Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психолингвистическая характеристика разных видов памяти



2015-12-06 1172 Обсуждений (0)
Психолингвистическая характеристика разных видов памяти 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В процессе РМД носитель языка оперирует как ментальными конструктами, так и средствами языка, а также соответствующими операциональными правилами. Все эти процессы пролонгируются на весьма длительные промежутки времени. Таким образом, РМД требует от носителя языка вовлечения в операциональную сферу значительных пластов прошлого опыта как языкового, так и когнитивного, что возможно лишь при наличии памяти. Тем самым, память, одна из основных функций индивидуального сознания, есть необходимое условие коммуникации." Память можно определить как форму существования индивидуального знания во времени" (Каменская О.Л.) Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. В свете современных исследований память рассматривается как отражение прошлого опыта.( Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта).

Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее.

Забывание- процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.

Запоминание- психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

Узнавание - проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.

В настоящее время модель памяти, предложенная Р. Аткинсоном принята в качестве базовой большинством исследователей памяти. Основными компонентами этой модели являются: сенсорные регистры, кратковременная память и долговременная память, включающая лексическое хранилище.

Поступающая в сенсорные регистры информация из окружающей индивида среды через различные рецепторы быстро утрачивается вследствие либо стирания, либо замены вновь поступающей информацией. Из СР предварительно обработанная информация передается в систему КВП, играющую особую роль в системе памяти. Именно процессы в КВП находятся под непосредственным контролем индивида, оказывая, значительное влияние на его поведение и деятельность. Таким образом, Р.Аткинсон рассматривает КВП как оперативную память индивида. КП - запоминание на короткий срок, иногда после однократного и очень краткого восприятия.

Процессы управления в КВП могут весьма различны. Общее для всех этих процессов состоит в том, что они вводятся в действие, используются по усмотрению индивида. Повторяя один или несколько элементов, индивид может удерживать их некоторое время (длительность которого зависит от психофизиологических особенностей данного индивида) в КВП. Целый ряд экспериментов различного рода показывает, что емкость КВП ограничена и для большинства людей характеризуется известным числом 7+2 ( гипотеза Ингве). Причем , объем природной памяти зависит от характера запоминаемой информации: человек в обычных условиях может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв ( расположенных не по алфавиту), 4-5 цифр, 5 синонимов. Каменская О.Л. считает," что время хранения в КВП информации, представленной в слуховой вербально-языковой форме , составляет 15-30 сек. Целый ряд экспериментальных данных показывает, что время извлечения из КВП такой информации как буквы и числа составляет 10-30 мсек на один элемент".

Вся информация , поступающая в СР и далее в КВП в конечном счете полностью утрачивается, тогда как в ДВП информация сохраняется на протяжении всей жизни индивида, хотя и может модифицироваться с течением времени или временно оказаться недоступной для оперативного использования в КВП. ДВП- длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения.

Что касается формы хранения информации в ДВП , то она весьма разнородна. ДВП очевидно существует и в отношении информации любой сенсорной модальности, как об этом свидетельствует способность к распознаванию стимулов, предъявляемых соответствующим органам чувств. В ДВП может содержаться также информация , которую нельзя отнести ни к одной из сенсорных модальностей , примером чего является память о времени" ( Аткинсон Р.)

Основной принцип функционирования механизма памяти состоит в практически непрерывном обмене информацией между СР и КВП, с одной стороны, и КВП с ДВП, с другой. Следует иметь в виду , что КВП и ДВП отнюдь не обязательно должны соответствовать различные неврологические структуры. Вполне возможно, что функции КВП и ДВП обусловлены различными фазами активации одной и той же структуры (Аткинсон). Однако именно КВП играет роль оперативной памяти (апоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти) и на этой основе задается направление потокам информации. Таким образом, информация, поступающая в память непрерывно взаимоорганизуется и интегрируется с другой информацией, уже находящейся в памяти.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. В связи с этим в современной психологии память чаще всего классифицируется по следующим трем признакам: 1) по объему ( предмету) запоминания;

2) целям и способам запоминания и воспроизведения;

длительности сохранения. Как мы уже отметили различают по этому признаку КВП и ДВП .Оба эти вида являются исключительно важными механизмами речевого общения." Отбор слов и конструкций происходит в долговременной памяти,- писал Н.И. Жинкин,- а операции сочетания слов на основе определенных правил складываются в оперативной памяти"( Жинкин Н.И.).

КП обслуживает РД человека очень ограниченное время, примерно 20 с.( Хрестоматия по общей психологии).При этом лучше фиксируется конец и начало запоминаемого материала." Слова в конце списка,- отмечают П. Линдсей и Д. Норман,- запоминаются лучше ,чем остальные. Последняя единица запоминается в 97% случаев" (Хрестоматия...).А дальше наступает забывание. Оно вызывается как разрушением с течением времени, так и результатом введения нового материала. Но процесс забывания при необходимости можно задержать на сравнительное долгое время путем повторения. Повторение обеспечивает, с одной стороны, удержание материала в КП, а с другой- способствует переводу материала в ДП. Объем КП сравнительно небольшой. Он определяется психологами в 7+- 2 единицы. Это- объем памяти уже сформированной человека, а само развитие объема КП наблюдается до 19 лет.

В отличие от КП ДП обслуживает деятельность человека в течение довольно длительного периода, нередко всю жизнь. Она представляет собой как бы накопитель результатов функционирования всех других видов памяти.

Что касается оперативной памяти одни исследователь считают что именно КВП играет роль оперативной памяти , другие определяют ОП как запоминание, проявляющееся в процессе конкретной деятельности и включающее элементы кратковременной и долговременной памяти) Память оперативная- вид памяти , проявляющейся в ходе выполнения определенной деятельности.

. Память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной.

В развитии памяти и речи у ребенка особо важная роль принадлежит двигательной памяти." Мысль о психическом акте, как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, - писал еще И.М. Сеченов,- должна быть удержана как основная". В процессе становления речи ребенок вначале проделывает многочисленные движения с чужого показа и лишь в дальнейшем эти движения регулируются внутренним побуждением. Роль двигательной памяти в овладении устной иноязычной речью была проверена опытным путем и обобщена французским педагогом Ф. Гуэном ( 1880г.).Наблюдая , как дети овладевают речью на родном языке, Гуэн обратил внимание на то, что они постоянно сопровождают свои движения называнием этих действий. Это явление он перенес на изучение иностранного языка. Последующая работа самого Гуэна и многих других методистов подтвердила высокую эффективность подобных упражнений.

Что касается образной памяти, то вопрос о ней ставился в той или другой форме многими педагогами и методистами прошлого: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинским, М. Берлицем, Ф. Гуэном и др. Ушинский, например, отмечал, что" чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую нервную память, вернее сохраняются ею, и легче потом воспринимаются". И действительно, при изучении иностранных языков образная память имеет исключительно важное значение, особенно зрительная и слуховая. Массовая экспериментальная проверка зрительной и слуховой памяти при изучении иностранных языков в 5-10 классах также показала преобладание зрительной памяти ( 53,4 %) над слуховой ( 46,6%).

Не менее важное значение в запоминании и воспроизведении учебного материала принадлежит и эмоциональной памяти, т.е. памяти на " пережитые чувства"( Крутецкий В.А.).По данным польского психолога Я. Рейковского,"... эмоции способствуют сохранению в памяти связанного с ними материала, причем положительные эмоции , возможно, облегчают запоминание в большей степени, чем отрицательные, а сильные- больше, чем слабые" ( Рейковский Я).Успешное использование эмоциональной памяти и некоторых других психических возможностей обучаемого для прочного запоминания большого по объему иноязычного материала подтверждает болгарский психиатр и педагог Г. Лозанов.

Высшим этапом развития мнемической ( мнемоника - совокупность приемов, облегчающих запоминание) деятельности человека является словесно-логическая память."... Если на ранних ступенях психического развития,- писал А.Р. Лурия,- мышление ищет компенсации в процессе памяти, то на поздних этапах даже сама память компенсируется организирующей ролью мышления" ( Лурия А.Р.). Она выражается как в запоминании, так и в воспроизведении мыслей. (Смирнов А.А.). И поскольку мысли выражаются в вербальной , т.е. словесной форме, то этот вид памяти получил название словесно-логической. При словесно- логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.п.

Словесно-логическое запоминание в корне отличается от заучивания бессмысленного материала. Заучивание без понимания требует от учащихся больших усилий, большой затраты времени и дает низкие результаты.

Запоминание без понимания и запоминание осознанное различаются по качеству. Если заученное бессознательно воспроизводится только буквально, то заученное с пониманием может быть воспроизведено как буквально, так и с преобразованиями. Осмысленное заучивание материала, связанное с возможной его перестройкой, способствует лучшему его сохранению в памяти и последующему употреблению в речевой деятельности.

В соответствии с целями деятельности , в которую включено запоминание , оно может быть произвольным и непроизвольным.

Запоминание произвольное- когда оно определяется сложной целенаправленной умственной деятельностью, подчиненной определенной мнемической задаче.

Запоминание непроизвольное- когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание просто сопровождает другую деятельность.

Для практики обучения ИЯ не менее важен вопрос использования произвольной и непроизвольной памяти. Произвольная память основана на целенаправленном запоминании и воспроизведении материала, непроизвольная- на запоминании языковых единиц без специально поставленной цели.

В процессе обучения целесообразно практиковать оба вида заучивания- произвольное и непроизвольное. Но всегда следует иметь в виду особенности выполняемой деятельности: в устной речи будут преобладать упражнения, рассчитанные на непроизвольное запоминание, в письменной - на произвольное, в подготовленной устной речи процент заданий на произвольное запоминание будет больше, чем в неподготовленной.

По длительности сохранения информации выделяют кратковременную и долговременную памяти .Оба эти вида являются исключительно важными механизмами речевого общения." Отбор слов и конструкций происходит в долговременной памяти,- писал Н.И. Жинкин,- а операции сочетания слов на основе определенных правил складываются в оперативной памяти"( Жинкин Н.И.).

КП обслуживает РД человека очень ограниченное время, примерно 20 с.( Хрестоматия по общей психологии).При этом лучше фиксируется конец и начало запоминаемого материала." Слова в конце списка,- отмечают П. Линдсей и Д. Норман,- запоминаются лучше ,чем остальные. Последняя единица запоминается в 97% случаев" (Хрестоматия...).А дальше наступает забывание. Оно вызывается как разрушением с течением времени, так и результатом введения нового материала. Но процесс забывания при необходимости можно задержать на сравнительное долгое время путем повторения. Повторение обеспечивает, с одной стороны, удержание материала в КП, а с другой- способствует переводу материала в ДП. Объем КП сравнительно небольшой. Он определяется психологами в 7+- 2 единицы. Это- объем памяти уже сформированной человека, а само развитие объема КП наблюдается до 19 лет.

В отличие от КП ДП обслуживает деятельность человека в течение довольно длительного периода, нередко всю жизнь. Она представляет собой как бы накопитель результатов функционирования всех других видов памяти.

Понятия “ Навык “ и “ Умение “

Всякая деятельность может совершаться различными способами. Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче, решаемой в тех или иных конкретных условиях. Различают предметные действия и умственные действия( с.87-88).

Отдельные действия могут выполняться на разном уровне сознания. С психологической точки зрения навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. Отсюда следует , что навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий.

Умения - это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навыки и умения , как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности.

Навыки и умения , приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным ( интерференция) Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Интерференция навыков- ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством. ( с. 97, c. 218)

Речевые навыки и умения исследовались психологами, педагогами и методистами России в русле теории речевой деятельности ( И.А. Зимняя, 1989; А.А. Леонтьев,1970; Е.И. Пассов, 1983 и др.). Речевая деятельность направлена, как известно, на решение коммуникативных задач. Выполнение же этих задач делается возможным благодаря тому, что многие действия (компоненты этой деятельности) совершаются автоматически, без осознания их частных задач и способов выполнения; эти автоматизированные компоненты речи и составляют навыки речи ( Цетлин В.С., 1969). Поэтому наиболее распространенное понимание навыка заключается в том, что он представляет собой автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. По определению Е.И. Пассова " навык является относительно самостоятельным действием в системе сознательной деятельности, ставшим, благодаря полной совокупности качеств, одним из условий выполнения этой деятельности" (Пассов Е.И., 1983 ,c.39). C позиций теории речевой деятельности речевой навык определяется также как способность осуществлять операцию по оптимальным параметрам ( Леонтьев А.А., 1970). В основе речевого навыка лежат речевые действия двух видов: оформления ( действия произношения , интонирования , лексического и грамматического оформления в соответствии с нормами языка ) и оперирования ( умственные действия по выбору , сличению слов и грамматических форм , составление целого из частей , комбинирования , принятие решений , построение и вариации по аналогии). Действия оформления и оперирования должны быть доведены до определенного уровня совершенства, т.е. навыка обеспечивающего направленность внимания в процессе говорения только на содержание высказывания (Зимняя И.А., 1989). Исследователь М.Е. Брейгина (2000) считает, что формирование навыка представляет собой путь от сознательно совершаемых действий к автоматизированным, путь от развернутой системы действия, совершаемых под неосознаваемым самоконтролем.

Владение иностранным языком - это владение системой речевых навыков. Язык существует в психике человека прежде всего в форме таких навыков, которые в любой момент могут быть реализованы. Нельзя не согласиться с А.А.Леонтьевым, что для осуществления общения недостаточно сформированных речевых навыков, необходимы речевые умения. По Е.И. Пассову “ умение - это сознательная деятельность, основанная на системе подсознательно функционирующих действий и направленная на решение коммуникативных задач" ( Пассов Е.И., 1983). Умения предполагают творческую деятельность. Она связана с мышлением, воображением, эмоциями. Полноценное осуществление деятельности общения предполагает владение рядом умений:

n быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

n правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения;

n найти адекватные средства для передачи этого содержания;

n обеспечить обратную связь ( Леонтьев А.А., 1974)

Cовокупность этих качеств определяет подготовленность, потенциальную возможность общения, что и является целью обучения. За основу понимания понятий " речевой навык” и “ речевое умение" в нашем диссертационном исследовании мы предполагаем принять точку зрения А.А. Леонтьева, который отмечает, что речевой навык соответствует речевой операции, осуществляемой по оптимальным параметрам, включая бессознательность, полную автоматичность, устойчивость и др.; речевое умение характерно не для речевой операции, а для речевого действия , которое также совершается по оптимальным параметрам, включая произвольность, осознанность, правильность и др.(Методика,c.9-10).

Большинство методистов ( Беляев Б.В. 1964; Бенедиктов Б.А.1974 ; Бим И.Л. 1977;Зимняя И.А. 1989; Леонтьев А.А. 1970; Пассов Е.И. 1983) выделяют аспектные речевые навыки :

1) фонетические т.е. способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить

4) лексические т.е. автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи;

5) грамматические т.е. автоматизированный компонент сознательно выполняемый речевой деятельности, обеспечивающий правильное употребление грамматической формы в речи

Исследователи рассматривают данные навыки в качестве компонентов речевых умений. Речевые умения -это умения аудирования , говорения, чтения и письма..

 

 



2015-12-06 1172 Обсуждений (0)
Психолингвистическая характеристика разных видов памяти 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психолингвистическая характеристика разных видов памяти

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)