Особенности обеспечения информационной безопасности РФ
Конспект лекции №7 Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы ИБ РФ и методы ее обеспечения являются общими для этих сфер. В каждой из них имеются свои особенности обеспечения ИБ, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз ИБ РФ. В каждой сфере жизнедеятельности общества и государства наряду с общими методами обеспечения ИБ РФ могут использоваться частные методы и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние ИБ РФ. Обеспечение ИБ РФ в сфере экономики играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Воздействию угроз ИБ РФ в сфере экономики наиболее подвержены: - система государственной статистики; - кредитно- финансовая система; - информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; - системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; - системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множества отечественных и зарубежных коммерческих структур — производителей и потребителей информации, средств информатизации и защиты процессов переработки информации. Бесконтрольная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает реальную угрозу безопасности России в экономической сфере. Аналогичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, так как при этом складываются благоприятные условия для несанкционированного доступа к конфиденциальной экономической информации и контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны иностранных спецслужб. Критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты процессов переработки информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возникновения технологической зависимости России от иностранных государств. Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций. Недостаточность нормативной правовой базы, определяющее ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность исокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях, препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов. В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Основными мерами по обеспечению ИБ РФ в сфере экономики являются: - организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации; - коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности процессов переработки информации, осуществляемой путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб; - обработка и анализ статистической информации, а также ограничения коммерциализации такой информации; - разработка национальных сертифицированных средств защиты процессов переработки информации и внедрение их в системы средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации; - разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регламентирующей их использование; - совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики; - совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи экономической информации. К наиболее важным объектам обеспечения ИБ РФ в сфере внешней политики относятся: - информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях; - информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации; - информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации; - российские средства массовой информации, разъясняющие зарубежной аудитории цели и основные направления государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни. Из внешних угроз ИБ РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: - информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации; - распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации; - нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом; - попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях. Из внутренних угроз ИБ РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют: - нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях; - информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации; - недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Основными мероприятиями по обеспечению ИБ РФ в сфере внешней политики являются: - разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации; - разработка и реализация комплекса мер по усилению ИБ информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях; - создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации; - совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом; - совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию. Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ в сфере внутренней политики являются: - конституционные права и свободы человека и гражданина; - конституционный строй, национальное согласие, стабильное государственной власти, суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации; - открытые информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти и средств массовой информации. Наибольшую опасность в сфере внутренней политики представляют следующие угрозы ИБ РФ: - нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализуемых в информационной сфере; - недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств массовой информации для пропаганды своих идей; - распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом; - деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации. Основными мероприятиями в области обеспечения ИБ РФ в сфере внутренней политики являются: - создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации; - активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России. Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ в области науки и техники являются: - результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации; - открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование; - научно-технические кадры и система их подготовки; - системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и др.). К числу основных внешних угроз ИБ РФ в области науки и техники следует отнести: - стремление развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах; - создание льготных условий на российском рынке для иностранной научно-технической продукции и стремление развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничений и т.п.); - политику западных стран, направленную на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств — членов СНГ за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов; - активизацию деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб. К числу основных внутренних угроз ИБ РФ в области науки и техники следует отнести: - сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в России, ведущую к резкому снижению финансирования научно-технической деятельности, временному падению престижа научно-технической сферы, утечке за рубеж идей и передовых разработок; - неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить на базе новейших достижений микроэлектроники и передовых информационных технологий конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному широкому использованию импортных программно-аппаратных средств при создании и развитии в России информационной инфраструктуры; - серьезные проблемы в области патентной защиты результатов научно-технической деятельности российских ученых; - сложности реализации мероприятий по защите процессов переработки информации, особенно на акционированных предприятиях, в научно-технических учреждениях и организациях. Реальный путь противодействия угрозам ИБ РФ в области науки и техники — это совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации. В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения ИБ РФ в области науки и техники, включая общественные научные советы и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России. Обеспечение ИБ РФ в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических градаций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах! сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного! и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1469)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |