Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Равновесное положение потребителя: ординалистская концепция



2015-12-06 1220 Обсуждений (0)
Равновесное положение потребителя: ординалистская концепция 0.00 из 5.00 0 оценок




Ординалистская или порядковая теория потребительского поведения исходит из того, что потребитель не может численно измерить количество получаемой от потребления блага полезности, но может сравнивать и ранжировать наборы благ с позиции их предпочтительности. Принимая этот тезис необходимо принять ряд положений, характеризующих отношения предпочтения и безразличия потребителя. Современная экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких постулатах:

1. Ненасыщенность. Потребности в благах не имеют насыщения. Люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Более высокую оценку потребителя и его предпочтения получит тот набор, в который входит большее количество благ. Под это положение не подходят некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают или даже избегают - антиблага (загрязнение окружающей среды, шум, сигаретный дым и пр.). Потребление антиблаг снижает благосостояние индивида. Однако следует иметь в виду, что для некоторых категорий потребителей и антиблага могут обладать положительной полезностью (например, сигаретный дым для курящего человека).

2. Сравнимость предпочтений. Принимая решение о приобретении блага или отказываясь от его покупки потребитель в обоих случаях должен предварительно сформировать свое отношение к рассматриваемому благу. Теория потребительского поведения предполагает, что потребитель может ранжировать альтернативные блага и может указать, какое из сравниваемых благ лучше другого, или отметить их равноценность. Иными словами, потребитель может указать, что благо Х лучше блага Y, или благо Y лучше Х, или оба блага равноценны.

3. Транзитивность предпочтений. При принятии решении о покупке потребитель должен последовательно переносить свои предпочтения с одних благ на другие. Если человек предпочитают благо Х благу Y, а последнее благу Z, то он должен предпочитать благо Х благу Z. Действительно, если благо Х приносит потребителю большее удовлетворение, чем благо Y, а благо Y приносит большее удовлетворение, чем благо Z, то благо Х приносит больше пользы, чем благо Z. Если же индивид полагает, что полезность блага Х равна полезности блага Y, а полезность Y равна полезности блага Z, то он не должен видеть разницы между потреблением Х и Z.

Потребности человека очень разнообразны и многочисленны. Для их удовлетворения используется широкий круг материальных и нематериальных благ. Каждый потребитель желает приобрести множество различных благ и в реально потребляемых наборах число видов благ достаточно велико. Однако, для изучения закономерностей процессов потребления можно ограничиться всего двумя благами.

Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из Х и У. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия– набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью, и поэтому не имеет предпочтения перед другими.

Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия – это совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объём удовлетворения потребностей, т.е. приносящих ему одинаковую полезность (рис. 9.3.). Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия – совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ (рис. 9.4.). Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат предполагает относительно большую величину полезности. Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих наборы товаров Х и У. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на этой кривой одинаковы, т.е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию товаров Х и У он приобретет. Переходя от точки А к точке В потребитель сокращает потребление блага У на ∆У и наращивает потребление товара Х на ∆Х, но общий уровень удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным.

 

QY U 0 Qx Рис. 9.3. - Кривая безразличия Qy U3 U2 U1 0 Qx Рис. 9.4. Карта безразличия

Предельная норма замещения – норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения - это количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом: , где MRS – предельная норма замещения, Qx – количество товара Х, QY - количество товара Y. Предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия. Объяснение заключается в том, что, получая в свое распоряжение все большее количество данного блага и наращивая его потребление, покупатель в обмен готов отказаться от все меньшего количества другого блага, которое становится все более дефицитным. Потребитель, желающий остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага Х должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара У. Таким образом предельная норма замещения блага Х благом У может рассматриваться как отношение предельной полезности блага Х к предельной полезности блага У: .

Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:

• Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ Х и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон.

• Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше уже отмечалось, что при увеличении потребления одного блага, потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине.

• Абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения.

• Кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься.

• Возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.

Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы доступны потребителю при данных ценах и доходе. Бюджетное ограничение обычно описывается уравнением: Рх·Qx+Py·Qy≤M, где Рх и РY – цена товара Х и Y, Qx и QY – количества товаров Х и У, М – располагаемый доход потребителя. Это условие означает, что сумма затрат на все блага не превышает дохода потребителя. Бюджетное пространство представляет собой всю доступную потребителю область выбора. На рисунке 4.6. это заштрихованный треугольник, ограниченный бюджетной линией и осями координат.

QY У1   М 0 Х1 Qx Линия бюджетного ограничения в самом простом случае описывается уравнением: Рх·Qx+Py·Qy=M. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках и , показывающих максимально возможные количества благ Х и У, которые может приобрести потребитель на данный доход при данных ценах.
Рис. 9.6.Бюджетная линия  

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и ценах. Рассмотрим некоторые свойства бюджетной линии:

1. Бюджетная линия имеет отрицательный наклон. Поскольку наборы благ, находящиеся на бюджетной линии, имеют равную стоимость, то увеличение покупок одного блага, возможно только при сокращении покупок другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон (рис. 9.6.).

2. Расположение бюджетной линии зависит от величины денежного дохода. Увеличение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии вправо (рис. 9.7а). Уменьшение денежного дохода потребителя при неизменных ценах приводит к параллельному перемещению бюджетной линии влево (рис. 9.7б).

3. Коэффициент наклона бюджетной линии равен соотношению цен благ, взятому с противоположным знаком. Коэффициент наклона бюджетной линии представляет собой отношение цены блага, отсчитываемого по горизонтали, к цене блага, отсчитываемого по вертикали, то есть крутизна наклона равна . Знак «-» указывает на отрицательный наклон бюджетной линии, поскольку цены на товар Х и У являются положительными величинами. Иными словами, потребитель должен воздержаться от приобретения какого-то количества товара Х, чтобы получить средства, необходимые для покупки единицы товара Y.

 

 

 
 

QY


М0 М1

А Qx

QY М1 М0 0 б Qx
Рис. 9.7. - Смещение бюджетной линии при изменении реального дохода

4. Изменение цен продуктов приводит к изменению угла наклона бюджетной линии.

Изменение цены одного блага приводит к изменению угла наклона бюджетной линии и изменению одной из точек пересечения бюджетной линии с осями координат. Изменение цены товара Х и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано на рис. 9.8а. Изменение цены товара У и воздействие этого изменения на положение бюджетной линии показано на рис. 9.8б. Изменение цен обоих продуктов эквивалентно изменению реального дохода потребителя и перемещает бюджетную линию вправо или влево.

QY М1 М0 М2 0 а Qx QY М1 М0 М2 б Qx
Рис. 9.8. -Поворот бюджетной линии при изменении цены блага Х

Точка оптимума потребителя не может лежать ниже бюджетной линии, т.к. это означало бы, что часть дохода потребителя осталась неизрасходованной. Это противоречит допущениям ординалистской теории потребительского поведения, в частности, первому постулату о ненасыщаемости, который утверждает, что люди всегда предпочитают большее количество данного блага меньшему. Следовательно, точка Е, лежащая на кривой безразличия U1, не может быть точкой оптимума потребителя (рис.9.9.)

Qy
 
 


В U4

U3

U1 U2

Qx

  Из всех доступных наборов, потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, но который он может приобрести, исходя из своего дохода и цен на блага.
Рис. 9.9. - Графическая интерпретация потребительского равновесия

 

Рассмотрим следующие варианты, например точки А, В и С, лежащие на бюджетной линии. Приобретая наборы, соответствующие указанным точкам, потребитель расходует весь свой бюджет. Однако, точки А и С, лежащие на кривой безразличия U2, не являются точками оптимального потребительского выбора, т.к. перемещаясь по бюджетной линии вниз от точки А и вверх от точки С можно перейти на кривую безразличия U3, которая обеспечивает более высокий уровень полезности. Точки А и С показывают доступные данному потребителю комбинации благ Х и Y, которые соответствуют меньшим совокупным полезностям, о чём свидетельствует факт их расположения на более низких кривых безразличия. Комбинация благ, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке, лежащей на наивысшей из доступных потребителю кривых безразличия. Точкой потребительского оптимума является точка В, так как она расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия – U3. Иными словами, набор благ, соответствующий этой точке, приносит потребителю наиболее высокую полезность.

 



2015-12-06 1220 Обсуждений (0)
Равновесное положение потребителя: ординалистская концепция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Равновесное положение потребителя: ординалистская концепция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)