Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности обеспечения информационной безопасности РФ



2015-12-06 1436 Обсуждений (0)
Особенности обеспечения информационной безопасности РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Конспект лекции №7

Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы ИБ РФ и ме­тоды ее обеспечения являются общими для этих сфер.

В каждой из них имеются свои особенности обеспечения ИБ, связанные со спецификой объектов обеспечения безопасности, степенью их уязвимости в отношении угроз ИБ РФ. В каждой сфе­ре жизнедеятельности общества и государства наряду с общими методами обеспечения ИБ РФ могут использоваться частные ме­тоды и формы, обусловленные спецификой факторов, влияющих на состояние ИБ РФ.

Обеспечение ИБ РФ в сфере экономики играет ключе­вую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

Воздействию угроз ИБ РФ в сфере экономики наиболее под­вержены:

- система государственной статистики;

- кредитно- финансовая система;

- информационные и учетные автоматизированные системы под­разделений федеральных органов исполнительной власти, обес­печивающих деятельность общества и государства в сфере эконо­мики;

- системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от формы собственности;

- системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также пред­приятий, учреждений и организаций независимо от формы соб­ственности.

Переход к рыночным отношениям в экономике вызвал появ­ление на внутреннем российском рынке товаров и услуг множе­ства отечественных и зарубежных коммерческих структур — про­изводителей и потребителей информации, средств информатиза­ции и защиты процессов переработки информации. Бесконтроль­ная деятельность этих структур по созданию и защите систем сбо­ра, обработки, хранения и передачи статистической, финансо­вой, биржевой, налоговой, таможенной информации создает ре­альную угрозу безопасности России в экономической сфере. Ана­логичные угрозы возникают при бесконтрольном привлечении иностранных фирм к созданию подобных систем, так как при этом складываются благоприятные условия для несанкционированно­го доступа к конфиденциальной экономической информации и контроля за процессами ее передачи и обработки со стороны ино­странных спецслужб.

Критическое состояние предприятий национальных отраслей промышленности, разрабатывающих и производящих средства информатизации, телекоммуникации, связи и защиты процессов переработки информации, приводит к широкому использованию соответствующих импортных средств, что создает угрозу возник­новения технологической зависимости России от иностранных государств.

Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, свя­занные с проникновением криминальных элементов в компью­терные системы и сети банков и иных кредитных организаций.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяющее ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность исокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потре­бительских свойствах производимых ими товаров и услуг, результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях, пре­пятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъек­тов.

В то же время существенный экономический ущерб хозяйству­ющим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну. В системах сбора обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней. Это касается и федеральных органов исполнительной власти, занятых формированием и распространением информации о внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Основными мерами по обеспечению ИБ РФ в сфере экономики являются:

- организация и осуществление государственного контроля за созданием, развитием и защитой систем и средств сбора, обработки, хранения и передачи статистической, финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

- коренная перестройка системы государственной статистической отчетности в целях обеспечения достоверности, полноты и защищенности процессов переработки информации, осуществляемой путем введения строгой юридической ответственности должностных лиц за подготовку первичной информации, организацию контроля за деятельностью этих лиц и служб;

- обработка и анализ статистической информации, а также ограничения коммерциализации такой информации;

- разработка национальных сертифицированных средств защиты процессов переработки информации и внедрение их в системы средства сбора, обработки, хранения и передачи статистической финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации;

- разработка и внедрение национальных защищенных систем электронных платежей на базе интеллектуальных карт, систем электронных денег и электронной торговли, стандартизация этих систем, а также разработка нормативной правовой базы, регла­ментирующей их использование;

- совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей информационные отношения в сфере экономики;

- совершенствование методов отбора и подготовки персонала для работы в системах сбора, обработки, хранения и передачи эконо­мической информации.

К наиболее важным объектам обеспечения ИБ РФ в сфере внешней политики относятся:

- информационные ресурсы федеральных органов исполнитель­ной власти, реализующих внешнюю политику Российской Феде­рации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных орга­низациях;

- информационные ресурсы представительств федеральных ор­ганов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, на территориях субъектов Российской Федерации;

- информационные ресурсы российских предприятий, учрежде­ний и организаций, подведомственных федеральным органам ис­полнительной власти, реализующим внешнюю политику Россий­ской Федерации;

- российские средства массовой информации, разъясняющие зарубежной аудитории цели и основные направления государствен­ной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни.

Из внешних угроз ИБ РФ в сфере внешней политики наиболь­шую опасность представляют:

- информационное воздействие иностранных политических, эко­номических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;

- распространение за рубежом дезинформации о внешней поли­тике Российской Федерации;

- нарушение прав российских граждан и юридических лиц в ин­формационной сфере за рубежом;

- попытки несанкционированного доступа к информации и воз­действия на информационные ресурсы, информационную инф­раструктуру федеральных органов исполнительной власти, реали­зующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях.

Из внутренних угроз ИБ РФ в сфере внешней политики наи­большую опасность представляют:

- нарушение установленного порядка сбора, обработки, хране­ния и передачи информации в федеральных органах исполнитель­ной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

- информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполи­тической деятельности Российской Федерации;

- недостаточная информированность населения о внешнеполи­тической деятельности Российской Федерации.

Основными мероприятиями по обеспечению ИБ РФ в сфере внешней политики являются:

- разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;

- разработка и реализация комплекса мер по усилению ИБ ин­формационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубе­жом, представительств Российской Федерации при международ­ных организациях;

- создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;

- совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

- совершенствование информационного обеспечения субъектов Российской Федерации по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ в сфере внутренней политики являются:

- конституционные права и свободы человека и гражданина;

- конституционный строй, национальное согласие, стабильное государственной власти, суверенитет и территориальная целост­ность Российской Федерации;

- открытые информационные ресурсы федеральных органов ис­полнительной власти и средств массовой информации.

Наибольшую опасность в сфере внутренней политики пред­ставляют следующие угрозы ИБ РФ:

- нарушение конституционных прав и свобод граждан, реализу­емых в информационной сфере;

- недостаточное правовое регулирование отношений в области прав различных политических сил на использование средств мас­совой информации для пропаганды своих идей;

- распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и за рубежом;

- деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и на­рушение целостности Российской Федерации, разжигание соци­альной, расовой, национальной и религиозной вражды, на рас­пространение этих идей в средствах массовой информации.

Основными мероприятиями в области обеспечения ИБ РФ в сфере внутренней политики являются:

- создание системы противодействия монополизации отечествен­ными и зарубежными структурами составляющих информацион­ной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации;

- активизация контрпропагандистской деятельности, направлен­ной на предотвращение негативных последствий распростране­ния дезинформации о внутренней политике России.

Наиболее важными объектами обеспечения ИБ РФ в облас­ти науки и техники являются:

- результаты фундаментальных, поисковых и прикладных науч­ных исследований, потенциально важные для научно-техниче­ского, технологического и социально-экономического развития страны, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации;

- открытия, незапатентованные технологии, промышленные образцы, полезные модели и экспериментальное оборудование;

- научно-технические кадры и система их подготовки;

- системы управления сложными исследовательскими комплек­сами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и др.).

К числу основных внешних угроз ИБ РФ в области науки и техники следует отнести:

- стремление развитых иностранных государств получить проти­воправный доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;

- создание льготных условий на российском рынке для иност­ранной научно-технической продукции и стремление развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничений и т.п.);

- политику западных стран, направленную на дальнейшее раз­рушение унаследованного от СССР единого научно-технического пространства государств — членов СНГ за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также от­дельных, наиболее перспективных научных коллективов;

- активизацию деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведыва­тельных и специальных служб.

К числу основных внутренних угроз ИБ РФ в области науки и техники следует отнести:

- сохраняющуюся сложную экономическую ситуацию в России, ведущую к резкому снижению финансирования научно-техниче­ской деятельности, временному падению престижа научно-тех­нической сферы, утечке за рубеж идей и передовых разработок;

- неспособность предприятий национальных отраслей электрон­ной промышленности производить на базе новейших достижений микроэлектроники и передовых информационных технологий конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному ши­рокому использованию импортных программно-аппаратных средств при создании и развитии в России информационной ин­фраструктуры;

- серьезные проблемы в области патентной защиты результатов научно-технической деятельности российских ученых;

- сложности реализации мероприятий по защите процессов пе­реработки информации, особенно на акционированных предпри­ятиях, в научно-технических учреждениях и организациях.

Реальный путь противодействия угрозам ИБ РФ в области науки и техники — это совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной облас­ти, и механизмов его реализации. В этих целях государство должно способствовать созданию системы оценки возможного ущерба от реализации угроз наиболее важным объектам обеспечения ИБ РФ в области науки и техники, включая общественные научные со­веты и организации независимой экспертизы, вырабатывающие рекомендации для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению противоправного или неэффективного использования интеллектуального потенциала России.

Обеспечение ИБ РФ в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических градаций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах! сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного! и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

 



2015-12-06 1436 Обсуждений (0)
Особенности обеспечения информационной безопасности РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности обеспечения информационной безопасности РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1436)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)