Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Свойства и функции внимания



2015-12-06 1289 Обсуждений (0)
Свойства и функции внимания 0.00 из 5.00 0 оценок




Что такое свойства внимания. Какими свойствами об­ладает внимание человека.Свойствами внимания называ­ются его отдельные особенности — такие, изменение кото­рых влияет на качество самого внимания. Таких свойств че­тыре: устойчивость, концентрация, переключаемостъ и объем. Каждое из этих свойств, в свою очередь, может быть представлено двумя противоположными вариантами. Вни­мание может быть устойчивым и неустойчивым, концент­рированным и рассеянным (распределенным), переключае­мым и ригидным, с большим и с малым объемом. Рассмот­рим указанные свойства внимания в отдельности.

Устойчивостью называется такое свойство внимания, ко­торое проявляется в сохранении его в течение длительного времени на более или менее постоянном уровне. Если внима­ние человека устойчивое, то он может в течение долгого вре­мени сохранять работоспособность и не допускать ошибок в работе. Если внимание человека неустойчивое, то его рабо­тоспособность часто и в разные периоды времени меняется. Такой человек допускает в работе немалое количество оши­бок, число которых время от времени может меняться.

Концентрацией внимания называется его свойство, благо­даря которому человек может сосредоточить свое внимание на чем-либо одном, отвлекаясь от всего остального. Так, на­пример, при чтении книги можно полностью сосредоточить внимание на отдельной букве, на одном слове, на предложе­нии, абзаце или странице текста. Все это примеры, иллюст­рирующие различную степень концентрации внимания.

Распределением внимания называется свойство, благода­ря которому внимание человека может одновременно удер­живаться сразу на нескольких разных объектах. Так, напри­мер, можно распределить внимание между двумя, тремя, че­тырьмя и более объектами, воспринимая и рассматривая их одновременно.

Под переключаемостью внимания понимается его спо­собность сравнительно быстро переходить с одного объекта на другой, отвлекаться от прежнего объекта, отключаться от него и сосредоточиваться (концентрироваться) на новом объекте.

Ригидность как противоположное переключаемости свой­ство проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причем отвлечение внимания от одного объ­екта не является полным, так же как и концентрация вни­мания на новом объекте.

Все указанные выше характеристики внимания представля­ют собой его качественные особенности. Но внимание челове­ка обладает и одной количественной характеристикой — объ­емом. Под ним понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удержать в сфере своего внимания од­номоментно, то есть внимательно воспринимать, удерживать в своем сознании все эти объекты.

Подсчитано, что средний объем внимания взрослого чело­века составляет от 3 до 7 объектов и в большинстве случаев равняется примерно 5 объектам. Так, например, человек мо­жет внимательно воспринимать от 3 до 7 разных звуков, от 3 до 7 цифр, от 3 до 7 простых изображений, одновременно выполнять от 3 до 7 различных движений, распределяя ме­жду ними свое внимание.

Каковы основные функции внимания. Каким образом внимание участвуетв регуляции познавательных процес­сов.Основные функции внимания заключаются в обеспече­нии избирательности познавательных процессов, целена­правленности деятельности человека и ее активизации.

Благодаря избирательности познавательных процессов чело­век имеет дело не со всей доступной ему информацией, а только с той, которая в данный момент его жизни играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удержи­вая свое внимание на чем-либо, переключая его с одного действия на другое, человек тем самым сохраняет и поддер­живает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохра­нением высокой работоспособности и качества работы, то че­ловек выбирает определенный уровень активности и созна­тельно поддерживает его.

Благодаря вниманию человек в виде сознательных ощу­щений воспринимает только определенные раздражители, а именно те, на которые в данный момент времени направле­но его внимание. Вследствие концентрации внимания чело­век удерживает его на определенном объекте в течение вре­мени, необходимого для формирования полного и точного образа данного объекта. В этом состоит основная роль вни­мания в процессах формирования ощущений и восприятия.

Еще более велика эта роль по отношению к памяти. Здесь внимание принимает участие практически во всех ее процес­сах: запоминании, припоминании, узнавании и забывании. При запоминании материала внимание направлено на мате­риал, который человек в данный момент времени запомина­ет. Если внимание не сосредоточено на чем-либо, то это че­ловек не может запомнить или запоминает с большим тру­дом. Если человеку необходимо что-либо вспомнить, то он сначала также должен сосредоточить на этом внимание и удерживать его на данном объекте до тех пор, пока он не бу­дет восстановлен в памяти с должной степенью точности.

Узнавание происходит вследствие того, что в данный мо­мент времени человек удерживает в поле своего внимания то, что он должен узнать. Забывание обычно происходит по причине того, что длительное время человек не обращает внимание на определенную информацию, хранящуюся в его памяти, не припоминает ее, практически не пользуется ею.

Существенна роль внимания в процессах воображения и мышления. Пытаясь представить себе что-либо, тем более — стараясь мысленно преобразовать представляемое, чело­век все это время должен удерживать представляемое и пре­образуемое в сфере своего внимания. Что касается мышления, то и здесь роль внимания, безусловно, велика. Для то­го чтобы решать какую-нибудь задачу, человек, во-первых, должен удерживать в сфере своего внимания условия зада­чи, во-вторых, процесс и промежуточные результаты ее ре­шения. В противном случае он не сможет успешно спра­виться с задачей.

Какова роль внимания в управлении поведением чело­века.Для того чтобы точно определить эту роль, важно вспомнить, что разумное поведение человека является целе­направленным. Поэтому для того, чтобы его осуществлять, необходимо удерживать в поле внимания цель поведения и сознательно, а значит, и внимательно контролировать все действия, включенные в соответствующий поведенческий акт. Кстати, недостатки внимания человека, например рас­сеянность, неустойчивость, отрицательно сказываются на поведении: оно становится неразумным, хаотичным, нецеле­направленным.

Особенно велика роль внимания в тех поведенческих процессах, которые имеют внутренний характер и включа­ют в себя умственное планирование и сознательный конт­роль поведения. Планирование и сознательный контроль поведения практически были бы невозможными при отсут­ствии внимания.

Какова роль внимания в человеческих взаимоотноше­ниях.Эта роль также достаточно очевидна и весьма показа­тельна. Когда человек вступает в личные взаимоотношения или в прямое общение с другими людьми, то он должен сде­лать по крайней мере следующие вещи. Помня о своей соб­ственной цели, которую он преследует, вступая в контакт с другим человеком, он должен воспринять и правильно оце­нить другого человека как личность. Одновременно с этим необходимо слушать и понимать другого человека, наблю­дать за его поведением, воспринимать и правильно оцени­вать его реакции на свои собственные действия. Все это, ес­тественно, требует не только повышенного внимания, но и проявления практически всех его свойств: устойчивости, распределения, переключаемости и объема.

Развитие внимания

Что понимают под развитием внимания.Развитие — это прогрессивное изменение чего-либо, ведущее к его улучшению. Этот же смысл содержится в слове «развитие», ко­гда имеют в виду улучшение внимания человека под воздей­ствием каких-либо факторов. Здесь развитие означает совер­шенствование внимания по всем или по отдельным его свой­ствам, в частности, повышение его устойчивости, концент­рации, переключаемости, расширение объема внимания.

Под развитием внимания также понимают переход от бо­лее простых к более сложным видам внимания, от врожден­ных к приобретенным его видам. Развитием будет, напри­мер, появление у человека социально обусловленного внима­ния и его использование вместо природного внимания в тех случаях, когда одного природного внимания недостаточно. Развитием будет также переход от непроизвольного к произ­вольному вниманию, так как произвольное внимание рабо­тает лучше, чем непроизвольное.

Если раньше человек в основном пользовался непосредст­венным вниманием, а сейчас обращается к опосредствованно­му вниманию, то это также будет развитием внимания. На­конец, если раньше у человека средний объем внимания был, например, только 3 единицы, а сейчас стал равным 5 едини­цам, то соответствующий процесс мы также вправе понимать и трактовать как развитие внимания. Развитие внимания по разным направлениям может идти параллельно, включая од­новременное совершенствование всех видов внимания, и мо­жет относиться только к отдельным его видам.

Каковы основные направления развития внимания че­ловека.Развитие внимания может идти естественным путем, когда по мере накопления жизненного опыта и взросления внимание человека постепенно улучшается. Это происходит у всех здоровых людей в детстве, от рождения до окончания школы. Развитие внимания может происходить и целена­правленно, когда предпринимаются сознательные, проду­манные действия, ориентированные на улучшение внимания человека.

Эти два процесса — естественное и искусственное разви­тие внимания — имеют много общего и немало различного. Естественное развитие внимания идет постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта, и является сравни­тельно медленно протекающим процессом. Искусственное развитие внимания, напротив, представляет собой ускорен­ный процесс и связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания. Естественный процесс развития внима­ния приводит к его устойчивым изменениям. Те же измене­ния, которые происходит при искусственном развитии вни­мания человека, поначалу являются, как правило, недоста­точно устойчивыми, и их необходимо закреплять в последу­ющем жизненном опыте человека.

Через какие ступени проходит внимание в своем разви­тии.Ситуация в исследованиях развития внимания в психо­логии сложилась таким образом, что ученые до сих пор в ос­новном изучали процесс естественного развития внимания у детей. Такая установка в научных исследованиях была свя­зана со следующими обстоятельствами. Во-первых, к изуче­нию внимания психологи приступили сравнительно недав­но, и вначале важно было исследовать его развитие в том ви­де, в каком оно существует и функционирует у человека в жизни, то есть естественный процесс развития внимания. Во-вторых, долгое время не было ясно, можно ли вообще, и если да, то таким образом, искусственно развивать внимание человека.

Первые попытки подобного рода появились не ранее 50 лет назад, а первые методы развития внимания детей были предложены только ближе к началу второй половины XX в. Они были не вполне эффективны, так как этот процесс, по-видимому, в значительной степени является обусловленным строением и функционированием мозга человека.

Одним из первых в нашей стране изучил процесс естест­венного развития внимания у детей Л. С. Выготский. Он разработал общую теорию развития познавательных процес­сов человека, получившую название теории развития выс­ших психологических функций у человека, и применил ее, в частности, к изучению развития внимания у детей.

Внимание детей дошкольного возраста (именно этот воз­раст в первую очередь интересовал ученого), по Выготскому, развивается под влиянием следующих факторов. Прежде все­го, под воздействием обучения, в результате которого ребенок осваивает язык и у него формируется речь, использующаяся в качестве основного средства управления вниманием.

На развитие внимания ребенка влияет его подражание действиям взрослых людей, которые показывают ребенку, каким образом можно управлять вниманием. Наблюдая за соответствующими действиями взрослого человека, ребенок начинает самостоятельно пользоваться ими сначала для уп­равления вниманием окружающих людей, а затем и для уп­равления собственным вниманием.

Третьим фактором, который оказывает существенное вли­яние на развитие внимания ребенка, становится формирова­ние у него внутреннего плана действий, то есть способности решать разнообразные задачи в уме.

Весь процесс естественного развития внимания детей за­нимает довольно много времени, от рождения до поступле­ния в школу, и проходит под влиянием всех трех факторов.

Через какие ступени проходит внимание ребенка в сво­ем развитии.Таких ступеней всего шесть. С рождения у ре­бенка имеется лишь непосредственное внимание к сильно действующим раздражителям, которое к тому же проявляет­ся лишь в форме ориентировочного рефлекса1.

1 Ориентировочным называется врожденный рефлекс, который проявляется в том, что животное или человек, оказавшись в незнакомой для него обстановке, начинает внимательно изучать ее, обращая особое внимание на новое, не­обычное.

 

Такой реф­лекс начинает обнаруживаться у младенцев в конце первого месяца жизни, и это свидетельствует о том, что у ребенка появились первые признаки непосредственного и непроиз­вольного внимания. На этом завершается первая стадия раз­вития внимания.

Вторая стадия развития внимания начинается с момента, когда ребенок, наблюдая за взрослым, замечает его движе­ния и начинает интерпретировать их, то есть реагировать на них как на движения, указывающие направление внимания. Это, например, движения головой, движения телом, движе­ния руками (жесты). Реагировать на такие движения взрос­лого человека ребенок начинает приблизительно с 1,5— 2-ме­сячного возраста, то есть когда он уже выделяет и особым об­разом реагирует на лицо и голос матери (время появления комплекса оживления2).

2Комплекс оживления — это сложная, эмоционально-двигательная реак­ция младенца, которая возникает у большинства детей в возрасте от 2 до 3 месяцев жизни в ответ на появление рядом с ребенком, в поле его зрения, мате­ри или в ответ на ее голос.

В среднем эта стадия развития вни­мания начинается от 1,5—2 месяцев и продолжается до 6—7 месяцев. Речь на этой стадии идет о начале развития произ­вольного внимания, регулируемого телодвижениями.

Правда, не сам ребенок произвольно регулирует собственное вни­мание или внимание окружающих людей на этой стадии, а за него это делают люди, применяя простейшие и доступные для ребенка средства управления его вниманием — телодви­жения, голос и ряд других.

Третья стадия развития внимания связана с началом ис­пользования самим ребенком собственных телодвижений и звуков голоса для управления вниманием окружающих взрослых людей. Для того чтобы привлечь внимание взрос­лого к чему-либо такому, что в данный момент интересует ребенка, он сам произносит звуки, поворачивает голову в сторону интересующего его предмета, протягивает к нему руки. Здесь мы констатируем факт дальнейшего развития простейшей формы произвольного внимания у детей, средст­вом управления для которого так же, как и на предыдущей стадии, являются в основном телодвижения ребенка. Одна­ко речь уже идет об управлении вниманием других людей со стороны самого ребенка. Данная, третья стадия развития внимания приблизительно охватывает возраст от 6—8 меся­цев до 1—1,5 лет.

Четвертая стадия развития внимания характеризуется тем, что, активно осваивая речь, ребенок начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова и словосочетания, направленные на регуляцию его внимания, а также сам при­ступает к использованию собственной речи для управления вниманием окружающих людей. Эта стадия развития прихо­дится на возраст от 1—1,5 до 3—4 лет.

Пятая стадия развития внимания характеризуется тем, что ребенок начинает использовать речь для управления соб­ственным вниманием, правда, речь здесь еще представлена в виде открыто звучащих словесных самоинструкций. На этот период развития внимания приходится появление у ребенка особой формы речи, которую известный швейцарский психо­лог Ж.Пиаже назвал эгоцентрической речью, и на этот же период развития приходится начало активного процесса формирования внутренней речи, которая служит уже сред­ством регуляции собственного мышления ребенка. Данная стадия развития внимания охватывает возраст от 3—4 до 5—6 лет.

Шестая стадия развития внимания ребенка характеризу­ется появлением у него полноценного произвольного внимания, внутренне регулируемого с помощью уже достаточно развитой внутренней речи. Это происходит после 5—6 лет, то есть перед поступлением ребенка в школу.

 



2015-12-06 1289 Обсуждений (0)
Свойства и функции внимания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Свойства и функции внимания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1289)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)