Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение и виды внимания



2015-12-06 755 Обсуждений (0)
Определение и виды внимания 0.00 из 5.00 0 оценок




Лекция № 3

Внимание

§ 1. Определение и виды внимания. Что такое внимание, в чем оно про­является. Для чего человеку необходимо внимание. Является ли внимание от­дельным познавательным процессом или входит в другие познавательные про­цессы. Каковы основные виды внимания.

§ 2. Свойства и функции внимания. Что такое свойства внимания. Ка­кими свойствами обладает внимание человека. Каким образом внимание уча­ствует в регуляции других познавательных процессов. Какова роль внимания в управлении поведением человека.

§ 3. Развитие внимания. Что понимают под развитием внимания. Како­вы основные направления развития внимания человека. Через какие ступени проходит внимание в своем развитии.

 

Определение и виды внимания

Что такое внимание, в чем оно проявляется. Для чего человеку необходимо внимание.Органы чувств человека непрерывно, с момента его рождения и в течение всей жиз­ни воспринимают информацию, причем она поступает в мозг сразу через все органы чувств. Ученые посчитали, что если бы всю эту информацию человек воспринимал и запоминал, то спустя несколько минут после его рождения мозг был бы забит массой совершенно ненужных сведений, хранилища памяти были бы переполнены и человек перестал бы воспри­нимать, обрабатывать и запоминать новую информацию.

К счастью, этого не происходит по двум причинам: во-первых, далеко не все, что доходит до мозга, человек запо­минает надолго. Большую часть воспринимаемой информа­ции он запоминает лишь на короткое время, и как только она использована, тотчас забывается, освобождая место для запоминания новой информации. Во-вторых, из всего того, что поступает на органы чувств человека из внешней или из внутренней среды, человек воспринимает лишь мизерную, наиболее важную часть информации. Остальное, ненужное, отсеивается сразу же и даже не проходит обработки в мозге, не говоря уже о том, что эта информация не доходит до па­мяти и никак не запоминается.

В этом последнем случае отбор информации производит внимание. Человеком воспринимается лишь то, что попада­ет в сферу его внимания. Итак, внимание проявляется в от­боре воспринимаемой человеком информации.

Является ли внимание отдельным познавательным процессом или входит в другие познавательные процессы. Всвязи с тем, что внимание как познавательный процесс выделить и изучить отдельно гораздо труднее, чем, напри­мер, ощущения, восприятие, память, а также в связи с тем, что внимание всегда присутствует при работе других позна­вательных процессов человека, является их неотъемлемой стороной, многие психологи, особенно в прошлом, считали, что внимание не является самостоятельным познавательным процессом, что его нельзя рассматривать отдельно от других познавательных процессов.

Однако позднее было установлено, что внимание обладает собственными свойствами, отличающимися от свойств дру­гих познавательных процессов и, кроме того, на уровне структур и процессов, происходящих в мозге человека, оно пред­ставлено независимыми от других познавательных функций анатомо-физиологическими образованиями. Это побудило большинство современных психологов считать внимание от­дельным познавательным процессом.

Чем на уровне мозга человека представлено его внима­ние.С вниманием связано явление, которое открыл и опи­сал известный отечественный физиолог А. А. Ухтомский, обозначив его словом доминанта. Под доминантой Ухтом­ский понимал повышенный очаг нервного возбуждения в ко­ре головного мозга, который образуется, когда человек на чем-то сосредоточивает свое внимание. Этот очаг обладает свойством длительное время сохраняться и даже усиливать­ся за счет притяжения к себе небольших возбуждений, на­ходящихся в данный момент времени вне поля внимания, но все, же воспринимаемых мозгом.

С вниманием человека связана также работа ретикуляр­ной формации — своеобразного сетевидного нервного образо­вания, находящегося в глубинах головного мозга, регулиру­ющего активность коры головного мозга и чувствительность органов чувств. Ретикулярная формация управляет общим уровнем внимания человека, повышая или понижая его в определенные моменты времени, включая или выключая внимание человека.

Когда человек спит, ретикулярная формация отключает ра­боту коры головного мозга, а следовательно, и внимание чело­века (мозг в состоянии отключенной коры головного мозга способен воспринимать раздражители и реагировать на них, но при этом сознание и, следовательно, внимание человека от­сутствует). Когда человек просыпается, ретикулярная форма­ция, напротив, включает в работу кору головного мозга, и вни­мание человека вместе с его сознанием начинают работать.

Внимание также связано с работой специализированных клеток мозга, которые называются нейроны-детекторы но­визны. Эти нервные клетки от природы настроены таким об­разом, чтобы реагировать только на новую информацию, по­ступающую в мозг через органы чувств. При этом неважно, к какому органу чувств относится данная информация, глав­ное, чтобы она была новой. Считается, что нейроны-детекто­ры новизны отвечают за избирательное внимание только к новой информации.

Каковы основные виды внимания.Человек обладает не­сколькими различными видами внимания, каждый из кото­рых ему необходим, каждый из которых играет определен­ную роль в его жизни. В число этих видов входят следую­щие: природное и социальное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизволъное внимание, непосрдественное и опосредствованное внимание.

Природным называют такое внимание человека, которое дано ему с рождения, от природы, которое начинает функ­ционировать довольно рано в онтогенезе, совершенствуется по мере созревания мозга и практически не зависит от при­обретаемого человеком опыта, от обучения и воспитания. Установлено, что в конце первого месяца жизни ребенок на­чинает обращать свое внимание на новые раздражители. Это свидетельствует о том, что его природное внимание включи­лось в работу.

С возрастом увеличивается количество информации, кото­рую ребенок способен удерживать в сфере своего внимания, и это также связано с развитием его природного внимания. Довольно рано, уже в дошкольном возрасте, у некоторых де­тей наблюдается рассеянность, которая потом сохраняется в течение всей жизни. Это также пример действия природных особенностей внимания.

Социальным или социально обусловленным называется также внимание, которым ребенок не располагает с рождения и которое он приобретает в процессе жизни. Социально обу­словленным называют, например, внимание к предметам и явлениям, связанным с жизнью человека в обществе, то есть к предметам и явлениям, представляющим собой человече­скую культуру. Это внимание к книгам, к музыке, к другим произведениям искусства, к машинам, сделанным руками че­ловека, к событиям, происходящим в обществе. Для живот­ных все это совершенно безразлично, и они обращают внима­ние лишь на то, что связано с удовлетворением их органиче­ских потребностей. Человеческое внимание привлекается к происходящему вокруг и тогда, когда основные жизненные, органические потребности достаточно полно удовлетворены. Кроме того, социально обусловленным называют внимание, которым человек научился управлять, используя для этого средства и приемы, выработанные людьми, например, различ­ные системы знаков, включая язык и речь.

Непроизвольное — это внимание, которое включается, функционирует, переключается с объекта на объект и от­ключается автоматически, без участия сознания и воли че­ловека. Этим вниманием человек при всем своем желании не в состоянии управлять. Примером непроизвольного внима­ния является невольное реагирование на все необычное, что происходит вокруг. Внимание человека может вызвать не­ожиданный звук, необычный предмет или явление, которое он случайно увидел, яркая вспышка света и многое другое. Этот вид внимания не находится под влиянием обучения и воспитания и так же, как природное внимание, является врожденным.

Произвольное — это внимание, которое, напротив, регу­лируется волей человека, находится под его сознательным контролем. В этом случае для того, чтобы обратить свое вни­мание на что-либо и удержать его в течение определенного времени на данном объекте, человек вынужден прилагать усилие. Например, человек может быть усталым, но ему не­обходимо продолжать заниматься каким-либо делом, дове­сти его до конца, и поэтому приходится усилием воли удер­живать внимание на данном деле.

Произвольное и непроизвольное внимание как бы конку­рируют друг с другом: произвольное внимание отвлекается непроизвольным, а непроизвольное внимание, со своей сторо­ны, препятствует возникновению произвольного внимания.

Иногда случается так, что, проявив поначалу произволь­ное внимание к чему-либо и заставив себя заниматься этим делом без выраженного интереса к нему, человек, в конечном счете, заинтересовывается тем, чем ему пришлось занимать­ся, и дальнейшие занятия на фоне возникшего интереса к соответствующему делу протекают уже без особых усилий. В этом случае мы говорим о том, что у человека возникло послепроизвольное внимание.

По своим особенностям послепроизвольное внимание на­поминает непроизвольное внимание, но всегда возникает только спустя некоторое время после установления произ­вольного внимания к какому-либо делу или объекту.

Например, учащийся для того, чтобы сдать экзамен, за­ставляет себя заниматься, читать учебник, содержание кото­рого вначале для него не представляет никакого интереса. Но затем может случиться так, что учащийся проявит непосредственный интерес к тому, что написано в данном учеб­нике, и ему дальше не придется заставлять себя читать; этот процесс пойдет у него легко и непринужденно. В этом слу­чае мы говорим, что у учащегося возникло послепроизвольное внимание.

Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается на некотором объекте самим этим объектом. В этом случае между объектом, привлекаю­щим к себе внимание, и самим процессом внимания нет ни­чего постороннего, что участвовало бы в его регуляции. За­метим, что непосредственное внимание, так же как и уже рассмотренные нами виды внимания — природное и непро­извольное, — человек имеет с момента своего рождения.

Иногда объект, на который необходимо обратить внима­ние, например, вспомнить его, подумать над ним, в данный момент физически отсутствует, и его невозможно восприни­мать непосредственно с помощью органов чувств. В этом слу­чае человек обращается к опосредствованному вниманию.

Опосредствованным называют внимание, в котором все его процессы управляются с помощью различного рода до­полнительных, специальных средств. Эти средства люди придумали давно, и постепенно, в ходе истории развития че­ловеческой культуры, данные средства сами развивались и совершенствовались.

Одним из наиболее простых средств управления внимани­ем являются жесты, движения головой в сторону объекта, на который необходимо обратить внимание. Несколько более сложным, но появившимся в истории человеческой культу­ры сравнительно давно, средством управления вниманием является стрелка, направленная в сторону объекта, на кото­рый необходимо обратить внимание.

Когда люди изобрели язык и стали пользоваться им в процессе общения друг с другом, то в языке и, соответствен­но, в речи людей появились многие слова и выражения, цель которых как раз и заключалась в том, чтобы управлять вниманием людей. Например: «Посмотри ...», «Послу­шай ...», «Обрати внимание ...». После этого появились и многие другие, более современные средства и способы упра­вления вниманием, например те, которые применятся в ком­пьютерных программах или в аудиовизуальных средствах передачи информации, скажем, в сотовых телефонах. Такие виды внимания человека, как социально обуслов­ленное, произвольное (послепроизвольное) и опосредствован­ное, выступают как приобретенные виды внимания. Их с ро­ждения у человека нет, и он начинает активно пользоваться этими видами внимания только к концу дошкольного воз­раста. При этом те виды внимания, которые человек полу­чил от природы, не пропадают. Ими человек продолжает пользоваться и будучи взрослым. Но в случаях, когда необ­ходимо на чем-то специально сосредоточить свое внимание и удержать его на высоком уровне в течение достаточно дли­тельного времени, приходится обращаться к приобретенным видам внимания.

В тех случаях, когда человеку для удержания внимания на объекте достаточно того, что он получил от природы, он пользуется врожденными видами внимания. Это требует меньших затрат энергии, чем мобилизация приобретенных видов внимания, но последние гораздо более продуктивны.



2015-12-06 755 Обсуждений (0)
Определение и виды внимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение и виды внимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (755)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)