Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


специфическое воздействие психологических релизеров



2015-12-06 1671 Обсуждений (0)
специфическое воздействие психологических релизеров 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Важное понятие - Психологический релизер — специфический стимул, свя­занный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

 

В одних случаях его воздействие способствует формированию положительного, в других — отрицательного отношения к природным объектам.

 

Психологические релизеры разнообразны по своему харак­теру и могут оказывать воздействие по трем каналам фор­мирования отношения: перцептивному, когнитивному и прак­тическому.

 

В рамках перцептивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влия­нием так называемых естественных психологических релизеров: визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых, поведенческих.

Результатом воздействия их на те или иные органы чувств является ощущение, связанное с положительными или отрицательными эмоциями. Ощущения не только несут информа­цию о количественных и качественных характеристиках поступающих на внешние рецепторы раздражителей, но и всегда сопровождаются тем или иным эмоциональным то­ном, сигнализирующим человеку о значении этих раздра­жителей для его жизнедеятельности.

Положительный эмо­циональный тон побуждает человека к сохранению воздей­ствия раздражения, отрицательный — к его прерыванию.

По­ложительные ощущения способствуют дальнейшему формированию по­ложительного отношения, отрицательные «блокируют» его (похожесть на младенца – круглая голова с большими глазами, пушистость – приятные тактильные ощущения…)

 

В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влия­нием двух групп релизеров — социальных психологических и экологических фактов.

Социальные психологические релизеры — определенные слова или словосочетания, значения которых изначально несут в себе эмоциональную оценку: положительную или отрицательную. Результат воздействия - определенная эмоциональная реакция (трудолюбивый ежик, несчастный заяц… - в сказках).

Экологические факты — также вербальная информация эко­логического характера о природном объекте (инфо о поведении, семейных взаимоотношений волков – положительноно оценивается)

В результате к природно­му объекту формируется интерес, т.е. устойчивое положитель­ное отношение, выраженное в стремлении искать о нем новую информацию, развернуть познавательную деятельность с ним.

Интерес к природному объекту делает человека чувстви­тельнее к воздействию релизеров как самого когнитивного канала, так и перцептивного, а также может способствовать возникновению стремления к непосредственному, специально организованному практическому взаимодействию с этим природным объектом, и тогда отношение к нему может про­должать формироваться уже по практическому каналу.

Важно для дошкольников!!!

 

Психологическими релизерами в рамках практического капала выступают ответные проявления природного объекта.

Относительно активности человека они могут быть самыми различными: съесть предлагаемый корм, искупаться в ванночке с водой, поселиться в сооруженном для них домике, «наконец-то» зацвести на подоконнике или на грядке, вывести потомство в искусственных условиях... Когда человек о ком-то заботится, он получает наибольшее удовлетворение именно от благодарности за эту заботу.

 

От перцептивного канала к практическому возрастает сте­пень осознанности человеком процесса формирования субъек­тивного отношения к природе. Если в рамках перцептивно­го канала воздействие релизеров происходит в основном на бессознательном уровне, то в когнитивном канале формиро­вание отношения связано уже с процесса­ми мышления, ведущую роль начинает играть сознательная регуляция личностью своей деятельности: постановка целей, определение стратегий, выбор технологий и т.д.

 

Эмоционально-положительное отношение к природным объектам формируется в рамках непрагматической деятельности.

Необходимо помнить, что:

поскольку субъективное отношение формируется (и ре­ализуется) в деятельности, то оно имеет прямую связь с характером последней: если человек был включен в основ­ном в прагматическую деятельность с объектами природы, то у него будет формироваться соответствующее прагмати­ческое отношение к ней; если он был включен в непрагма­тическое взаимодействие — непрагматическое субъектив­ное отношение.

Например, к морской свинке, которая содержится в квар­тире для удовольствия ребенка, т. е. с непрагматическими целями, постепенно складывается отношение непрагмати­ческой модальности. А к морской свинке, предназначенной для скармливания удаву в зоопарке, — только прагмати­ческой: человек взаимодействует с ней лишь для получе­ния «полезного продукта» — корма удаву; удав же может быть «любимцем», контакты с которым носят непрагмати­ческий характер.

К комнатной собачке формируется отношение непраг­матической модальности, а к сторожевому псу во дворе на цепи — скорее всего, прагматической: ведь целью взаимо­действия с комнатной собакой является собственно обще­ние, а со сторожевой — получение определенной пользы: охраны имущества. Интересно, что профессиональные дрес­сировщики цирковых собак часто заводят себе еще и специ­альную собаку «для души», которую ничему не обучают, а только возят ее повсюду с собой на гастроли в качестве ком­паньона», для общения.

И наоборот: если будет формироваться положительное отношение к природному объекту, то это способствует непрагматическому взаимодействию с ним, если в и отрицательное — прагматической.

 

2. Возможность или не­возможность возникновения субъектификаиии природного объекта.

Это зависит, как минимум, от следующих факторов.

Во-пер­вых, это характер деятельности с природным объектом, в которую включен человек: деятельность прагматического характера препятствует субъектификации, деятельность не­прагматического характера, наоборот, способствует.

Во-вторых, характер стимулов, связанных с при­родным объектом, которые получает человек (психологических релизеров). Далеко не все психологические релизеры являются рели­зерами субъектификации. В них должна быть потенциально заложена воз­можность установления сравнительного параллелизма меж­ду природным объектом и человеком: приятный шум леса, являясь аудиальным релизером, способ­ствующим формированию положительного отношения к это­му биоценозу, никак не влияет на возможность его субъекти­фикации, а вот пение соловья позволяет установить опреде­ленный параллелизм с пением человека и поэтому может быть аудиальным релизером субъектификации. Поведенческие релизеры, действующие также в рамках перцептивного канала, наоборот, как правило, являются не только релизерами, определяющими «знак» формирующе­гося отношения, но и релизерами субъектификации, пос­кольку одним из механизмов их обработки является уста­новление параллелизма с человеком.

Релизерами субъектификации могут быть и некоторые социальные психологические релизеры, действующие в рам­ках когнитивного канала: «могучий дуб» — просто положи­тельный релизер, а вот «мудрый дуб» — еще и релизер субъ­ектификации, поскольку «мудрость» — это собственно че­ловеческое качество.

Экологические факты, оказывающие воздействие на систему представлений личности о мире в «количественном отношении» («самый большой» и т. п.), как правило, не являются релизерами субъектификации, например, информация о том, что гепард развивает ско­рость, равную скорости автомобиля, практически не играет никакой роли в возникновении субъектификации этого жи­вотного. А вот экологические факты, оказывающие воздействие в «качественном отношении» («по­хож на меня (на людей)»), всегда являются релизерами субъ­ектификации, поскольку они потому и могут вообще вы­полнять функцию психологических релизеров, что заклю­ченная в них экологическая информация позволяет устано­вить параллелизм с человеком.

В рамках практического канала, в принципе, все типы «ответов» способны выступать в качестве факторов, обуслов­ливающих возникновение субъектификации, поскольку че­ловек может открыть природный объект как субъекта совмес­тной с ним деятельности и общения только благодаря тому, что природный объект проявляет встречную активность, выражающуюся в виде различных ответных проявлений.

В-третьих,возможность возникновения субъектификации определяется степенью индивидуализированности природно­го объекта, в деятельность с которым включен человек.

Проблема индивидуализированности природного объ­екта имеет два аспекта. С одной стороны, субъектифика­ция значительно легче возникает по отношению к одно­му конкретному природному объекту, чем к их группе. Например, в аквариуме живет сом и «стайка рыбок бар­бусов». В этом случае «стайка барбусов» воспринимается как единое целое, в сущности, как один природный объ­ект, поэтому субъектификация каждой отдельной рыбки практически невозможна. А вот в отношении сома она вполне может возникнуть, поскольку он единственный и неповторимый в этом аквариуме. (Показательно, что владелец, как правило, кормит отдельно сома и «стайку барбусов».)

Сдругой стороны, субъектификация значительно легче возникает по отношению к природному объекту, который чем-то выделяется среди себе подобных (принцип «белой вороны»). Если в этой стайке в аквариуме живет один бар­бус, у которого, например, оторван плавник, то он будет так или иначе субъективно выделяться владельцем из ос­тальных, в результате чего может возникнуть его субъекти­фикация. (В этом случае владелец будет кормить отдельно «стайку барбусов» и этого конкретного барбуса.)

Важнейшее значение в создании индивидуализированности природного объекта, определяющей возможность его субъектификации, имеет присвоение ему имени(очень часто человеческого). Присвоение кому-либо имени — это акт обо­собления данного объекта, персонального выделения его из ряда других аналогичных, придания ему уникальности и неповторимости — одного из важнейших признаков субъ­екта.

В муниципальном зоопарке г. Даугавпилса в специальном вольере находились две морские свинки. На по­яснительном стенде имелась такая надпись: «Я морская свинка. Меня зовут Цуцулис1. Меня можно брать на руки, гладить, кор­мить, но нельзя обижать».

Практически все посетители зоопарка, а особенно дети, об­ращались к его сотрудникам с вопросом: «Л кто из них Цуцу­лис?». Получив ответ, они с восторгом начинали ласкать «Цуцулиса»; вторая свинка не вызывала абсолютно никакого интере­са. Когда работники зоопарка специально «делали Цуиулисом» вторую свинку, бывший «Цуцулис» оставался одиноко сидеть в вольере, пока восторги посетителей изливались на «новоиспе­ченного Цуцулиса».

Точно также поросятам, которых выращивают «на мясо», обычно не присваивают имен. Об имени для поросенка чаще всего вспоминают, когда его показывают детям, тогда он превращается в «самостоятельно» действующего субьекта, выступает как партнер по взаимодействию с ребенком, — на это время он становится Хрюшей или Пятачком.

В-четвертых, возможность возникновения субъектификации определяется тем, насколько деятельность с природ­ным объектом, в которую включен человек, способствует возникновению явлений эмпатии и идентификации по от­ношению к природному объекту.

Наиболее часто явления эмпатии и идентификации по отношению к природному объекту (как правило, это жи­вотное, хотя в отдельных случаях может быть и расте­ние) возникают в следующих ситуациях:

1) когда природ­ный объект находится в положении, которое человек оце­нивает как относительно более плохое, чем его собствен­ное (голодает, замерзает, лишен свободы и т. д.);

2) ког­да он находится в неблагоприятном положении, в кото­рое человек и сам может попасть (сбит транспортом, бо­леет, состарился и т. д.);

3) когда он активно сигнализи рует о своем бедственном положении (кричит от боли, у него текут слезы и т. д.).

 

 



2015-12-06 1671 Обсуждений (0)
специфическое воздействие психологических релизеров 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: специфическое воздействие психологических релизеров

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1671)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)