Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Психолингвистическая характеристика процесса порождения и восприятия речи



2015-12-06 1740 Обсуждений (0)
II. Психолингвистическая характеристика процесса порождения и восприятия речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Психолингвистика (раздел науки, изучающей процесс речи с точки зрения ее порождения и приема ) Психолингвистика позволяет лучше понять механизмы порождения и распознавания речи. Порождение текста является одной из составляющих двуединого процесса порождения/ восприятия Т, лежащего в основе верб. коммуникации.

ПСИХОЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И лингвистика, и психолингвистика обращаются тексту. Лингвистика изучает организацию речи по законам языка. Но речь включена в систему коммуникации лдей, она создается людьми и предназначена для понимания людьми. Следова- тельно, существует человеческое измерение речи, изучает психолингвистика.

Психолингвистика возникла в 50-е годы нашего века как дисциплина, интегрирующая знания в области лингвистики и психологии. У лингвистики и психолингвистики общий предмет- система языка. Предмет психолингвистики совпадает с психологией- порождение и функционирование отражательной способности человека (в данном случае с помощью языка)

Возникнув из потребностей объяснения процессов родного и иностранного языка, психолингвистика хранить прагматическую ориентацию. Выделяются ориентированные на лингвистику и работы, в бол связанные с психологией.

ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИДЕЕЙ

У психолингвистики три основных теоретических источника. Первый - психологическое направление в языкознанание. Языковеды писали о том, что язык — это деятельность духа и отражает культуру народа. При этом язык содержит только физический, но и психический компонент и тем самым принадлежит индивидууму. Обладая языковой сполсобностью, человек мыслит с помощью языка. Являясь условием общения и регулируя деятельность человека, язык вместе с тем ограничивает познание мира и делает невозможным полное понимание другого человека.

Второй источник - - работы американских дескриптивистов (и в том числе Н. Хомского), которые полагали, что владение язы­ком основано на способности производить правильные предло­жения.

Третьим источником психолингвистики являются работы пси­хологов, занимавшихся вопросами языка и речи. В работах Л. С. Выготского организация процесса производства речи трак­туется как последовательность фаз деятельности (мотивация - мысль — внутреннее слово — реализация).

В концепции Л. В. Щербы постулируется наличие языкового материала, языковой системы и языковой деятельности как дея­тельности говорения и понимания речи. Отечественная психолин­гвистика сформировалась как теория речевой деятельности.

3. ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ

Несмотря на многочисленные попытки обучения животных языку (в том числе и жестовому), животные оказались неспособ­ными общаться на уровне более высоком, чем двухгодовалый ребенок.

Дети, лишенные человеческого общения, имеют шансы адап­тироваться к социуму даже в том случае, если они возвращаются в общество будучи старше 6 лет (но не позднее 12 лет).

Ребенок без специального обучения со стороны взрослых ос­ваивает язык к четырем годам. На доречевом этапе у него на­блюдаются крик, гуление, лепет и модулированный лепет. Раз­витие фонематического слуха позволяет ребенку усваивать фо­немы. В полтора года у него появляются звукоподражательные слова, к двум годам — двусловные фразы и начинается освое­ние грамматики. К трем годам словарь ребенка увеличивается многократно.

При освоении языка ребенок делает множество ошибок, ко­торые обусловлены тем, что он пытается применить ко всему говоримому наиболее общие правила. Многие ошибки детей типичны. Словотворчество отражает творческий характер ус­воения языка.

Освоение синтаксиса начинается с однословных предложений, затем появляются двусоставные, где можно выделить «опорные» слова и слова «открытого класса».

Освоение значения слова начинается с вычленения наглядного компонента (фоносемантического), затем слово становится для него более конкретным, и только по мере освоения предметного мира в общении со взрослыми ребенок проникает в смысловую природу слова. Интериоризация значений слов происходит в об­щении и деятельности.

ПРОИЗВОДСТВО РЕЧИ

Процесс производства речи практически ненаблюдаем - и поэтому наиболее сложен для описания. Большое количество мо­делей построено на основании оговорок и пауз в речи. Трансфор-мационно-генеративная грамматика Н. Хомского предполагает, что человек оперирует определенными правилами, позволяющими ему развернуть глубинную структуру в поверхностную.

С психологической точки зрения троцесс производства речи заключается в том, что говорящий по определенным правилам переводит свой мыслительный (неречевой) замысел в речевые единицы конкретного языка. При этом человек оперирует не ста­тистическими закономерностями языка, а смысловыми единица­ми, которые обусловливаются коммуникативным замыслом и ин­тенцией. Существующая у человека внутренняя речь предикатив­на, свернута и образна. Лишь выбор грамматической конструк­ции и подбор лексических единиц делают мысли человека дос­тупными окружающим. Мысль совершается в слове. Речь тем самым является деятельностью по вербализации образов созна­ния человека.

ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

Восприятие речи представляет собой процесс извлечения смыс­ла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Восприятие неосознаваемо как акт восприятия формы — это по­чти всегда переход к семантике. Уровневость восприятия отра­жает как последовательность обработки речевых сигналов, так и уровневый характер построения речевых сообщений. При этом восприятие формы речи требует знания лингвистических законо­мерностей ее построения.

Восприятие письменной речи осуществляется скачкообразны­ми движениями глаз. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые реципиенту, они воспринимаются как искомые. В том случае, если значение слова конкурирует с е мой, возникает затруднение при чтении. Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процесс приятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля.

На результат восприятия слова оказывают влияние его; эмональность и оценочность. При восприятии фраз реципиент: может испытывать затруднение в том случае, если имеется неодназчность в их толковании. В то же время для реципиента не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза.

Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные элементы, черпая информацию из своего сознания. В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены

III. Понятия “ Навык “ и “ Умение “

Всякая деятельность может совершаться различными способами. Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче, решаемой в тех или иных конкретных условиях. Различают предметные действия и умственные действия( с.87-88).

Отдельные действия могут выполняться на разном уровне сознания. С психологической точки зрения навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. Отсюда следует , что навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий.

Умения - это способы успешного выполнения действий, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навыки и умения , как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности.

Навыки и умения , приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным ( интерференция) Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Интерференция навыков- ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством. ( с. 97, c. 218)

Речевые навыки и умения исследовались психологами, педагогами и методистами России в русле теории речевой деятельности ( И.А. Зимняя, 1989; А.А. Леонтьев,1970; Е.И. Пассов, 1983 и др.). Речевая деятельность направлена, как известно, на решение коммуникативных задач. Выполнение же этих задач делается возможным благодаря тому, что многие действия (компоненты этой деятельности) совершаются автоматически, без осознания их частных задач и способов выполнения; эти автоматизированные компоненты речи и составляют навыки речи ( Цетлин В.С., 1969). Поэтому наиболее распространенное понимание навыка заключается в том, что он представляет собой автоматизированный компонент сознательно выполняемой деятельности. По определению Е.И. Пассова " навык является относительно самостоятельным действием в системе сознательной деятельности, ставшим, благодаря полной совокупности качеств, одним из условий выполнения этой деятельности" (Пассов Е.И., 1983 ,c.39). C позиций теории речевой деятельности речевой навык определяется также как способность осуществлять операцию по оптимальным параметрам ( Леонтьев А.А., 1970). В основе речевого навыка лежат речевые действия двух видов: оформления ( действия произношения , интонирования , лексического и грамматического оформления в соответствии с нормами языка ) и оперирования ( умственные действия по выбору , сличению слов и грамматических форм , составление целого из частей , комбинирования , принятие решений , построение и вариации по аналогии). Действия оформления и оперирования должны быть доведены до определенного уровня совершенства, т.е. навыка обеспечивающего направленность внимания в процессе говорения только на содержание высказывания (Зимняя И.А., 1989). Исследователь М.Е. Брейгина (2000) считает, что формирование навыка представляет собой путь от сознательно совершаемых действий к автоматизированным, путь от развернутой системы действия, совершаемых под неосознаваемым самоконтролем.

Владение иностранным языком - это владение системой речевых навыков. Язык существует в психике человека прежде всего в форме таких навыков, которые в любой момент могут быть реализованы. Нельзя не согласиться с А.А.Леонтьевым, что для осуществления общения недостаточно сформированных речевых навыков, необходимы речевые умения. По Е.И. Пассову “ умение - это сознательная деятельность, основанная на системе подсознательно функционирующих действий и направленная на решение коммуникативных задач" ( Пассов Е.И., 1983). Умения предполагают творческую деятельность. Она связана с мышлением, воображением, эмоциями. Полноценное осуществление деятельности общения предполагает владение рядом умений:

n быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

n правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения;

n найти адекватные средства для передачи этого содержания;

n обеспечить обратную связь ( Леонтьев А.А., 1974)

Cовокупность этих качеств определяет подготовленность, потенциальную возможность общения, что и является целью обучения. За основу понимания понятий " речевой навык” и “ речевое умение" в нашем диссертационном исследовании мы предполагаем принять точку зрения А.А. Леонтьева, который отмечает, что речевой навык соответствует речевой операции, осуществляемой по оптимальным параметрам, включая бессознательность, полную автоматичность, устойчивость и др.; речевое умение характерно не для речевой операции, а для речевого действия , которое также совершается по оптимальным параметрам, включая произвольность, осознанность, правильность и др.(Методика,c.9-10).

Большинство методистов ( Беляев Б.В. 1964; Бенедиктов Б.А.1974 ; Бим И.Л. 1977;Зимняя И.А. 1989; Леонтьев А.А. 1970; Пассов Е.И. 1983) выделяют аспектные речевые навыки :

1) фонетические т.е. способность правильно воспринимать слышимый звуковой образец, ассоциировать его со значением и адекватно воспроизводить

2) лексические т.е. автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и ее правильному сочетанию с другими единицами в продуктивной речи и автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи;

3) грамматические т.е. автоматизированный компонент сознательно выполняемый речевой деятельности, обеспечивающий правильное употребление грамматической формы в речи

Исследователи рассматривают данные навыки в качестве компонентов речевых умений. Речевые умения -это умения аудирования , говорения, чтения и письма..



2015-12-06 1740 Обсуждений (0)
II. Психолингвистическая характеристика процесса порождения и восприятия речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Психолингвистическая характеристика процесса порождения и восприятия речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1740)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)