эстонская колбасы. В результате процесса «растворения» происходит разрыв связи в сознании потребителя между обозначением и товаром, изготовленным конкретным производителем (товарный знак), и обозначением и товаром, происходящим из соответствующего географического объекта (наименование места происхождения товара). Основные различия товарного знака и наименования места происхождения товара, характеризующие эти обозначения как независимые объекты промышленной собственности, состоят в следующем. Для создания (разработки) товарного знака никаких особых условий не требуется. Как правило, он создается по воле разработчика и во многом зависит от его фантазии. Наименование места происхождения товара возникает под воздействием природных условий и/или людских факторов в результате широкого длительного использования географического наименования. То есть фактического применения, когда оно становится известным, создающим устойчивое представление о товаре с особыми (характерными) свойствами, определенными географической средой конкретного географического объекта. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации (различения) однородных товаров, выпущенных разными изготовителями, но без привязки к месту их нахождения. Производство товаров, обозначенных товарным знаком, можно перенести из одной местности в другую (за исключением случаев, когда в товарном знаке содержится указание на место производства товара). Наименование места происхождения товара всегда указывает на определенный географический объект. Оно может рассматриваться как средство индивидуализации идентичных товаров, происходящих из разных мест. Наименование места происхождения товара неотделимо от конкретного географического объекта. Невозможно перенести производство товара из одного географического объекта в другой. Товарный знак может (хотя и не обязательно) гарантировать соответствующее качество товара. Вместе с тем условие качества для товарного знака – это вопрос не правовой, а чисто экономический, рыночный. Качество удостоверяется не ведомством, а исходя из спроса на товар на рынке. При этом может иметь место ситуация, когда знак связан с товаром, качество которого недостаточно высокое или нестабильное, и товарный знак может стать средством не привлечения, а отпугивания покупателя. Правовой феномен наименования места происхождения товара состоит в том, что в самом понятии этого объекта содержится обязательный признак: наличие в обозначаемом товаре особых свойств. Условие наличия особых свойств – вопрос правовой. При регистрации наименования места происхождения наличие особых свойств становится вопросом экспертизы, и ведомство уполномочено их проверить. Эта особенность делает данный объект чрезвычайно ценным, поскольку товар, им сопровождаемый, является своего рода единственным, не имеющим себе равного. При этом свойства товара составляют постоянную характеристику. Так, широко известную палехскую лаковую миниатюру всегда характеризуют контрастное цветовое решение, яркие чистые цвета на черном фоне, прорисовка линий золотом, некоторая непропорциональность в изображении человеческих фигур, а мстерскую – несколько приглушенная гамма цветов, высветленный фон, пропорционально изображенные фигуры людей в более непосредственных и правдивых позах. Обладатель права на товарный знак вправе пользоваться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Правообладатель может его использовать так, как он того пожелает, в отношении товаров, для которых зарегистрирован знак, изготовленных на своем или каком-то ином предприятии, в том или ином месте или даже в другой стране. Он может изменять по своему усмотрению качество, особенности, способ изготовления товаров, реализуемых с этим знаком. Право на знак отчуждаемо. Правообладатель может уступить знак другому лицу, даже если оно из иной местности и другой страны, или предоставить лицензию на право пользования принадлежащим ему товарным знаком. Никто не может использовать товарный знак без разрешения правообладателя, даже если продукция, выпускаемая третьим лицом, однородная, одного качества и предприятия находятся в одном и том же географическом объекте. Законный пользователь наименования места происхождения товара (обладатель свидетельства) имеет право пользоваться этим обозначением, запрещать такое использование другим лицам, но не имеет права им распоряжаться. Право на наименование места происхождения товара соответствует праву коллективного пользования, связанному с конкретной территорией, применительно к товару, изготовленному на этой территории и отвечающему соответствующим требованиям. Право на пользование наименованием места происхождения товара неотчуждаемо. Регистрация товарного знака обусловлена наличием различительной способности и новизны заявляемого обозначения. Регистрация наименования места происхождения товара обусловлена, в первую очередь, наличием особых свойств, которыми должен обладать сопровождаемый им товар. Действие регистрации товарного знака всегда имеет определенный срок, который может продлеваться. Действие регистрации наименования места происхождения товара бессрочно. Сроком ограничено только действие свидетельства на право пользования данным объектом, который также может продлеваться. Регистрация товарного знака за рубежом, как правило, не связана с его регистрацией (или подачей заявки) в стране происхождения. Такое условие является обязательным лишь при подаче заявки на основе Мадридского соглашения о международной регистрации знаков или Протокола к этому соглашению, а также в соответствии с национальными законодательствами незначительного числа стран. Правовая охрана наименования места происхождения товара за рубежом обычно осуществляется только при наличии его правовой охраны в стране происхождения товара. При сравнении товарных знаков с наименованиями мест происхождения товаров обращает на себя внимание определенное сходство процедур, связанных с подачей и рассмотрением заявок в патентных ведомствах тех стран, в которых охрана названных объектов осуществляется на основании регистрации. Определенное сходство анализируемых средств индивидуализации позволяет ряду стран, согласно их национальным законодательствам или сложившейся практике, регистрировать и/или использовать наименования мест происхождения товаров в качестве или в составе товарного знака. Однако имеются страны, законодательства которых запрещают это. Обычно включение наименования места происхождения в товарный знак допускается, когда: - в стране, где испрашивается охрана, отсутствует специальное правовое регулирование наименований мест происхождения товаров; - пользователь наименования места происхождения товара является единственным; - наименование места происхождения товара не занимает доминирующего положения в знаке (а следовательно, его включение в знак не нанесет ущерба другим пользователям), и оно включается в знак в качестве неохраняемого элемента. Использование наименования места происхождения товара не является препятствием для обозначения продукции конкретного изготовителя товарным знаком. Эти два вида обозначения могут сопровождать один и тот же товар, давая потребителю полную информацию о нем и его изготовителе. Предельно сходными являются системы международной регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, действующие в рамках Парижской конвенции. Речь идет об уже упоминавшемся Мадридском соглашении и Протоколе к нему, а также о Лиссабонском соглашении об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации. Возможность возникновения конфликтов в связи с товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров, выполняющими сходные функции, неизбежна, и можно предположить, что их число будет увеличиваться по мере роста числа зарегистрированных наименований мест происхождения товаров, сопровождающих на рынке товары, обладающие особыми свойствами. Как известно, в настоящее время фонд зарегистрированных товарных знаков в Российской Федерации составляет около 250 тыс., а подача заявок в последние годы достигала 40 – 50 тыс. На фоне приведенных показателей аналогичные данные по наименованиям мест происхождения товаров могут показаться слишком незначительными. Так, всего на 1 октября 2003 г. на регистрацию и/или предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров поступила 361 заявка, зарегистрировано 68 наименований, выдано 115 свидетельств на право пользования данным объектом. Вместе с тем нельзя не учитывать, что наименование места происхождения товара – очень ценный и весьма редкий объект, поэтому большого числа заявок ожидать не приходится. Это соображение подтверждается статистикой регистрации на основе Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации, действующего в рамках Парижской конвенции. За более чем 35 лет существования этого Соглашения 19 стран-участниц поставили под охрану немногим более 850 наименований мест происхождения товаров. По мере роста числа регистраций наименований мест происхождения товаров в Российской Федерации увеличивается также и число проблем, связанных с этим объектом и товарным знаком, требующих урегулирования. В частности, уже сегодня можно выделить следующие проблемы. Подходы к регистрации в качестве товарных знаков наименований географических объектов. Как известно, абзац четвертый п. 1 ст. 6 Закона устанавливает запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, которые указывают на место производства или сбыта товаров, т.е. представляют собой географические указания. Эта норма призывает к осторожности, аккуратности в подходах к регистрации таких обозначений. Регистрация наименований географических объектов в качестве товарных знаков может привести к коллизии с наименованиями мест происхождения товаров, поскольку наличие охраняемого товарного знака не является препятствием для регистрации обозначения как наименования места происхождения товара. Обозначение будет поставлено под охрану, если оно соответствует п. 1 ст. 30 Закона, т.е. определению наименования места происхождения товара. Столкновение интересов по упомянутой причине между товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров, к примеру, имели место в связи с обозначениями «Сарово» и «Славяновская», предназначенными для минеральной воды. Конфликт может также возникнуть в случае, если до подачи заявки на регистрацию товарного знака при проведении поиска в отношении зарегистрированных товарных знаков или поданных на них заявок потенциальный заявитель не охватит информацию, касающуюся зарегистрированных наименований мест происхождения товаров. При проведении такого поиска (в отличие от поиска по товарным знакам), исходя из положений п. 2 ст. 7 Закона, необходимо проанализировать данные о зарегистрированных наименованиях мест происхождения товаров в отношении любых товаров. Проблема реализации обладателем права на товарный знак правомочия распоряжения этим знаком в случае включения в него наименования места происхождения товара в качестве неохраняемого элемента. Как известно, согласно п. 3 ст. 40 Закона обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара не вправе предоставлять лицензии на пользование указанным объектом другим лицам. В комментируемой ситуации в товарном знаке будет содержаться объект, которым правообладатель данного знака распоряжаться не может. Это означает, что, включая в знак наименование места происхождения товара, он лишает себя возможности уступить товарный знак или предоставлять лицензии на его использование. Исключение могут составить случаи, когда названные юридически значимые действия осуществляются правообладателем в отношении лица, которое имеет право пользования наименованием места происхождения товара. Рассмотренная выше ситуация позволяет сделать вывод о том, что не всегда целесообразно регистрировать в качестве товарного знака обозначение, содержащее наименование места происхождения товара. У обладателя исключительного права на товарный знак, являющегося одновременно обладателем свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, имеется больше возможностей, если он получает соответствующие права на эти объекты раздельно, а затем одновременно использует их при маркировке соответствующих товаров. В заключение хотелось бы отметить, что в настоящей статье поднят лишь ряд проблем, касающихся товарных знаков и наименований мест происхождения товаров, возникающих в связи с их регистрацией, правовой охраной и использованием. В условиях рынка, обострения конкуренции по мере развития практики число различных споров, конфликтных ситуаций и проблем, относящихся к этим объектам, будет возрастать. Вопрос о «взаимоотношениях» данных средств индивидуализации не является только российским. В последние годы во всем мире просматривается тенденция к созданию специальных механизмов охраны географических указаний, наиболее ценной и редкой частью которых являются наименования мест происхождения товаров. Такие механизмы уже имеются в рамках ЕС, где действуют регламенты и директивы. К примеру, Директива № 79/112 ЕЭС от 18 декабря 1973 г., касающаяся маркировки и оформления пищевых продуктов, предназначенных для потребления, или Регламент о правовой охране географических указаний и наименований мест происхождения сельскохозяйственных и пищевых продуктов № 20812/32 от 14 июля 1992 г. ВОИС ведет работу в этом направлении. Были приняты соответствующие рекомендации, планируется пересмотр Лиссабонского соглашения об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации. Поиск правовых механизмов, позволяющих обеспечивать эффективную правовую охрану географических указаний, проводится странами – членами СНГ и участниками Соглашения ТРИПС.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1267)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |