Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЗАКОНЫ ПРОТИВ НАРОДНОГО НЕДОВОЛЬСТВА И ДЛЯ ИНЫХ НУЖД И ПРИВИЛЕГИИ ВСЕМ СОСЛОВИЯМ



2015-12-06 603 Обсуждений (0)
ЗАКОНЫ ПРОТИВ НАРОДНОГО НЕДОВОЛЬСТВА И ДЛЯ ИНЫХ НУЖД И ПРИВИЛЕГИИ ВСЕМ СОСЛОВИЯМ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Священнослужители, попы, причетники, иноки, инокини и все церковные и духовного чина люди да будут изъяты из [ведения] приказов и мирских судов и судятся сами между собой. Да будут они освобождены также от всякого бремени и [обще] народных тягот, от работ и от поборов всяких. Ибо поскольку они назначены служить Богу, то нельзя привлекать их к службе человеческой. Господь ведь говорит:

«Касающийся вас, касается зеницы ока моего» (Кн. пророка Захарии, разд. 2,8). Даже и во времена египтян-язычников Иосиф скупил для короля всю землю, кроме поповских земель. То есть попы владели своими деревнями без всяких тягот и дани.

2. Мы считаем честь наших верных слуг — князей, властелей, бояр и всяких дворян — своей честью и достоинством. Достоинство бояр возвышает достоинство короля. Ибо чем лучше те, кем он правит, тем лучшее и достойнее считается и сам.

Поэтому мы считаем, что будет хорошо и правильно даровать нарочитые права и возвысить честь наших верных слуг и дворян. Ибо, где властели имеют подобающие им вольности, достоинство и преимущество над простыми людьми, там королевское достоинство бывает более высоким и более безопасным от злословия чужеземцев и от бешеных и бесчестных нападений местного простого народа.

Пример: у французов и у испанцев властели имеют пристойные, переходящие по роду привилегии и преимущества, и поэтому там ни простой народ, ни воинство не чинят королям никакого бесчестья. А у турок, где нет никаких привилегий благородным людям, короли зависят от глуподерзия простых пеших стрельцов. Ибо что захотят янычары, то и должен делать король. В наше время они задушили царей Османа и Ибрагима, а также задушили на глазах у королей множество бояр, тщетно моливших королей [о милости]. И все это им легко сходит.

А у римлян воины невесть что разыгрывали со своими царями: одного с легкостью низлагали или убивали, другого возводили на престол, словно! играли ими в кости.

А глуподерзие черных людей, кое при нас случалось дважды, вам известно, и немцы уже напечатали [о нем] в книгах. А такое глуподерзие все идет от, того, что у бояр нет той силы и крепости, которая'' могла бы обуздать черных людей и удержать от бешеных поступков.

И из-за того мы хотим вам — слугам нашим — дать подобающие привилегии.

Турки в завоеванных державах везде дают своим людям больше привилегий, нежели старым жителям. А здесь поступают наоборот, и это никуда негоже.

Людовик, король польский, дал полякам права по необходимости (смотри там [же] на странице 79). И Ягайло также (на странице 132, 170). А те привилегии, что требуются здесь по всей справедливости, можно и полезно дать сейчас. Ныне здешние жители хотят перейти в Литву, а тогда бы литовцы захотели перейти сюда.

При раздаче привилегий мы не должны подражать обычаям того или иного народа. Ведь у некоторых народов есть много дурного в этом деле, и многие привилегии — особенно у немцев и у поляков — были добыты силою и вопреки разуму. Привилегии целым сословиям и отдельным лицам должны быть предоставлены лишь в той мере, в какой они полезем всему обществу. И если какая-нибудь привилегия не приносит пользы обществу, то ее ни в коем случае нельзя давать, а если [она была] дана ранее не следует терпеть. Особенно вредны и гибельны для общества тем привилегии, которые тем или иным способом подрывают совершенную монархию.

Однако же в этом деле надо опасаться, чтобы не преступить меры. Ибо там, где привилегии будут неподобающими или чрезмерными, в королевстве настанет беспорядок и разруха, и многообразное тиранство, как мы видим, случилось в Немецком и Польском королевствах, где никто не слушает правителей и сколько в стране властелей — столько и тиранов. Поэтому-то мы хотим прежде всего определить, оградить и укрепить наши царские привилегии, и преимущества, и неотъемлемые бесспорные права, чтобы никто не смел покушаться на наши прерогативы и разрушать наше королевство.

Прерогативы высшей власти

1. Да не смеет никто вовеки чеканить монету ни от своего, ни от королевского имени без королевского повеления.

2. Да не держит никто под знаменем военных отрядов, разве что князья, властели и бояре могут держать своих дворовых слуг, сколько мы им дозволим.

3. Одним лишь князьям да будет дозволено иметь по одному укрепленному городу. А никто иной не вправе владеть городом и обносить его стенами. Разве что на окраине мы можем позволить кому-либо укрепить город и владеть им, но не наследственной властью. А держать острог для своей челяди и поставить свой двор дозволено всякому.

4. Да ни в коем случае не держит никто в наследственной власти какой-либо наш приказ или должность. А некоторые приказы и поручения могут быть по нашему указу пожизненными.

5. Да не будет ни один город назначать своей властью никаких старост, ни управителей, ни начальников, а всех городских старост и судей должны назначать наши приказные.

6. Да не созывает никто без нашего указа никаких сеймов и соборов.

7. Да не смеет ни князь, ни властель, ни какой-либо иной человек продавать свое поместье, не объявив [об этом]. А вотчин и поместий и всякого недвижимого имущества никто не должен скупать сверх меры, но лишь столько, сколько ему будет позволено нами или нашими приказными.

8. Вывод: да не присвоит себе никто никакие права и не завладеет никаким имуществом, ни привилегиями, ни силой, ни властью, из-за коих может быть нарушена власть нашего величества.

9. Мы и наши наследники должны будем обязать и связать себя присягой [в том], что будем нерушимо соблюдать все те привилегии, которые мы ныне даем и даруем вам — нашим верным подданным. Но если со временем вы или ваши потомки из какого-либо сословия проявите ослушание, то есть если люди, прикрываясь какой-либо привилегией, не станут слушать и выполнять наши приказы, в таком случае мы и наши наследники не обязаны будем сохранять ту привилегию, из-за которой произошло бы подобное ослушание, и ни одного такого права мы не дадим и не предоставим.

Проще и короче говоря, скажем так: король — наместник Божий и живой закон, и он не подвержен иным законам, кроме Божьего, и король выше всех человеческих законов. И поэтому король не должен и не может установить закона, который был бы выше его самого, ибо Бог вознес короля выше человеческих законов. И потому все эти привилегии всегда остаются в нашей власти и во власти наших наследников, так что мы можем отменить и отнять их, когда захотим, однако не без справедливых и достойных причин. Так что не думайте и не считайте, будто эти привилегии дали вам какую-либо власть или самостоятельность, кои мы не вправе были бы отнять. Поймите только, что эти привилегии означают нашу любовь к вам, и милость, и пожалование, кое сохранится, пока будет [на то] наша добрая воля. А мы себя и своих наследников свяжем клятвой не нарушать, не изменять и не отнимать этих привилегий без справедливых и достаточных причин.

3. Итак, во имя Пресвятой нераздельной Троицы — Бога-Отца и Сына и Святого Духа, мы. Божьей милостью, имярек, даем и даруем навеки вам, нашим верным слугам и дворянам, и вашим потомкам нижеследующие привилегии, права и достоинства.

Подобно тому, как от целости головы зависит здоровье всех членов и всего тела, так целость самовладства является основой благосостояния всех сословий и всего народа. Поэтому первая наша милость, и желание, и крепкая заповедь, и вечный закон, который мы вам даем, таковы: мы навеки устанавливаем совершенное самовладство при нас и при наших наследниках. Мы сами будем укреплять его и приказываем, чтобы вы все верно и покорно его поддерживали, и в этом должны присягнуть и мы, и наши наследники, и вы, и ваши дети.

Немцы и поляки получили от своих правителей некие милости, которые они называют «привилеи», то есть освобождение от некоторых тягот, и «феуды» и «лехны»4 — [так] они называют данные им поместья, «лехен» означает временную ссуду. Но из этих милостей и ссуд они учинили своеволие и сочли их такими свободами и вольностями, благодаря которым они не слушают своих королей, и тем самым разрушили весь благой порядок и учинили немалое зло и беспорядок. Вследствие этого и королевское достоинство у них унижено, и всему народу причинен большой ущерб.

Вот почему мы хотим, чтобы те милости, которые мы вам окажем, ничуть не умалили нашей власти, и [чтобы] никто не смел ослушаться какого-либо нашего приказа. Мы даем вам эти милости, и княжеские титулы, и поместья, и прочее, но все это будет в наших руках, и в нашей воле будет наделять ими и отнимать их. Пусть это будет [считаться] ссудой, и мы сможем назначать их и лишать каждого его чина, сословия, права и поместья.

Но мы обещаем вам и присягаем не отменять своих милостей без должных причин.

Прежде всего мы разделяем вас на три чина и учреждаем среди вас три почетные благородные сословия.

Благородные люди первого сословия пусть называются «князьями». Но чтобы никто не мог называться «князем», если не имеет под своей властью укрепленного города и острога. А более одного города князьям да не дозволено будет держать. И да будет определено число князей; двенадцать [человек], видимо, будет достаточно и не слишком много.

Другое сословие пусть называется «бояре» — те, кои и ныне зовутся боярами. И оба эти [сословия] вкупе пусть называются «именитыми боярами» и «властелями».

А третье сословие да зовется «племяне» — те, коих ныне (по турецкому обычаю) непристойно именуют «детьми боярскими».

Князей мы будем назначать посредством пожалования знамени.

4. Затем освобождаем вас от всяких холопских тягот и изымаем из числа холопов. Вы — наши верные подданные, князья, бояре и племяне, — будете впредь именоваться нашими верными «слугами», и «дворянами», и «благородными людьми», а не «холопами». И да будете навеки свободны от всяких холопских тягот и работ, от дани, налога, сборов, [поставки] подвод, земледелия, ремесла и от всяких холопских, черняческих и посадских дел и рукодельных промыслов. Вы будете также свободны от сторожевой службы и от всяких тяжких воинских дел в мирное время. Но в поле под знаменами и в городах в трудный час никто не будет освобожден ни от каких дел и трудов.

5. Благородные люди да не зовутся впредь уменьшительными именами — Борька, Володька, а полным именем— Борис, Владимир. И не зовутся пусть по отчеству, а благородными родовыми именами: не Борис Иванович Морозов, а Борис Морозов. Ведь это гораздо почетнее иметь благородное и звучное прозвание, нежели зваться по отчеству, ибо и крестьяне и все черные люди имеют отцов и могут именоваться по отчеству, а благородных или родовых прозваний они не имеют.

6. Пусть отныне никто ни перед кем не бьет челом до земли. Кланяться так подобает лишь Богу и святым иконам, а не людям. И если кто-нибудь перед каким-либо человеком и перед самим нашим величеством станет земно бить челом, то в первый раз его отругают, а во второй и в третий раз накажут.

7. Поскольку везде в Европе и у наших соседей (кроме персов и турок) благородные люди имеют некие почетные титулы, устные и письменные, то вы, наши дворяне (как мы слышим), бываете менее уважаемы ими из-за того, что не пользуетесь подобными устными и письменными почетными титулами.

Поэтому (чтобы возвысить вашу честь и перед чужими народами) мы даруем вам все почетные титулы, устные и письменные, какие только есть или могут быть в чести у других народов, но так, чтобы они были не чужеземными, а нашими собственными славянскими словами и чтобы обычаи нашего языка соблюдались в разговоре.

То есть, чтобы к князьям, боярам и племянам обращались «Твоя Милость», а не «Ваша Милость» (обращаясь к одному), как неправильно говорят поляки и хорваты. Обращение к князю: «Милостивый князь», и «Милостивый господин», и «Господин князь». А к властелю — «Милостивый пан». А к боярину — просто «пан» с прибавлением фамилии, например, пан Бунич, пан Перанский, или с крестным именем — пан Борис, пан Владимир. Так же нужно говорить, если обращается равный к равному, [например,] князь к князю: «пан Перанский», «пан Владимир», «пан князь». А грамоты писать к князю [так]: «Высокому господину Богдану Войновичу, князю Маглайскому (то есть правителю города Маглая), моему милостивому благодетелю»; к властелю — «Вельможному пану Владимиру Бужинскому, государю моему милостивому». А если будут у него особые отличия (то есть если будет он нашим окольничьим, чашником, конюшим, баном или полковником и прочее), писать так: «Вельможному пану окольничему Владимиру Бужинскому». А боярину писать так: «Благородному пану Микуле Стоянову». А если будет он нашим дворянином, сотником или человеком иного подобного достоинства, то писать «Благородному пану сотнику (или дворянину) Микуле Стоянову». А временные должности упоминать не следует, то есть если назначат кого-то на время городским начальником, то в грамотах этого не писать, разве что в некоторых служебных письмах, когда это потребуется.

А это почетное имя «пан» мы даруем вам по той причине, что «пан» — слово славянское, а «шляхта» и «гетман» — слова немецкие, а «сын боярский» и «войсковой голова» — слова турецкие.

Поэтому мы считаем подходящим слово «пан», и отбрасываем чужеземные слова, и будем говорить не «шляхта», а «боярин» и «благородный человек» или «благородный»; не «гетман», а «бан»; не «сын боярский», а «боярин»; не «голова», а «воевода».

Военные звания также не следует смешивать с мирными городскими приказами, и поэтому наших городских и уездных начальников мы станем звать не «воеводами», а «жупанами», как это будет подробнее объяснено и указано в другом месте.

Князьям дозволено будет приезжать в Москву и в иные города с четырьмя музыкантами и с двумя трубачами, властелям — с двумя музыкантами и с одним трубачом, боярам и дворянам — с двумя музыкантами, без трубачей, а военным начальникам в ратное время с такой свитой и со столькими музыкантами, сколько будет им предписано.

8. Да будут все благородные люди навеки освобождены от кнутов, от батогов и от позорных наказаний, то есть от клеймения и отсечения носа, ушей, рук. А наказанием для них пусть будет тюрьма, отрешение от приказа (если человек имеет приказ) и ссылка и иные наказания.

Если же кто-либо из них за чеканку монеты, либо за измену, либо за иное тяжелое преступление заслужит смертную казнь, то надо будет рассудить так: если преступление будет прямым оскорблением Божеской или нашей королевской власти, то есть если [это] будет ересь или измена, покушение на наше королевское здоровье или жизнь или если кто-либо попытается завести чужевладство или сватовство с чужеземцами или как-либо иначе изменит нам и отечеству и всему народу, то этого преступника надо по заслугам казнить позорной смертью, а поместье и все имущество его отобрать в нашу казну. И таких преступников, и воров, и разбойников надо перед казнью лишить благородства, то есть отнять у них боярские права и привилегии. А в случае другой смертной вины не отбирать имущества, а оставить его в целости наследникам.

Государь может прямо и без суда отправлять в ссылку опальных бояр, но нельзя ни бить их, ни казнить, ни отбирать имущество без суда.

9. Да не смеет никто закабалить в холопы благородного человека, и тот, кто нарушит [это], да будет жестоко наказан. Но в слуги на время князю дозволено будет взять сына властеля, а властелю — боярского сына. Однако равному равного, то есть князю — князя, властелю — властеля и боярину — боярина не подобает держать на службе. И если бы какой-нибудь боярский сын сам продал себя в холопство, то, явившись в приказ, он всегда может» освободиться от своего господина, но он утратил боярское звание и станет черным человеком.

Поместья пусть держат одни лишь бояре. А тяглым людям да не дозволено будет держать никаких поместий. Разве что необходимые выгоны вблизи городских стен: такие, какие именно будут назначены нами для каждого города". А все остальное, что они держат, пусть продадут.

10. Бояре перед черными людьми, властели перед боярами, князья перед властелями должны иметь некоторое преимущество и вольности в одежде, как о том сказано в другом месте. Ибо некрасиво и неприлично, чтобы черный человек имел одинаковую одежду с властелем.

Например: одним лишь князьям да будет дозволено носить соболиные шапки и шапки из черных лис высотой в пядь, и одним лишь властелям и войсковым банам — носить по три белых журавлиных пера.

11. Всем князьям и властелям мы даруем особые для каждого родовые почетные знаковины или ликописные знаки, свидетельствующие о храбрости и крепости рода. И эти знаковины наши благородные слуги должны будут начертать на своих щитах, и во время парадных выездов и посольских приемов их щитники должны носить эти знаковины перед ними или за ними. Так, чтобы щитник, сидящий на коне, держал хозяйский лук, и стрелы, и расписанный щит.

А боярам мы дадим знаковины не всем, но лишь тем, кто заслужит их храбрыми делами.

12. Хотя мы своих королевских плеч [никогда] не освобождаем от бремени правления народом, а свою голову — от положенных забот, однако же мы даруем облегчение в трудах вам, нашим верным слугам, вам — именитым боярам, то есть князьям и властелям (кои более других помогают нам нести многопечальное бремя нашей короны). То есть мы следующим образом освобождаем вас от наших придворных служб и от постоянного житья при дворе.

Князь, исполнявший три года подряд службу при нашей королевской особе или [пробывший] на нашей ратной службе, до смерти освобождается от нашей придворной службы, так что он не должен будет приезжать или жить в Москве, если мы его нарочно не позовем. А властель, прослуживший шесть лет, да будет так же освобожден.

Однако же эта привилегия и право даются нами не под присягой, а по нашей доброй воле, до иного нашего и наших наследников указа.

А те именитые бояре, которые будут лично находиться в Москве при нашем дворе, да не будут должны нести службу все сразу и непрерывно, а по очереди: каждый в свои дни и часы.

13. Князья, властели и бояре, кои долго прослужили в войске, если они стали старыми или увечными, или немощными, да имеют право нанять иную особу и послать вместо себя на службу.

14. Всем княжеским и властельским сыновьям, а боярским и посадским [сыновьям] не всем, но лишь

стольким, сколько окажется нужно и достаточно для королевства и сколько назначат приказные, должно быть дозволено учить греческий и латинский язык, чтобы знать народную историю, и философию, и политику. А другим, трудным и неблагородным наукам, то есть науке счета, звездочетию, землемерию и врачеванию, пусть учатся посадские и бедные боярские сыновья столько, сколько их будет нужно для королевства.

15. Каждый князь и властель да имеет право построить себе и укрепить один город и держать в нем или при нем свой дворовый острог, или владеть городом, полученным в дар от короля. И в нем он будет вправе наказывать всех злодеев, кроме виновных в оскорблении величества, ибо таких он должен будет отсылать в королевский приказ.

16. Именитые и все благородные люди да не будут должны совершать на свой счет посольства, разве только кто-нибудь сам это предложит.

Никакие подарки из тех, что подносятся королю боярами) не должны войти в обычай и в обязанность. И мы от вас не станем принимать никаких ежегодных подарков, которые считались бы обязательными или обычными. Только когда кто-нибудь принесет нам подарок не по обычаю и не из обязанности, мы не откажемся принять этот дар, если наша воля не будет иной.

17. Всем нашим верным подданным, а особенно нашим князьям и властелям, мы дадим обещание и свяжем и обяжем законной присягой себя и своих наследников в том, что наших королевских сестер и дочерей мы вовеки не выдадим замуж за пределы нашего королевства, разве только за королей, и князей, и правителей славянского рода [то есть тех], которые будут родом не из чужеземцев, а из славянского племени. И поэтому мы будем выдавать наших сестер и дочерей за вас, наших верных подданных, за князей и за властелей.

18. Таким же образом мы присягнем и в том, что мы и наши наследники вовеки не возьмем себе жен ни от каких чужеземцев, ни из-за пределов нашего королевства, разве что от правителей, королей и князей славянского рода. И поэтому мы будем брать жен среди вас, наших верных подданных, наипаче из [семей] князей и властелей.

19. Итак, поскольку мы вас так высоко чтим и вступаем в родство с вами, то надо позаботиться, чтобы ваша честь и достоинство были долговечными и чтобы ваш род и благородное прозвание стояли прочно и нерушимо.

А известно, что с разрастанием рода начинается раздел имущества и потомство беднеет, и достоинство умаляется. Чтобы не допустить до этого, мы сейчас прежде всего постановим насчет нашего королевства, а именно: чтобы наше королевство вовеки не делилось между нашими потомками. Старший сын пусть станет королем, а его младшим братьям пусть будут даны поместья и княжеский титул. А дочерям нашим должно быть дано денежное приданое.

И поэтому насчет вас, князей и властелей, мы решаем и постановляем так же. Ваши вотчины и поместья не должны делиться, и лишь один старший княжич да примет княжеский титул и [получит] целиком все вотчины и имущество своего отца. А сестрам путь даст он денежное приданое, какое сможет. А младшие его браться пусть довольствуются боярским званием и служат при нашем дворе, пока не выслужатся до того, чтобы и они могли стать именитыми и сделаться властелями.

Такой же закон да будет и для сыновей и дочерей властелей.

20. Далее, поскольку мы мерим и судим по себе самим, а мы считаем себя не Божеского и не ангельского, а человеческого рода и поэтому не пренебрегаем вашим сословием, а вступаем с вами, нашими подданными, в браки и в родство, как прежде делали римские, греческие, персидские, ассирийские и еврейские короли, и поэтому мы хотим, чтобы и вы не пренебрегали сословием ниже вашего. Но пусть не сочтет князь зазорным породниться с властелем, властель — с боярином, боярин — с лучшим посадским человеком.

И подобно тому, как наше достоинство и достоинство наших королевских сыновей нисколько не умаляется от того что мы рождены боярскими дочерьми, точно так же мы постановляем и накрепко приказываем, чтобы никто не смел меньше почитать князя, рожденного дочерью боярина или даже посадского, нежели князя, рожденного княжеской дочерью. Мы постановляем, что происхождение матери не должно ни умножать, ни умалять достоинства и что достоинство рода передается не через матерей (вопреки немецким предрассудкам), а лишь через отцов, как некогда считали правители всего света и ныне считают персы, турки и все азиатские и восточные народы.

Это наше постановление может принести вам, князьям и властелям, немалую пользу. Ибо ваши второрожденные сыновья смогут брать в жены дочерей богатых горожан, и покупать вотчины, и становиться именитыми.

21. Из отеческой любви, которую мы питаем ко всему народу, и ради того, чтобы это королевство никогда и ни по какой причине не разделилось, мы, по праву нашей королевской власти и по общему клятвенному согласию всех вас, наших верных подданных, по примеру французских законов нашли весьма похвальным правило, кое лишает королевских дочерей и всех [других] женщин права на престол.

Поэтому и мы постановляем, утверждаем и приказываем соблюдать вовеки, чтобы ни одна женщина, хотя бы [и] из нашего королевского рода, не имела никакого права ни на королевство, ни на престол. Но с сестрами и дочерьми нашими не нужно в этом деле считаться, как будто бы их [и] на свете не было.

22. Еще постановляем и свяжем узаконенной присягой себя и своих наследников — русских королей и вас и ваших детей, чтобы ни один чужестранец или еретик вовеки вечные не мог стать русским королем. А если бы на наше несчастье кому-нибудь [это] удалось, пусть никто ему не повинуется. И если кто-либо присягнет ему, то мы (по совету и по решению святительского собора наших духовных отцов) наперед объявляем, что такие присяги, и клятвы, и крестные целования будут несостоятельными и негодными, и люди не обязаны будут их выполнять, ибо они незаконны и даны вопреки народному обычаю и вопреки народному благу. Равно как если бы кто-нибудь жестоко поклялся, что хочет кого-то убить. Такой [человек] не обязан держать свою клятву, но — напротив — согрешит, если сдержит ее и убьет человеках,

Если бы какой-нибудь наш наследник имел дочь и выдал ее за чужеземца, и вас или ваших детей привел бы к новой, противоположной присяге, а эту присягу захотел бы отменить, то вы и все ваши потомки должны знать, что такая новая присяга ничего не стоит. Ибо новые неправедные законы не могут отменить законов праведных и общепринятых, и король не может принуждать людей к неправедной присяге вопреки той праведной присяге, которую они принесли раньше. Первая и праведная присяга остается, стало быть, нерушимой.

23. Более того, мы постановляем, чтобы наши наследники дали присягу: никаких чужеземных королей, ни князей, ни королевичей, ни княжичей, ни владетельных особ на Русь не звать и самовольно хотящих прийти не принимать, за исключением случая, когда кто-нибудь прибежит к нам, гонимый каким-нибудь несчастьем. Тогда надо поступить с ним, как подскажет время и как поступают в таких случаях иные европейские короли.

24. Сверх того мы постановляем, чтобы ни один чужеземец не мог быть сделан королем, князем, баном, властелем, окольничьим, воеводой, боярином, дворянином или начальником какого-нибудь города. И да не вправе будет владеть ни поместьем, ни двором, ни городским домом и никаким недвижимым имуществом. А поляков, чехов, сербов, болгар, хорватов не следует считать чужеземцами.

25. Еще постановляем, чтобы ни один чужеземец вовеки не мог получить у нас гражданство, ни быть приписан к русскому народу или к его правам и привилегиям.

26. Если бы когда-нибудь случилась междоусобица, то пусть существует такой закон: тот, кто приведет в страну чужеземное войско, потеряет тем самым свое право претендента [на престол], будь он даже перворожденным и наизаконным наследником престола. И чтоб такой уже вовеки не мог вернуть своих прав и был навсегда отлучен и исключен [из числа наследников].

Этот закон и некоторые иные верховные законы должны быть каждый год читаны в боярском собрании и подтверждены клятвой церковного собора.

27. А в войнах с внешними врагами можно нанимать чужеземцев. Но в мирное время наши наследники не должны держать никаких чужеземных воинов или военачальников. Эти воины и их начальники после окончания войны тотчас обязаны возвращаться домой или уходить из королевства в другие страны. А тех чужеземных воинов, что придут воевать на Русь вовремя междоусобной смуты (если только они не наняты коронованным королем), надо всех казнить. Из некоторых стран их выпускают, но мы постановляем не выпускать их живыми.

28. Торговцы же, и ремесленники, и всякие посадские люди, и целые города, кои захотят получить от нас наши королевские привилегии (которые мы здесь перечислим), должны будут прислать к нам своих посланцев и испросить большие или меньшие права и привилегии по заслугам каждого.

А первая привилегия будет [в том], что мы уничтожим корчемную монополию. Но при этом города должны позаботиться, чтобы нашей королевской казне не было ущерба. И поэтому мы оставим за собой один или два месяца в году. Если же какой-либо город не захочет платить податей, то корчма наша будет восстановлена опять по-прежнему на весь год.

29. Далее. Мы отменим все монополии: на соль, рыбу, икру, хлеб, медь, поташ, кожу, железо и на все остальное. Так что ни один чужеземец или местный житель вовеки не будет держать в нашем королевстве никаких откупов.

30. Далее. Не дозволено будет держать нигде в нашем королевстве ни двора, ни склада, ни подвала, ни лавки, ни приказчика, ни торгового сидельца немцам, шотландцам, англичанам, шведам, евреям, армянам, цыганам и чужеземным татарам. Одним лишь персам и грекам да будет дозволено ходить и торговать в нашей стране, но и им без таких прав и привилегий, какие теперь имеют немцы, получившие их от наших предшественников на великую беду и на позор нашего народа.

А наибольшим нашим городам мы дадим право гостогонства, чтобы они смели, могли и обязаны были выгонять из своих пределов и из нашей страны всех торговцев из числа этих упомянутых народов. А если они их не выгонят и выяснится, что в каком-нибудь городе чужеземец купил дом или лавку или мирно и открыто прожил в городе целый год, этот город заплатит большую пеню или утратит привилегии и свободы.

31. Далее. Города, получившие привилегии, пусть имеют своих старост, лавников или думников и биричей из числа посадских людей, но староста, писарь и судья всегда должны быть из числа бояр.

Небольшие дела судья пусть решает сам, а уголовные дела пусть судит по большинству голосов, и он вправе судить и наказывать воров, разбойников и фальшивомонетчиков из сословия черных людей. А всяких иных преступников и бояр должны судить наши жупаны и судьи, назначенные нами в приказы.

А городских старост должны назначать наши жупаны, и только лайников и судей своих пусть ставят сами горожане.

32. Далее. У ремесленников должны быть свои дружины и свои наставники. И да не будут они принуждаемы к даровой работе.

33. Да будет всем дозволено играть на гуслях, курить, стричь бороду и волосы, как кому любо (только не по-татарски).

34. Все чужеземные монеты из чистого золота и чистого серебра должны будут приниматься во всем королевстве и ходить на всех торгах и по их правильной цене в соответствии с тем, сколько стоит золото и серебро в Немецкой, Персидской и Турецкой землях. Они должны приниматься в казну и выдаваться из казны по одной и той же правильной цене.

А фальшивые чужеземные монеты принимать не следует. А чисто медные шведские монеты принимать можно, но по меньшей цене, нежели простую медь.

35. Постановляем также, чтобы во вечные времена в королевстве нашем ходили четыре вида наших монет правильной цены и веса, с королевским ликом и гербом, и с обозначением города, где их чеканят. То есть чтобы монеты наши были золотыми, серебряными, медными и из смеси серебра и меди.

Чисто золотыми пусть будут «золотники», или золотые рубли, подобные голландским золотым.

Чисто серебряными, то есть чеканенными из серебра 14-й пробы, пусть будут полтины и гривны. А гривен пусть пойдет на рубль три, на полтину — полторы. И на эти гривны должен идти весь счет в наших приказах и на торгах.

Из серебра же пусть чеканят и «шестины», коих пойдет шесть на рубль, три — на полтину, две — на гривну.

Из смеси [серебра и меди] пусть чеканят «дудки», коих пойдет 60 на рубль, 30 — на полтину, 20 — на гривну. Смесь должна быть ровно наполовину из серебра и наполовину из меди. И вес [монет] должен быть правильным так, чтобы в шестидесяти «дудках» было столько серебра и меди, сколько можно было бы купить на торгу за рубль. Из смеси пусть будут также «новцы», коих пойдет 4 на «дудку»,240 — на рубль.

Последними будут чисто медные монеты, кои должны называться «брояками». У них пусть будет окончательный и неизменный вес — один золотник, а цена их в королевстве будет различной: в зависимости от того, где медь будет дороже или дешевле, и везде такая, по какой медь продается на рынке.

36. Далее постановляем: все эти перечисленные законы и решения насчет монеты вместе со всеми иными нашими решениями, относящимися к этому делу, должны быть записаны и напечатаны в книгах на вечную память. А именно: какие деньги должны ходить в нашем королевстве, каков их вес и цена и из какого материала их делают.

А легковесные, неполноценные, негодные и всякие дурные монеты должны быть отныне и навеки осуждены, изъяты, уничтожены и запрещены в нашем королевстве нерушимым законом. И никто чтоб не должен был принимать никакой монеты, которая хоть в чем-нибудь не отвечала бы закону.

А если кто-либо придет в город, получивший привилегии, и будет от имени царя предлагать и пускать в ход такие монеты, то городам да будет дозволено казнит таких людей смертной казнью, дав им сперва исповедаться. И привилегированные большие города смогут и даже должны будут иметь общественных мерников и пробирщиков монет.

37. Далее. Мы заявляем всем нашим верным подданным, и особенно нашим городам, и посадским, и крестьянам, и всем тяглым людям, что если вы хотите получить от нас эти наши великие милости и благодеяния и пользоваться ими (особенно, чтобы вовеки не было негодной монеты, кабаков, монополий и чужеземных торговцев), вы должны послушно и охотно выполнять все наши повеления насчет податей: когда и сколько раз мы бы вам не приказали, вы всегда должны будете платить подати для подкрепления нашей казны и на всякие надобности. А мы за это обещаем, что не будем без нужды требовать податей.

А должны будут платить подать все посадские люди и все крестьяне, никого не исключая. То есть прежде всего наши королевские посадские люди, кметы и селяне наших королевских сел, а затем все церковные, княжеские, властельские и боярские посадские люди и кметы.

А если какие-нибудь города ослушаются [нас], они лишатся всех своих привилегий.

38. Далее постановляем и четырем нашим верным городам — Владимиру, Ярославлю, Пскову и Нов городу — оказываем такую честь и возлагаем повинность чеканить наши деньги. Каждый город — по одному виду: Владимир пусть чеканит золотые, Ярославль — серебряные, Псков — смешанные [из серебра и меди], Новгород — медные. И так, чтобы эти города обязаны были каждый год на свой счет начеканить определенное число монет и сдать их в нашу казну, а материал брать из нашей казны.

А кроме того, все привилегированные города, а особенно эти четыре указанные сейчас города, чтобы имели полную власть против фальшивомонетчиков, чтобы были вправе ловить их по всему королевству, судить и наказывать по делам и по заслугам.

39. Милости, оказанные нами крестьянам и земледельцам, всегда были велики. Ведь всем известно, что в нашем королевстве крестьяне устроены гораздо лучше, чем в некоторых соседних странах, где боярские люди и воины безнаказанно обижают земледельцев. А у нас такого обычая не водится. И эти же исстари обычные милости, оказанные нашим кметам и всем земледельцам и селянам, мы подтверждаем на будущее и повелеваем, чтобы никто не смел сельских людей никоим образом притеснять, и обижать, и обременять их работами или тяготами без нашего указа.

40. Блюстители нашей казны и всякие наши приказные ныне обычно целуют нам крест в том, что будут во всех случаях всеми возможными способами искать, добывать и доставлять прибыль для нашей казны. Мы же их от этой присяги освобождаем и впредь не будем требовать этой присяги ни от них, ни от иных [людей], которые должны будут быть приказными. А что до сих пор им — нашим приказным — ведено было являться на праздники в дорогом цветном платье, так мы этот приказ отменяем. И извещаем, что нам больше угодит тот, кто оденет скромное, ненарядное платье и не станет употреблять ни жемчуга, ни золота, ни шелка, ни иных чужеземных украшений.

Что же до того, что нашим приказным давали доселе из нашей казны низкую плату, то мы убавим [число] людей, а плату — прибавим. И когда умрут лишние приказные, не станем назначать им преемников.

41. Иисус Христос, Бог и Спаситель наш, сказал: «Если царство разделится, оно опустеет и погибнет».

Что считается разделением царства? Это случается двояким образом:

Во-первых, если у какого-нибудь народа будет два, или три, или несколько правителей. Вы знаете, что это некогда было в обычае у нашего народа, и хуже этого несчастья ничего не может быть для народа.

Во-вторых, если благородные люди или бояре присваивают себе чрезмерные привилегии и не повинуются королю, как вы это видите у поляков, и у немцев. Против этого зла мы уже приняли закон: чтобы королевство вовеки было нераздельным и ради общенародного блага, мы несколько обидели наших законных и кровных королевских наследников тем, что дочерей наших лишили всех прав на престол, а наших второрожденных сыновей (при жизни перворожденных) лишили королевского знания и сана самовластных князей и разрешили им только пользоваться титулом и правами князей-градовладельцев, не самовластных, а подвластных королям.

А ныне постановляем <



2015-12-06 603 Обсуждений (0)
ЗАКОНЫ ПРОТИВ НАРОДНОГО НЕДОВОЛЬСТВА И ДЛЯ ИНЫХ НУЖД И ПРИВИЛЕГИИ ВСЕМ СОСЛОВИЯМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЗАКОНЫ ПРОТИВ НАРОДНОГО НЕДОВОЛЬСТВА И ДЛЯ ИНЫХ НУЖД И ПРИВИЛЕГИИ ВСЕМ СОСЛОВИЯМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)