Свойства и функции внимания
Что такое свойства внимания. Какими свойствами обладает внимание человека.Свойствами внимания называются его отдельные особенности — такие, изменение которых влияет на качество самого внимания. Таких свойств четыре: устойчивость, концентрация, переключаемостъ и объем. Каждое из этих свойств, в свою очередь, может быть представлено двумя противоположными вариантами. Внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным (распределенным), переключаемым и ригидным, с большим и с малым объемом. Рассмотрим указанные свойства внимания в отдельности. Устойчивостью называется такое свойство внимания, которое проявляется в сохранении его в течение длительного времени на более или менее постоянном уровне. Если внимание человека устойчивое, то он может в течение долгого времени сохранять работоспособность и не допускать ошибок в работе. Если внимание человека неустойчивое, то его работоспособность часто и в разные периоды времени меняется. Такой человек допускает в работе немалое количество ошибок, число которых время от времени может меняться. Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить свое внимание на чем-либо одном, отвлекаясь от всего остального. Так, например, при чтении книги можно полностью сосредоточить внимание на отдельной букве, на одном слове, на предложении, абзаце или странице текста. Все это примеры, иллюстрирующие различную степень концентрации внимания. Распределением внимания называется свойство, благодаря которому внимание человека может одновременно удерживаться сразу на нескольких разных объектах. Так, например, можно распределить внимание между двумя, тремя, четырьмя и более объектами, воспринимая и рассматривая их одновременно. Под переключаемостью внимания понимается его способность сравнительно быстро переходить с одного объекта на другой, отвлекаться от прежнего объекта, отключаться от него и сосредоточиваться (концентрироваться) на новом объекте. Ригидность как противоположное переключаемости свойство проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причем отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте. Все указанные выше характеристики внимания представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и одной количественной характеристикой — объемом. Под ним понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удержать в сфере своего внимания одномоментно, то есть внимательно воспринимать, удерживать в своем сознании все эти объекты. Подсчитано, что средний объем внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов и в большинстве случаев равняется примерно 5 объектам. Так, например, человек может внимательно воспринимать от 3 до 7 разных звуков, от 3 до 7 цифр, от 3 до 7 простых изображений, одновременно выполнять от 3 до 7 различных движений, распределяя между ними свое внимание. Каковы основные функции внимания. Каким образом внимание участвуетв регуляции познавательных процессов.Основные функции внимания заключаются в обеспечении избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и ее активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело не со всей доступной ему информацией, а только с той, которая в данный момент его жизни играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая свое внимание на чем-либо, переключая его с одного действия на другое, человек тем самым сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определенный уровень активности и сознательно поддерживает его. Благодаря вниманию человек в виде сознательных ощущений воспринимает только определенные раздражители, а именно те, на которые в данный момент времени направлено его внимание. Вследствие концентрации внимания человек удерживает его на определенном объекте в течение времени, необходимого для формирования полного и точного образа данного объекта. В этом состоит основная роль внимания в процессах формирования ощущений и восприятия. Еще более велика эта роль по отношению к памяти. Здесь внимание принимает участие практически во всех ее процессах: запоминании, припоминании, узнавании и забывании. При запоминании материала внимание направлено на материал, который человек в данный момент времени запоминает. Если внимание не сосредоточено на чем-либо, то это человек не может запомнить или запоминает с большим трудом. Если человеку необходимо что-либо вспомнить, то он сначала также должен сосредоточить на этом внимание и удерживать его на данном объекте до тех пор, пока он не будет восстановлен в памяти с должной степенью точности. Узнавание происходит вследствие того, что в данный момент времени человек удерживает в поле своего внимания то, что он должен узнать. Забывание обычно происходит по причине того, что длительное время человек не обращает внимание на определенную информацию, хранящуюся в его памяти, не припоминает ее, практически не пользуется ею. Существенна роль внимания в процессах воображения и мышления. Пытаясь представить себе что-либо, тем более — стараясь мысленно преобразовать представляемое, человек все это время должен удерживать представляемое и преобразуемое в сфере своего внимания. Что касается мышления, то и здесь роль внимания, безусловно, велика. Для того чтобы решать какую-нибудь задачу, человек, во-первых, должен удерживать в сфере своего внимания условия задачи, во-вторых, процесс и промежуточные результаты ее решения. В противном случае он не сможет успешно справиться с задачей. Какова роль внимания в управлении поведением человека.Для того чтобы точно определить эту роль, важно вспомнить, что разумное поведение человека является целенаправленным. Поэтому для того, чтобы его осуществлять, необходимо удерживать в поле внимания цель поведения и сознательно, а значит, и внимательно контролировать все действия, включенные в соответствующий поведенческий акт. Кстати, недостатки внимания человека, например рассеянность, неустойчивость, отрицательно сказываются на поведении: оно становится неразумным, хаотичным, нецеленаправленным. Особенно велика роль внимания в тех поведенческих процессах, которые имеют внутренний характер и включают в себя умственное планирование и сознательный контроль поведения. Планирование и сознательный контроль поведения практически были бы невозможными при отсутствии внимания. Какова роль внимания в человеческих взаимоотношениях.Эта роль также достаточно очевидна и весьма показательна. Когда человек вступает в личные взаимоотношения или в прямое общение с другими людьми, то он должен сделать по крайней мере следующие вещи. Помня о своей собственной цели, которую он преследует, вступая в контакт с другим человеком, он должен воспринять и правильно оценить другого человека как личность. Одновременно с этим необходимо слушать и понимать другого человека, наблюдать за его поведением, воспринимать и правильно оценивать его реакции на свои собственные действия. Все это, естественно, требует не только повышенного внимания, но и проявления практически всех его свойств: устойчивости, распределения, переключаемости и объема. Развитие внимания Что понимают под развитием внимания.Развитие — это прогрессивное изменение чего-либо, ведущее к его улучшению. Этот же смысл содержится в слове «развитие», когда имеют в виду улучшение внимания человека под воздействием каких-либо факторов. Здесь развитие означает совершенствование внимания по всем или по отдельным его свойствам, в частности, повышение его устойчивости, концентрации, переключаемости, расширение объема внимания. Под развитием внимания также понимают переход от более простых к более сложным видам внимания, от врожденных к приобретенным его видам. Развитием будет, например, появление у человека социально обусловленного внимания и его использование вместо природного внимания в тех случаях, когда одного природного внимания недостаточно. Развитием будет также переход от непроизвольного к произвольному вниманию, так как произвольное внимание работает лучше, чем непроизвольное. Если раньше человек в основном пользовался непосредственным вниманием, а сейчас обращается к опосредствованному вниманию, то это также будет развитием внимания. Наконец, если раньше у человека средний объем внимания был, например, только 3 единицы, а сейчас стал равным 5 единицам, то соответствующий процесс мы также вправе понимать и трактовать как развитие внимания. Развитие внимания по разным направлениям может идти параллельно, включая одновременное совершенствование всех видов внимания, и может относиться только к отдельным его видам. Каковы основные направления развития внимания человека.Развитие внимания может идти естественным путем, когда по мере накопления жизненного опыта и взросления внимание человека постепенно улучшается. Это происходит у всех здоровых людей в детстве, от рождения до окончания школы. Развитие внимания может происходить и целенаправленно, когда предпринимаются сознательные, продуманные действия, ориентированные на улучшение внимания человека. Эти два процесса — естественное и искусственное развитие внимания — имеют много общего и немало различного. Естественное развитие внимания идет постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта, и является сравнительно медленно протекающим процессом. Искусственное развитие внимания, напротив, представляет собой ускоренный процесс и связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания. Естественный процесс развития внимания приводит к его устойчивым изменениям. Те же изменения, которые происходит при искусственном развитии внимания человека, поначалу являются, как правило, недостаточно устойчивыми, и их необходимо закреплять в последующем жизненном опыте человека. Через какие ступени проходит внимание в своем развитии.Ситуация в исследованиях развития внимания в психологии сложилась таким образом, что ученые до сих пор в основном изучали процесс естественного развития внимания у детей. Такая установка в научных исследованиях была связана со следующими обстоятельствами. Во-первых, к изучению внимания психологи приступили сравнительно недавно, и вначале важно было исследовать его развитие в том виде, в каком оно существует и функционирует у человека в жизни, то есть естественный процесс развития внимания. Во-вторых, долгое время не было ясно, можно ли вообще, и если да, то таким образом, искусственно развивать внимание человека. Первые попытки подобного рода появились не ранее 50 лет назад, а первые методы развития внимания детей были предложены только ближе к началу второй половины XX в. Они были не вполне эффективны, так как этот процесс, по-видимому, в значительной степени является обусловленным строением и функционированием мозга человека. Одним из первых в нашей стране изучил процесс естественного развития внимания у детей Л. С. Выготский. Он разработал общую теорию развития познавательных процессов человека, получившую название теории развития высших психологических функций у человека, и применил ее, в частности, к изучению развития внимания у детей. Внимание детей дошкольного возраста (именно этот возраст в первую очередь интересовал ученого), по Выготскому, развивается под влиянием следующих факторов. Прежде всего, под воздействием обучения, в результате которого ребенок осваивает язык и у него формируется речь, использующаяся в качестве основного средства управления вниманием. На развитие внимания ребенка влияет его подражание действиям взрослых людей, которые показывают ребенку, каким образом можно управлять вниманием. Наблюдая за соответствующими действиями взрослого человека, ребенок начинает самостоятельно пользоваться ими сначала для управления вниманием окружающих людей, а затем и для управления собственным вниманием. Третьим фактором, который оказывает существенное влияние на развитие внимания ребенка, становится формирование у него внутреннего плана действий, то есть способности решать разнообразные задачи в уме. Весь процесс естественного развития внимания детей занимает довольно много времени, от рождения до поступления в школу, и проходит под влиянием всех трех факторов. Через какие ступени проходит внимание ребенка в своем развитии.Таких ступеней всего шесть. С рождения у ребенка имеется лишь непосредственное внимание к сильно действующим раздражителям, которое к тому же проявляется лишь в форме ориентировочного рефлекса1. 1 Ориентировочным называется врожденный рефлекс, который проявляется в том, что животное или человек, оказавшись в незнакомой для него обстановке, начинает внимательно изучать ее, обращая особое внимание на новое, необычное.
Такой рефлекс начинает обнаруживаться у младенцев в конце первого месяца жизни, и это свидетельствует о том, что у ребенка появились первые признаки непосредственного и непроизвольного внимания. На этом завершается первая стадия развития внимания. Вторая стадия развития внимания начинается с момента, когда ребенок, наблюдая за взрослым, замечает его движения и начинает интерпретировать их, то есть реагировать на них как на движения, указывающие направление внимания. Это, например, движения головой, движения телом, движения руками (жесты). Реагировать на такие движения взрослого человека ребенок начинает приблизительно с 1,5— 2-месячного возраста, то есть когда он уже выделяет и особым образом реагирует на лицо и голос матери (время появления комплекса оживления2). 2Комплекс оживления — это сложная, эмоционально-двигательная реакция младенца, которая возникает у большинства детей в возрасте от 2 до 3 месяцев жизни в ответ на появление рядом с ребенком, в поле его зрения, матери или в ответ на ее голос. В среднем эта стадия развития внимания начинается от 1,5—2 месяцев и продолжается до 6—7 месяцев. Речь на этой стадии идет о начале развития произвольного внимания, регулируемого телодвижениями. Правда, не сам ребенок произвольно регулирует собственное внимание или внимание окружающих людей на этой стадии, а за него это делают люди, применяя простейшие и доступные для ребенка средства управления его вниманием — телодвижения, голос и ряд других. Третья стадия развития внимания связана с началом использования самим ребенком собственных телодвижений и звуков голоса для управления вниманием окружающих взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрослого к чему-либо такому, что в данный момент интересует ребенка, он сам произносит звуки, поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, протягивает к нему руки. Здесь мы констатируем факт дальнейшего развития простейшей формы произвольного внимания у детей, средством управления для которого так же, как и на предыдущей стадии, являются в основном телодвижения ребенка. Однако речь уже идет об управлении вниманием других людей со стороны самого ребенка. Данная, третья стадия развития внимания приблизительно охватывает возраст от 6—8 месяцев до 1—1,5 лет. Четвертая стадия развития внимания характеризуется тем, что, активно осваивая речь, ребенок начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова и словосочетания, направленные на регуляцию его внимания, а также сам приступает к использованию собственной речи для управления вниманием окружающих людей. Эта стадия развития приходится на возраст от 1—1,5 до 3—4 лет. Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребенок начинает использовать речь для управления собственным вниманием, правда, речь здесь еще представлена в виде открыто звучащих словесных самоинструкций. На этот период развития внимания приходится появление у ребенка особой формы речи, которую известный швейцарский психолог Ж.Пиаже назвал эгоцентрической речью, и на этот же период развития приходится начало активного процесса формирования внутренней речи, которая служит уже средством регуляции собственного мышления ребенка. Данная стадия развития внимания охватывает возраст от 3—4 до 5—6 лет. Шестая стадия развития внимания ребенка характеризуется появлением у него полноценного произвольного внимания, внутренне регулируемого с помощью уже достаточно развитой внутренней речи. Это происходит после 5—6 лет, то есть перед поступлением ребенка в школу.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1289)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |