Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Язык и его разновидности



2015-12-06 1401 Обсуждений (0)
Язык и его разновидности 0.00 из 5.00 0 оценок




В пятой лекции мы уже рассматривали основные характеристики речевой ситуации, речевой деятельности и ее видов (говорение, слушание, письмо, чтение), а также модели речевой ситуации. Рассмотрим более подробно речевую ситуацию, как совокупность и взаимодействие основных ее элементов (оратора – сообщение – аудитория).

Основы описания речевой ситуации дал еще Аристотель в своей «Риторике». «Речь слагается из трех элементов, - писал он, - из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего ( я разумею слушателя)». Как и в наши дни, анализируя и описывая речевые ситуации, принято главных участников их называть говорящим и слушающим. Помимо говорящего и слушающего (адресата речи), в речевой ситуации часто участвуют и другие – те, кто является как бы свидетелем происходящего, смотрит, слушает и оценивает выступление как бы «со стороны».

Речевое событие складывается из двух основных составляющих: во-первых, то, что говорится, сообщается (речь), и то, чем она сопровождается (мимика, жесты); во-вторых , это условия, обстановка, в которой происходит речевое сообщение между его участниками.

Итак, кто говорит, кому адресует речь, каковы отношения между участниками речевого события – это существенные элементы речевой ситуации. Наконец, еще один важнейший ее элемент - это зачем говорится то, что произносится в данной ситуации речи. Каковы речевые цели (намерения) участников? Как они видят смысл происходящего речевого события? К чему, по их мнению, оно должно привести, каков должен быть его результат?

Значит, участник речевой ситуации как элемент ее структуры предстаёт перед нами как носитель: 1) речевой роли; 2) отношений к партнеру; 3) речевых целей (намерений).

роли

S отношения S

1 цели (намерения) 2

S (субъекты) на схеме обозначает участников речевой ситуации, активные деятели, осуществляющие речь.

Характер речевой ситуации определяется не только действующими лицами, но и отношениями между ними, и целями каждого из участников общения. Отношения между говорящим и адресатом меняются в зависимости от роли участников общения. Еврипид писал: «Из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь звучит различно…», другое дело, если участники общения равноправны. Социальной роли соответствует и речевая роль в речевой ситуации.

Произнося речь, каждый участник руководствуется своей, особой целью.

Целью говорящего является тот результат, который он, сознательно или неосознанно, хочет получить от своей речи. «Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, желание показать слушателям, «что такое хорошо и что такое плохо», зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному; для людей, произносящих речь в суде, целью служит справедливое и несправедливое, цель говорящего – доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива; у человека, дающего совет, цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего» (Аристотель).

Человек, произносящий какое-либо высказывание (речь), поступает так, желая получить какой-либо результат. Это значит, что, говоря, мы действуем, совершаем поступок. С помощью слов можно управлять поведением людей. Для того, чтобы слово действовало эффективно, все элементы речевого события и сама речь должны соответствовать друг другу, должны определять друг друга, быть соразмерны, составлять гармоническое единство.

Какие же особенности говорящего, его личности и поведения важны, чтобы убеждение с помощью речи стало действенным?

Большое внимание впечатлению слушающих о личности говорящего уделял Аристотель: “Доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, ее произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех же случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, - и подавно”. Эллины считали, что речь звучит для аудитории убедительней, если оратор вообще известен как человек добродетельный. “Плутарх, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорит, что первый был величайший, но второй зато самый искусный. Он воздействовал на слушателей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, понимая, что одно единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше иных пространственных доводов”. Квинтиллиан также отмечал: “Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком”.

Поскольку ясно, что выполнение этой рекомендации – задача всей человеческой жизни и носит весьма общий характер, отметим некоторые более конкретные свойства говорящего, которые усиливают воздействие его речи на слушающего, а также способы их проявления в речи:

1. Обаяние, которое можно рассматривать как умение быть естественным. Это достаточно трудно, так как всякий говорящий чувствует, что его оценивают. Вот почему мы так волнуемся, когда нужно выступить с речью или впервые побеседовать с человеком, который примет важное для вас решение.

2. Обаяние неразрывно связано с артистизмом – умением, соблюдая чувство меры, общаться с окружающими активно и с игровой установкой. Без творческой, игровой обстановки общение многое теряет, становится механическим, неинтересным, унылым, как осенний дождливый день.

3. Уверенность – любое проявление сомнения, колебания, неуверенности в поведении и голосе говорящего “сбивает с толку” слушающего: трудно доверять тому, кто сам в себе сомневается. Нужно уметь бороться со стрессом, основными причинами которого являются страх и волнение.

4. Дружелюбие – это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Не следует воспринимать аудиторию как безликое, злобное сборище, главная задача которого – навредить вам. В любой аудитории есть люди, которые желают вам добра, успехов.

5. Искренность - это одна из самых ценимых слушателями черт оратора. Чтобы заставить аудиторию поверить во что-то, нужно самому в это верить.

Неискренность проявляется в поведении во время речи ( взгляде, интонации, мимике), а также в ее содержании ( бездоказательности высказываний, необоснованности выводов и т.д.).

6. Объективность – это свойство тесно связано с искренностью оратора. Чтобы речь была убедительной, нельзя просто игнорировать взгляды и концепции, которые противоречат вашим. Такое поведение – нарушение ораторской этики. Необходимо доказать, почему ваша точка зрения предпочтительнее (если это так на самом деле).

7. Заинтересованность – она тесным образом связана с увлеченностью темой

речи. Без этого свойства даже хорошо продуманное выступление теряет всякий смысл и не может спасти слушателей от скуки. Старайтесь говорить о том, что вас интересует.

Кроме того, хорошая ораторская речь обладает шестью Э: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этичность и эстетика. Все эти качества речи важны для настоящего оратора. Вялый, неэнергичный человек выключается из аудитории. Речь должна быть энергичной, эмоциональной, экспрессивной. В ней должны быть использованы риторические фигуры, тропы, создающие образность речи.

Оратор владеет различными способами воздействия на аудиторию. Это звуковые каналы, которые в свою очередь разделяются на лингвистический (язык) и паралингвистический (голос оратора и его важнейшие свойства сила, высота, тембр; а также – интонация, темп речи, различные виды пауз – логические, психологические); второй канал воздействия на аудиторию – визуальный или кинетический (взгляд, мимика, жесты, поза оратора). Как видим, одно из важнейших преимуществ устного публичного выступления состоит в том, что в распоряжении оратора целый комплекс средств, используемых для передачи информации и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогающие влиять и на разум, и на чувства слушателей.

Язык, являясь важнейшим средством человеческого общения, выступает также как орудие познания, как инструмент мышления. Язык – это система знаков, единицы которой и отношения между ними образуют иерархически упорядоченную структуру. В этом смысле говорят о системе русского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами, существующими в любом языке, являются звуки, морфемы ( корни, суффиксы и т.п.), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица принадлежит определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой уровень - морфологический - синтаксический – семантический (смысловой) уровень. В каждом языке существуют правила, нормы употребления тех или иных единиц.

Термин «речь» используется в двух значениях: во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека – использование языка для общения с другими людьми; во-вторых, речью называется результат деятельности – текст, сообщение, статья и т.д.

Очень часто слова «язык» и «речь» используются как синонимы. Основные функции языка (и речи) :

1. информационная – передача информации, сообщение о намерениях людей;

2. агитационная – побуждение, призыв, просьба;

3. эмотивная – выражение эмоций, чувств;

4. метаязыковая функция использование языка для описания предмета;

5. фатическая , связанная с установлением контактов между участниками общения.

Важнейшей функцией речи как деятельности в процессе общения является функция выражения мысли. Речь неотделима от мысли, но речь и мышление – это не одно и то же. С одной стороны, мышление шире, чем речь, поскольку опирается не только на язык (наряду с речевым мышлением существует наглядно-образное и практическое мышление); с другой стороны – речь шире мышления, поскольку может передавать не только понятийное содержание, но и эмоции, речь стилистически окрашена, вариативна, социально-дифференцирована.

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь – то, что мы произносим, слышим, пишем, читаем. Выделяют следующие типы внутренней речи:

а). Речь «про себя», как бы внутреннее проговаривание;

б). Собственно внутренняя речь, когда она выступает как средство мышления

Национальный язык является неоднородным по своему составу. Существуют заметные различия в речи представителей разных слоев общества. Кроме того, в разных ситуациях общения используются разные языковые средства. Речь человека может многое «рассказать» о нем его собеседнику. Для того, чтобы произвести хорошее впечатление, добиться успеха, необходимо знать, какие существуют разновидности языка, нормы литературного языка, уметь использовать различные языковые средства в зависимости от ситуации и цели общения.

В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, просторечие, жаргоны, территориальные диалекты.

Литературный язык. Трудно указать другое языковое явление, которое понималось бы столь различно, как литературный язык. Одни убеждены в том, что литературный язык есть тот же общенародный язык, только отшлифованный мастерами культуры (писателями). Другие считают, что литературный язык есть язык письменности, язык книжный, противостоящий живой речи, языку разговорному. Третьи полагают, что литературный язык есть язык, общезначимый для данного народа, в отличие от диалекта и жаргона, не обладающих признаками такой общезначимости. Можно сказать, что это язык письменно-бытового общения, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме. Основными признаками национального литературного языка являются его тенденции к всенародности или общенародности и нормативность. Литературный язык делится на две разновидности: разговорная речь и книжный язык. Первая разновидность используется как правило в ситуациях непринужденного общения. В книжном языке существуют три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой, публицистический, характеризующиеся большей нормативностью.

Просторечие сложилось в результате смешения разнодиалектной речи в условиях города, куда переселялись люди из различных сельских районов России. Это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка.

Жаргоном называют речь людей, составляющих обособленные группы, или людей, которых объединяет общая профессия. Специфика жаргона в их лексике (совокупность слов данного языка, или его словарный состав). Многие слова в них имеют особое значение и иногда по форме отличаются от общеупотребительных слов. Моряки называют «дедом» совсем не того, кто на судне старше других по возрасту, а старшего механика; кока они зовут «кандей», моториста – «мотыль». Некоторые жаргонные слова проникают и общее употребление – именно из-за образности и выразительности этих слов: например, «катить бочку на кого-либо» (в значении несправедливо обвинять или упрекать). В целом жаргон (или арго, сленг) имеет ограниченную сферу применения.

Территориальные диалекты – разновидности общенародного языка, употребляемые в качестве средства общения между людьми, связанными территориальной общностью. В общенародном русском языке выделяются три группы диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские. Первой группе присущи следующие особенности: оканье, цоканье и др.; второй – аканье, яканье, особое произношение звука «г», «т» и др.; третьей – иканье, мягкое «ш» и «ж». Человеку, не владеющему диалектной лексикой, иногда бывает очень трудно понять истинное значение слов. В наши дни диалекты разрушаются под напором литературного языка, который с помощью средств массовой информации проникает в самые отдаленные районы.



2015-12-06 1401 Обсуждений (0)
Язык и его разновидности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Язык и его разновидности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1401)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)