Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Построение регрессионной модели (определение функции «черного ящика»)



2015-12-04 478 Обсуждений (0)
Построение регрессионной модели (определение функции «черного ящика») 0.00 из 5.00 0 оценок




Регрессионные модели. Аппроксимация данных. Подбор формул со многими неизвестными

Построение регрессионной модели (определение функции «черного ящика»)

Задача. Известны данные динамики выпуска продукции предприятия за 10 лет (набор из n=10 экспериментальных точек):

X
Y

X – порядковый номер года с 2001 по 2010; Y – объем валовой продукции предприятия.

Выполним регрессионный анализ, то есть, опираясь на имеющиеся экспериментальные данные, построим регрессионную модель (определим функцию черного ящика), по которой вход преобразуется в выход.

Схема одномерной регрессионной модели

Экспериментальные точки отображены на графике:

График экспериментальных данных

Занесите экспериментальные данные в таблицу Excel:

Xi Yi

Результат ввода данных:

Предположим, что экспериментальные данные подчиняются линейному закону, т.е. выдвигаем гипотезу о линейной модели: Y = aX + b.

Построение модели выполним по методу наименьших квадратов, суть которого в том, что необходимо найти такие значения коэффициентов a и b, при которых сумма квадратов отклонений F экспериментальных данных от расчетных (теоретических) значений Y будет минимальной:

Здесь: Ei – ошибки между экспериментальными данными и расчетными значениями Y; F – суммарная ошибка (сумма квадратов отклонений).

Уравнения для Ei и F имеют вид:

Ei = (YiЭксп.YiТеор.) = YibaXi, i = 1, …, n.

Для определения значений b и a, которые доставляют экстремум функции F, находятся частные производные по переменным b и a и приравниваются к нулю (условие экстремума):

После раскрытия скобок получится система линейных уравнений:

Для ее решения составьте в Excel таблицу промежуточных вычислений, используя соответствующие формулы и функцию СУММ:

  Xi Yi Xi2 XiYi
Сумма:

Результат ввода

Полученная система линейных уравнений в матричной форме имеет вид:

Подстановка из таблицы соответствующих значений сумм при решении системы «вручную» дает:

Существуют следующие способы решения системы линейных уравнений (определения коэффициентов b и a):

- методом Крамера;

- методом Гаусса;

- методом обращения начальной матрицы.

При решении системы методом Крамера получаются следующие выражения для b и a:

Введите данное решение в таблицу Excel:

- для коэффициента b:

- для коэффициента a:

Здесь для вычисления общего числа точек n использована функция СЧЁТ.

 

Найдем значения b и a «ручным» способом:

Удостоверьтесь, что полученные с помощью Excel и «вручную» значения b и a совпадают.

 

Существует также способ определения коэффициентов b и a с использованием расчетных формул, представленных в развернутом (скалярном) виде:

где – средние значения Y и X (в Excel реализуется функцией СРЗНАЧ).

Решение задачи данным способом выполните на самостоятельной подготовке. Таблица Excel с расчетами этим способом имеет вид:

 

Итак, найденные значения b = 11.8 и a = 0.89 обеспечивают прохождение графика Y = aX + b как можно ближе одновременно ко всем экспериментальным точкам. Таким образом, получено линейное уравнение: Y = 0.89X + 11.8.

Произведите расчеты теоретических (эмпирических) значений Yiтеор. по данной линейной функции. Для расчетов используйте абсолютные ссылки (знак $) на ячейки с полученными значениями b и a.

Для ожидаемого значения Xож=11 (на 11-й год) определите прогнозное значение Y(Xож=11).

Теперь необходимо проверить правомерность принятой гипотезы о полученной линейной зависимости Y = 0.89X + 11.8.

Для этого необходимо рассчитать ошибку Ei между экспериментальными точками Y и точками полученной теоретической зависимости Yтеор., суммарную ошибку F, значение стандартного отклонения σ и вероятного отклонения S по формулам:

Ei = YibaXi, i = 1, …, n

Значение S связано с σ соотношением:

S = σ/sinβ = σ/sin(90°–arctga) = σ/cos(arctga).

 

Такая зависимость между S и σ получена из рисунка:

Рис. Связь σ и S

Для проверки правильности принятия гипотезы используется нормальный закон распределения случайных ошибок. На рисунке P – вероятность распределения ошибки.

Рис. Иллюстрация закона нормального распределения ошибок

Если в полосу, ограниченную линиями Yтеор-S = aX+b-S и Yтеор+S = aX+b+S попадет 68.26% или более из всех экспериментальных точек, то можно сделать вывод о том, что принятая гипотеза о линейной зависимости Y = aX + b верна.

 

 

Создайте таблицу для расчетов ошибок между точками экспериментальной и теоретической зависимости:

Примечание: формулы последнего столбца L реализованы с использованием функций ЕСЛИ и И.

Значение суммарной ошибки будет F = 10.62

Значение .

Значение S = σ/cos(arctg(a)) = 1.38.

Таблица результатов создания регрессионной линейной модели:

 

 

Расчеты показывают, что 7 точек из 10 (то есть 70%) попадают в полосу, ограниченную линиями Yнижняя = 0.89X + 11.8 – 1.38 и Yверхняя = 0.89X + 11.8 + 1.38, из чего заключаем: зависимость между входом и выходом модели линейная, то есть выдвинутая гипотеза о линейной зависимости верна.

 

Проиллюстрируем расчеты на графике:

Рис. Найденная линейная зависимость с обозначенным интервалом [–S; +S]

 



2015-12-04 478 Обсуждений (0)
Построение регрессионной модели (определение функции «черного ящика») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Построение регрессионной модели (определение функции «черного ящика»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)