Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


О СОХРАНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ



2015-12-06 482 Обсуждений (0)
О СОХРАНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВЛАСТИ

1. Иногда бывает труднее сохранить высшую власть и рубежи королевства, нежели [их] расширить. Ведь все вещи на свете подобны луне: то — растут, то — идут на убыль. Поэтому наиважнейшее дело — сохранять их такими, как есть, и если когда-либо они увеличатся, сохранить их, чтобы они не пришли в упадок.

Приобретение во многом зависит от случая, от удачи и от раздора среди неприятелей, то есть от причин, лежащих вне человека, а сохранение добытого — это дело природного таланта и высокого ума.

Для приобретения часто бывает достаточно одной лишь смелости, а для сохранения [добытого] нужна и смелость, и иные доблести, и многие другие средства.

В смутное время даже самые слабые обретают силу, а мир и покой требуют хороших знаний.

Чтобы показать, что важнее сохранить свое, чем приобрести чужое, спартанцы наказывали лишь тех, кои теряли в бою щиты, а не тех, кои теряли мечи.

2. Не должно нас смущать то, что завоевателей королевств всегда прославляли больше, чем хранителей. Ведь это случается потому, что в их делах больше новизны, они больше бросаются людям в глаза и производят больше шума и грохота.

Другая причина: для приобретения нужен непрестанный труд, а при хранении времена чередуются, словно день и ночь, и порою можно бывает отдохнуть и поспать.

Поэтому ратные дела вызывают у людей больше разговоров, нежели искусство мирного хранения, хотя и здесь не все идет само собой, а часто приходится взаправду попотеть.

Потоки, рожденные внезапным дождем, поражают людей больше, нежели вечно текущие тихие реки, хоть реки эти куда полезнее. Точно так же более удивительным кажется людям тот, кто добудет, чем тот, кто сохранит, хотя эти прилагают не меньше, а порою и больше труда и мудрости.

Деяния татар Тамерлана и Батыя и Отокара чешского короля, и Аттилы — венгерского [короля], и подобных им королей невысоко ценятся, ибо эти воины многое приобрели, но не упрочили приобретенного, то есть не ввели никаких мудрых и крепких законов. Тем же путем шел и Александр Великий, и поэтому его королевство сразу же после его смерти развалилось и не было таким славным, как Римское.

3. Теперь уместно вспомнить, как царь Иван Васильевич намного расширил Русскую державу, присоединив Казань, Астрахань и Сибирь. Но я до сих пор не мог понять, какие же он ввел благие законы, способствующие счастью и долголетию королевства. Вижу лишь, что после его смерти королевство погрузилось в великие смуты и напасти, из коих оно до сих пор еще не вырвалось и не вырвется, пока не будет упрочено благими законами.

4. Аристотель говорит: «Долг законодателя (ил»1 основателя державы) состоит не в том, чтоб заложить город и воздвигнуть стены его, а в том, чтобы научить, как сохранить его подольше и навечно». А Флор, римлянин, говорит; «Сохранить державу труднее, нежели добыть ее. Завоевывают силой, а чтоб сохранить — нужна справедливость». Справедливость — то есть благие законы.

5. Не стоит слушать тех, кои говорят, что это королевство до сих пор обходилось без мудрых законов, и без промыслов, и без прочих устоев, а значит, и впредь может обойтись без них. Им следует ответить, что и без хлеба и без соли могут люди жить, но житье будет худым. Может, конечно, королевство и дальше жить со своими обычными смутами, и напастями, и нищетой, презираемое всеми народами. Но оно не может быть счастливо без благих законов. Однако подробнее об этом говорится в другом месте.

6. Борис: А чему же учит нас пословица, в коей говорится: «власть сохраняется теми же средствами, что и добывается».

Хервой: Пословица эта лишь учит нового правителя, стяжавшего власть каким-либо хитроумным способом, чтоб он не пытался поспешно и без надобности изменять народные законы, если он хочет укрепить и уберечь свою власть. Но о том, как укрепить весь народ, чтобы уберечь его от междоусобных смут и от вражеских нападений, пословица эта не говорит, и [из нее] не следует, что королевство может быть крепким без хорошего законодательства.

7. Некие короли, такие, как Александр, Юлий, Константин, Карл и иные, были грозными ратниками и славными дивосильниками и основателями новых королевств, и Бог украсил их многими добродетелями. Но королевства их были недолговечными, ибо среди преемников их были раздоры и кровопролития, так что большинство их погибло лютой смертью, как мы об этом сказали выше, в разд. 32 о преемниках Юлия, Константина и Карла: о том, какие между ними происходили братоубийства и как ужасно многие погибли3

А отчего это случалось. Оттого, что эти дивосильники, достойные всяких похвал, из-за множества забот или из-за краткости их жизни не смогли или, может быть, забыли и не догадались установить благие законы для укрепления своего королевства и прежде всего [закон] о своих наследниках и преемниках: как им вступать на престол, избегая раздоров, — ибо в этом состоит основа народного могущества, что будет виднее из следующего раздела.

8. Благие законы, спасительные для всего народа, должны действительно считаться великим Божьим даром, но такие [законы] встречаются редко. Ибо у некоторых народов сроду не бывало ученого мужа, который мог бы ввести благие законы. А в других странах не было недостатка в ученых людях, но остальной народ из-за своей личной корысти не дал установить новые, хотя бы и лучшие, законы.

9. В Греции у афинян был Солон, а у спартанцев Ликург, их законодатели, и оба эти города стояли несколько сот лет в великой силе и славе благодаря благим законам. Римляне получили мудрые законы от своего короля Нумы, но они еще и к афинянам отправили послов и переняли у них законы вдобавок к своим, и со всеми этими благими законами Рим пребывал в великой славе около 700 лет до царских времен.

А город Венеция дольше всех сохраняет свою славу, ибо стоит он в целости уже более тысячи двухсот лет, и никто его не одолел. А почему? Да потому, что венецианцы взяли все лучшее, что было где-либо и когда-либо узаконено, и вписали в свои законы.

А Чинское самодержавие или королевство в Индии — самое долговечное, ибо ему (как говорят) уже несколько тысяч лет. А это по той же причине: благодаря закрытию рубежей, гостогонству и иным благим законам.

10. Можешь и ты, достойный царь, закрепить это королевство за своими потомками на много сот лет (если мир еще столько простоит) и сделать его нерушимым и неколебимым, чтобы оно пребывало в согласии, без всяких великих междоусобных смут. А для этого полезно рассмотреть основные законы этих долговечных городов и славных королевств и взять [из них] не все, а лишь немногие законы, кои светятся меж иными, словно драгоценные камни на платьях. Например:

1. Закон Солона: никто не смеет жить в праздности, и каждый человек должен ежегодно сообщать властям, чем он добывает свой хлеб.

2. Ликург ввел гостогонство, как об этом выше [сказано].

3. Афинянин Фрасибул придумал амнистию — весьма похвальный способ устранять беспорядки.

4. Французский закон: женщины не вправе претендовать на престол.

5. Венецианский закон: не делить вотчин между братьями.

6. Венецианский обычай избирать князя.

7. Чинский и наш русский закон: закрытие рубежей.

8. Наш же закон: ссылка с предоставлением государева жалования, с правом службы для опальных людей и так далее.

11. Затем надо взять на примету деяния и речи славных дивосильников, коих Бог поставил в пример иным королям. Ибо подобно тому, как некоторые из Божьих святых прославлены от Бога чудесами и называются «чудотворцами», так и некоторые короли совершили с Божьей помощью самые славные деяния, и их называют «дивосильниками» и основателями новых королевств.

12. И прежде всего надо помнить, что все наилучшие эти дивосильники и основатели великих славных королевств признали Бога и прославили его каким-либо знаменитым деянием или поступком.

Кир сперва был идолопоклонником, а затем был обращен Даниилом в правую веру и письменно подтвердил это, и отпустил еврейский народ в Иерусалим, строить храм господен.

Александр хотел сперва сам быть богом, но когда пришел к Иерусалиму и увидел великого святителя, пал перед ним на землю и воздал Богу честь.

Всем известно благочестие Константина, и особенно то, что он заботился о святой церкви и созывал соборы, и не хотел судить епископов.

Благочестие Карла тоже было велико, ибо и он созывал соборы, строил церкви и монастыри, сам читал вместе с попами святое писание и пел вместе с ними.

А Рудольф, первый царь из австрийского рода, не будучи еще царем, встретив однажды попа, идущего со святыми дарами к больному по грязи и под дождем, слез с коня, и посадил на него попа, и дал ему свой плащ, а сам пошел за ним, и пешком проводил святые дары до больного.

Так Бог хотел, чтобы короли воздали ему славу, дабы сыны человечьи поняли, что он. Господь, король над всеми королями. И видно из этого, что Бог прославляет прославляющих его. Так что, если какой-либо правитель хочет уподобиться этим великим дивосильникам в славных делах, он должен, прежде всего, подражать им в прославлении Бога, то есть прославить Бога каким-либо особенным знаменитым и достопамятным поступком.

13. Не только дела, но и слова достохвальных королей заслуживают того, чтобы помнить их, и есть чему из них научиться. Ибо они дошли до сути государственных дел не только умом, как философы, но и на деле. Например:

Агис, спартанский король, говорил: «Не спрашивай сильны ли враги, а спроси, кто они».

Царь Антонин говорил: «Лучше одного подданного сохранить, нежели сто врагов убить».

Генрих, Испанский король, говорил: «Для меня страшнее слезы и проклятия моих подданных, нежели величайшее вражеское войско».

Раздел 35

О КОРОЛЕВСКОЙ СЛАВЕ

1. Борис: Подобает ли королю быть славолюбивым.

Хервой: Он и должен быть таким, но не высокомерным. Таким он будет, если все свои деяния и свою славу посвятит Богу и пойдет по лестнице благонравия к истинной, [а] не к суетной славе.

2. Борис: Как может король добиться истинной, [а] не суетной славы.

Хервой: Если он будет трудиться для счастья своего народа. И если он не потеряет терпения из-за людской неблагодарности и не прекратит благодеяний народу, несмотря на общую неблагодарность. Он должен стремиться, чтобы его наследники подражали его деяниям, а сам должен следовать примеру мудрых, благочестивых и великодушных покойных королей.

3.Борис: Как должен король следовать примеру славных королей и дивосильников.

Хервой: Некоторые люди, услышав имя Кира, Александра или иного древнего достохвального короля, думают лишь о войнах, и о битвах, и о завоеваниях новых стран. Но разумный король должен думать совсем иначе. Ибо он обязан подражать этим давним дивосильникам не в ратных делах, а в благих законах и в благом правлении.

Аттила, Батый и Тамерлан были славными воителями и покорили и завоевали много стран и народов, но в их делах нет ничего, достойного подражания. Август, Траян, Константин, Феодосии и некоторые иные цари не присоединили ни одной новой области и, однако, мирно правя, стяжали себе вечную славу и оставили память о деяниях, достойных того, чтобы все короли держали их перед глазами как образец и подражали им.

Итак, как мы сказали, король должен рассмотреть законы разных стран и взять с них пример. Обо всем хорошем, что заведено где-либо на свете, король должен сказать и, если это нам полезно и пригодно, навечно узаконить это в своем королевстве.

4. Борис: Стоит ли королю делать добро ради временной выгоды.

Хервой: Конечно, стоит. Но с тем, чтобы эта временная выгода способствовала постоянной выгоде и благу. Ведь раз король должен заботиться не только о духовном, но и о телесном благополучии народа, то почему он не может творить добро, имея в виду одновременно и вечное, и временное благо.

Так, Мечислав, князь польский, ради детей [своих] принял святое крещение и окрестился сам вместе со всем своим народом'. То же сделал наш Владимир ради [своей] невесты — царской дочери. То же [сделал] литовец Ягайло, чтоб получить королеву и королевство Польское. Мы видим, что весь этот Северный край принял святое крещение благодаря женитьбам и стремлению к временным выгодам.

5. Борис: Почему некоторых королей называют «великими» и «дивосильниками».

Хервой: За великие, чудесные и достохвальные деяния, кои они совершили.

6. Борис: Каковы те достохвальные королевские деяния, благодаря коим добывается вечная слава в последующие времена.

Хервой: Те, что полезны и спасительны наибольшему числу людей и в течение наибольшего времени.

Борис: Что это: доблестные рати и завоевания новых стран?

Хервой: Ни в коем случае.

Борис: Тогда скажи мне, каковы суть похвальные королевские деяния и что является королевской обязанностью и долгом.

Хервой: Долг короля [обеспечить] благочестие, справедливость, покой и изобилие или веру, суд, мир и дешевизну. Эти четыре вещи каждый король должен обеспечить своему народу, и для этого Бог и поставил его королем. Ради этого и по этим причинам король должен созывать соборы, издавать законы, строить новые и укреплять старые города, вести праведные войны, исправлять язык, изыскивать и распространять в королевстве промыслы и всякие полезные для общего блага вещи.

7. Борис: Ты считаешь, что король должен держать в памяти эти четыре вещи: благочестие, справедливость, покой и изобилие. Почему ты не причислил к этому ратный или военный промысел и [королевское] достоинство?

Хервой: Потому что всякий король должен заботиться о мире и покое для своего народа, а воевать должен не всякий, если его не заденут. Лишь некоторые более сильные короли были воздвигнуты Богом на то, чтоб покарать иных королей и иные города. Однако это бывает исключением, и поэтому не всякий король должен воевать.

8. А о достоинстве и чести ты напомнил верно, ибо [здесь] есть о чем подумать, и особенно нам, славянам, коих так легко обманывают почти все народы. Поэтому наши славянские правители должны особенно помнить и заботиться о защите народной чести от [посягательств] чужеземцев.

9. Борис: Полезна ли королям философия или ученость?

Хервой: Не только полезна, но и совершенно необходима. Ведь большинство людей на свете живет, не зная тех первоначальных вещей, которые должны быть ведомы всем малым детям, и можно сказать, что люди живут, не зная азбуки жизни, как об этом уже было сказано в разделе 1, пункт 2.

Если б ты, Борис, спросил всех королей на свете, каковы королевские обязанности, то, конечно, нашел бы многих, кои не смогли бы объяснить тебе, для чего Бог создал королей и для чего дал им власть над народами. Мнят короли, что не они созданы Богом для королевств и для народов, а королевства для королей. Мнят короли, что их дело — лишь властвовать, приказывать и наслаждаться роскошью, а не заботиться денно и нощно о народном благе. Мнят короли себя беспредельными владыками, а не Божьими наместниками или управителями, обязанными дать Богу подробный отчет о своем правлении.

Как же ты можешь ждать благого и богоугодного правления от того, кто сам не знает своего долга и своих обязанностей? Такие [правители], если и сделают что-либо хорошее, то лишь по необходимости, а не от чистого сердца.

До сих пор речь шла о высокомерных, надменных или по-иному злонравных королях или о тех, кои не ведают правой веры и Божьих заповедей. Ибо все они по необходимости заблуждаются из-за своей слепоты, пороков и злонравия. А философское учение несомненно спасло бы их от этого.

Но скажу я тебе, Борис, и еще кое-что: [знай,] что философские занятия необходимы вообще всем королям — молодым и старым, неверным и правоверным, плохим и хорошим. Ибо философия (или книжная умственная мудрость) создана Богом недаром, а чтобы быть полезной людям. И никому она не может быть так полезна и нужна, как королям. Я говорю не о молодых, и неверных, и злонравных, а о правоверных, и мудрых, и украшенных всеми добродетелями королях.

Одна причина в том, что среди королевских дел случаются бесчисленные вещи, о коих нужно повседневно помнить и заботиться. А среди этих забот и дел часто встречаются трудные вещи, над коими нужно хорошо подумать, и сообразить, и поискать в книгах, и поломать голову, так что королю и его думникам, занятым иными делами, невозможно удержать в памяти столько расчетов и разных соображений. И поэтому им необходимы философские книжные занятия, чтобы узнать о тех или о других делах и найти в книгах примеры того, что бывало раньше.

Другая причина в том, что короли и их думники, князья и властели, постоянно окружены льстецами, кои и сами подают плохие советы и потакают всему дурному, что задумают правители. И нет никаких сомнений в том, что льстецы довели несметное множество королей до беды и до позора или даже до погибели, как об этом уже было сказано в разд. 32, пункты 44,45,46. И поскольку короли окружены льстецами, кои своими ложными советами ведут их к беде и погибели, было бы хорошо и необходимо, чтобы разумный король держал у себя хотя бы одного или двух философов в должности историка или летописца и исправителя языка, кои бы со своей стороны говорили ему правду, а если бы побоялись сами сказать правду, то хотя бы указывали и представляли книги, которые не боятся говорить истину.

Ты видишь, Борис, как нужна философия всем правителям. А в этом преславном Русском королевстве она особенно надобна, поскольку здешние государевы думники политических и философских книг не ведают.

II6. Борис: Однако наши государи и думники этого королевства, как и многих иных королевств на свете, учатся мудрости на [своем собственном] опыте, и это лучше, чем учиться по книгам.

Хервой: Ты правильно говоришь, что [собственный] опыт — это самое лучшее и истинное [дело]. Но такая мудрость имеет два недостатка:

Во-первых, она поздно приобретается, ибо опыт приносит ее не молодым людям, а только старцам. Мудрость, доставленная опытом, служит не тем, кто ею обладает, ибо, когда они ее достигнут, их покидают и силы, и желания. А книжная мудрость доступна и молодым людям. Пример этого — Александр, который на восемнадцатом году жизни начал свои великие дивосильнические деяния и совершил их за короткое время. А среди его деяний не так удивительно то, что он покорил столько городов, и королей, и народов, но достойно памяти и удивления, что он сумел держать в страхе и в любви и приводить в покорность своих местных македонских воинов, уставших от стольких ратей и не раз хотевших покинуть [своего] короля. А мудрость эту Александр получил не из опыта, а от Аристотеля и от философии.

Второй недостаток в том, что учение на опыте связано со многими ошибками и убытками. Тому, кто учится на собственном опыте, приходится часто ошибаться и часто терпеть убытки. Отсюда и пословица: «На ошибках люди учатся». А те, кто занимается философией, избавлены от столь частых ошибок и убытков. Так что, если кому-нибудь на свете и нужны философские занятия, то королям они, конечно, всего нужнее. Ведь королям не следует учиться на ошибках, ибо королевские ошибки вредны, разорительны и гибельны для целых народов.

Теперь ты видишь, Борис, что книжная мудрость и философское учение нужны всем правителям. Однако на наше горе короли и князья не только не приглашают философов, но чаще изгоняют и убивают их. Афиняне изгнали своего законодателя Солона. Александр убил своего летописца Каллисфена за то, что он разумно советовал ему не делать себя богом. Еврейские короли изгоняли и убивали своих пророков.

Вывод: тот, кто говорит правду, повсюду ненавистен.

12. Борис: Кто из дивосильников наиболее достоин того, чтобы наши короли следовали его примеру.

Хервой: Я назову тебе троих — Кира, Константина и Карла, а ты можешь из книг узнать и о других.

Кир Первый, персидский король, был одним из наидостохвальных дивосильников и королей на земле. Ибо даровал ему Бог всякие высшие королевские доблести, и особое счастье, и благое правление, и много славных побед. И с помощью пророка Даниила привел его к познанию себя — истинного Бога. Поэтому и сказал о нем Господь устами Исайи: «Говорю я Киру: ты — пастырь мой и выполнишь все мои повеления». А грек Ксенофонт написал о его подвигах целую книгу7.

Правителей, коих Бог одарил столь высокими достоинствами, мы должны считать не просто нашими государями, но и орудиями милости Божьей. То есть посредством их Бог хотел помочь людям установить на земле мир, справедливость и умеренность и наказать дерзость гордых и тщеславных городов и правителей.

Так, при посредстве Кира Господь наказал за гордость Балтазара и других вавилонских королей. Ибо Балтазар осквернил святые церковные сосуды и разгневал этим Бога, и потому лишился престола и жизни. Считалось, что город Вавилон — неприступен, но Кир вместе с Дарием, королем Мидийским, чудом взяли его. Большая река Ефрат протекает через город — Кир отвел ее в сторону и по ее руслу проник в город.

Таким же образом, позднее, Александр убил короля Дария и разорил могучий город Фивы, и чудом [одолел] морской город Тир. И был он орудием Божьим для наказания надменных греческих городов и персидских королей за их грехи.

А римляне разрушили гордый и многоидольный город Карфаген и повергли ниц множество городов и королей.

13. Из этого мы заключаем, что бог создал и хотел иметь все могущественные королевства, чтобы с их помощью принудить к умеренности и скромности насильников и людодерцев и гордые роскошествующие города и чтобы защитить слабый люд от могучих злодеев, чтобы установить скромность, справедливость, мир и благие законы.

И знай, Борис, что Бог создал и предназначил для усмирения высокомерных тиранов и роскошествующих городов не только эти четыре королевства — Ассирийское. Персидское, Греческое и Римское, но (как с мы уже ранее говорили) и все остальные, какие есть на земле великие, могущественные и знаменитые королевства. Чтобы мир, справедливость и законность сохранялись на свете и добром и силой.

Однако и сами великие королевства обычно начинают возноситься и забывать Бога, и со временем бывают за это наказаны иными [народами]. Татары и турки издавна уже наказывают за грехи другие народы. Но, может быть, еще придет время, да Богу будет угодно, чтобы и они были наказаны другими [народами] и приняли кару за свое тщеславие и богохульство.

14. В связи с этим надо сказать об одном великом заблуждении, которое ввело нас, славян, в большой соблазн. То есть [о том], что некие греческие льстецы, услышав пророчество Даниила о четырех королевствах, стали утверждать, будто Бог дал этим королевствам какую-то особую власть, достоинство и величие больше, чем всем остальным королевствам на земле, и будто бы другие королевства не могут сравниться с ними властью и достоинством. И в частности [они относили это] к Римскому королевству (уже после его падения и после разорения города Рима) и не постыдились внести в царские законы при царе Юстиниане лживые и клеветнические слова: «Царь Римский — господин всего света».

Однако надо знать, что, во-первых, ни одному из этих королевств Бог никогда не давал власти над всем светом.

Во-вторых, ни одно из этих королевств не имело никаких дел и сношений с теми королевствами и народами, кои не были им завоеваны или сами по своей воле не присоединились к нему. Например, Китайское, Чинское, Эфиопское, Скифское и это наше Русское, Польское и Литовское королевства никогда не попадали под власть римлян. И поэтому римские цари никогда не имели в этих королевствах никакой власти и прав и преимуществ. И не могли отнимать у них и даровать им какие-либо отличия и привилегии.

В-третьих, иные свободные, великие и самодержавные королевства не уступают этим четырем [королевствам] ни в славе, ни в чести, ни в величии, ни в достоинстве, ни в правах, ни в каких-либо знаках власти. Например, в нынешнее время, после падения Римского царства, Персидское, Французское, Турецкое, Испанское и Русское королевства во всем равны древнему царству Августа, то есть эти короли обладают таким же, если не большим, достоинством и властью, и могуществом, и правами, как и Август, даже если пределы их владений не так велики. А Русское наше королевство и подавно равно Римскому, раз оно никогда не было под властью Рима.

В-четвертых, то, что Даниил говорит и пророчествует об этих четырех королевствах, еще не доказывает, что Бог дал этим королевствам какое-либо превосходство или старшинство над другими.

Но из этого следует:

Во-первых, что Бог этим хотел показать Навуходоносору и всем остальным королям, что мир управляется не случайно, а по его Божьему промыслу, и что он, Господь, дает власть кому хочет, и отнимает ее, у кого хочет, и все это рассчитано в его небесных книгах: чему и как быть до скончания веков.

Во-вторых, поскольку тогда, после гибели Ассирийского королевства, погибло, по воле Божьей, и Еврейское королевство, и высшая власть была отнята от рода Давидова, из коего предречено было выйти Христу, то чтобы евреи не отчаялись и не разуверились в первых пророчествах, Бог объявил им через Даниила время рождения Христа и что должно будет произойти в ту пору.

В-третьих, хотел Бог вознести своего Христа над всеми королями этого света и поэтому назначил, чтобы при нем возникло наисильнейшее королевство всего света и чтобы победил его Иисус Христос не железом, а деревом, не силой, а терпением. Ибо предсказал Даниил, что камень, отпавший от горы, ударит по истукану (символу этого королевства) и разобьет его на куски (Кн. Даниила, гл. 2.34).

Из всего этого мы заключаем, что Римское королевство было сильнее всех иных на свете и что не будет и не может быть королевства, равного ему по силе. Однако честью и достоинством оно было ничем не выше других, — и Август или Нерон, Домициан и Деций мучители были [ничем] не выше Давида, Осии и Езехии. И позднее христианские греческие и немецкие короли (преемники Константина и Карла) были ничем не выше французских, испанских и иных христианских королей.

Более того, эти греческие и немецкие короли не имели в действительности никакого отношения к тому Римскому царству, которое было предречено Даниилом, и ложно именовали себя [римскими царями] из-за своего суетного заблуждения и из собственного хвастовства. А если бы они имели какое-нибудь отношение к этому царству, то должны были бы уже быть разбиты в прах и уничтожены Христовым (камнем).

Мне кажется странным и удивительным, что титула они изволили сами себя приписать к числу врагов Христа, на коих он должен ополчиться и в конце концов погубить и уничтожить.

Борис: Грешно ли было этим королям именовать себя римскими царями.

Хервой: Бог им судья, и не мне судить об льстецам удалось ослепить греческих и немецких королей и что ради этой суетной мирской славы и ради этого пустого римского этом. Ведь и они имели на то свои причины, а некоторые их них и [впрямь] владели Римом. Но я не знаю, чем можно оправдать нашего царя Ивана, который никакого отношения и никаких дел к Риму не имел.

15. Вкратце расскажу тебе о Константине (как я раньше обещал): этот благочестивый и достохвальный царь был подлинным, а не мнимым римским царем, ибо владел всем этим [Римским] царством. А прозвище «Великий» он снискал не ратными подвигами и не битвами, а мирными деяниями: епископы прозвали его так за то, что он жарко и истово чтил Бога и заботился о благочестии — созывал соборы, строил церкви, старался улаживать церковные раздоры, смирялся перед епископами и не желал судить их тяжбы.

16. Однако я думаю, что ни один из королей с начала человеческого рода не подавал своим преемникам такого благого и достойного подражания примера, как Карл Первый, немецкий и римский король. Ибо этот Карл вел счастливо и удачно множество войн и победил несколько королей и князей. Изгнал из Франции сарацинов. После тридцатилетней войны заставил саксов принять христианскую веру. Рим освободил от лангобардов и вернул папе свободу. Поэтому Карл этот был одним из великих дивосильников, ниспосланных Богом для установления справедливости и мира, таким же, как Давид, Кир, Александр, Юлий, Август, Константин и Феодосии.

Подобным дивосильникам надлежит не только вести войны, но и заботиться о справедливости и о благочестии. Карл отличался в обоих этих делах. И рати лютые, долгие и непрестанные рати вел до самой своей смерти, и о [своем] мирном долге не забывал. Несколько раз созывал соборы: в Риме, во Франкфурте и во Франции. Основал три училища — в Болонье, в Павии и в Париже. Создал в Немецких землях много монастырей, при коих были и училища. Приказал записать французские законы. Велел собрать и привести в порядок старинные немецкие песни и повести. Уже в старости стал учиться философии и астрономии. Велел, чтобы ему читали за столом книги святого отца Августина. Пел в церкви часы и читал сам молитвы и своим князьям велел делать то же самое. Договаривался через послов с сарацинскими королями, чтобы они лучше обходились с христианами. Приказал дать ветрам и месяцам немецкие названия, коих они дотоле не имели.

Из всего этого ясно, что Бог одарил и украсил этого короля высокими достоинствами и добродетелями и великой удачей, и поэтому его справедливо назвали Карлом Великим.

Раздел 36

О ЗАМЕЩЕНИИ ПРЕСТОЛА

1. После смерти королей чаще всего наступают междоусобные войны и раздоры из-за замещения престола. Поэтому для укрепления и для долголетия королевства, для сохранения мира и для предотвращения междоусобиц нет ничего полезнее, как установить твердый порядок замещения престола. Об этом мы здесь и поразмыслим.

2. Борис: Какое правление лучше: когда в городе заведено общевладство, как некогда в Афинах, а теперь — в Венеции, или когда у одного народа или в одной стране правит много князей, как некогда на Руси, а теперь — у немцев, или когда правит только один король.

Хервой: Об этом и говорить долго нечего. Вещь сама по себе достаточна ясна. Гомер-поэт говорит, и с ним соглашаются все мудрецы: «Плохо, когда много правителей, — надо, чтоб был один король». Более подробно мы сказали об этом в разд. 22.

3. Борис: Раз самовладство — лучшее правление, то скажи мне, Хервой, что разумнее: в каждом случае избирать самовладца по общему решению или чтобы престол передавался по наследству и чтобы сыновья наследовали отцам.

Хервой: А по-твоему, что лучше?

Борис: Я бы считал, что избрание лучше, чем родовая или наследственная власть.

Хервой: По каким причинам ты так говоришь?

Борис: Первая причина. Потому что избрание древнее, чем наследование. Ведь в начальные времена люди выбирали королей.

Хервой: Не удивительно, что выбирали — тогда иначе и быть не могло. Так бывает и теперь: когда прервется королевский род, необходимы [бывают] выборы. Но хоть в те предавние и простые времена вошли в обычай выборы, однако со временем люди стали опытнее и поняли, что для них лучше, так что теперь наследование более обычно и более принято.

Борис: Вторая причина: при выборах могут приискать наилучшего и самого подходящего правителя, а при наследовании надо принимать одного определенного [человека], хорош он или плох.

Хервой: Наилучшего могут избрать, это верно. Но избирают ли таких? Посмотри на то, что происходит, и [нигде] такого не увидишь. Редко случается (или вернее — никогда не бывает), чтоб выборы проходили без личных пристрастий и желаний. Те, кто выбирают, ищут человека, полезного не народу, а им самим. Часто решают дело подарки и посулы, а иногда — приязнь или вражда.

Никита Хониат пишет об одном греческом царе, который не имел детей и перед смертью рассуждал со своими советниками о преемнике. Тогда, дескать, разные [советники] называли разных [людей], но каждый называл того, кто был ему удобен. А о таком, который был бы полезен всему народу, никто не подумал и не позаботился.

Борис: Третья причина: при выборах ставят королем человека подобающего возраста, а при наследовании власть иногда достается юношам и грудным детям, никак не способным управлять страной.

Хервой: При наследовании случаются такие неудачи, и мы, Борис, это признаем, но зато с выборами связана иная беда: престол каждый раз остается вдовствующим, и страна не имеет государя. И ты должен признать, что от этого больше зла и вреда, нежели от малолетства или от неразумия государя. Ведь там, где случается перерыв в правлении или междуцарствие, умолкает закон и берут верх сила и своеволие. Каких только смут, каких злодеяний не бывает в это время! Какими только обманами и хитростями не домогаются власти!

Другое немалое и частое зло при выборах — это несогласие между выборщиками, вслед за коим начинаются раздоры, заговоры и войны. Едва ли хоть одни выборы обходятся без ратных смут. Погляди на поляков и немцев и на Рим при древних царях, а затем при папах, и ты увидишь, [что там] часто в одно и то же время было по два и по три царя, по два и по три папы, и из-за этого произошло много кровопролитий. Поверь мне, что это важная и достаточная причина, чтобы вовсе отказаться от выборов.

В-третьих, ты говоришь, что наследование приносит нам порой малолетнего короля, неспособного управлять страной. Однако, Борис, и выборы не спасают от этой беды. Взгляни на поляков — и ты увидишь, как они иногда короновали такого короля, который из-за малоумия не мог [даже] принести присягу. А венгры иногда короновали и детей в колыбели.

Знай же правду, Борис: все эти выборы королей лишь с виду кажутся выборами, а на деле везде существует наследование. Избранные короли находят способы, чтоб закрепить королевство за своими детьми, и не только за сыновьями, но и за дочерьми (как это сделал Людовик Венгерский у поляков). Никогда еще поляки, венгры, чехи и датчане не воспользовались на деле этой своей свободой выбора, чтоб обойти королевских наследников — будь то сын или дочь. Так поляки отдали Ядвигу — дочь Людовика — и с нею свой престол литовцу.

Никогда не могли они свободно выбирать даже между двумя братьями или родичами и, минуя старшего, избрать младшего. Так поляки не смогли обойти нынешнего Казимира и избрать его младшего брата — Карла, хотя Карла все они больше любили, а Казимир считает, что поляки хуже немецких псов, и инока Казимира искали в других странах в монастырях.

А венгры в подобном случае поступили совсем смешно. Король Владислав постриг в попы своего племянника Коломана и отправил во Францию, а младшего брата Коломана — Альмоша — усыновил и назначил своим наследником. Ибо Коломан был мал ростом, косноязычен, хром, горбат и крив, — чудище, а не человек. Но ведь после смерти короля [Владислава] он стал угодным венграм из-за того, что был старшим.

Они послали за ним в Париж и, добыв разрешение папы, расстригли его и короновали.

Что ты скажешь теперь об этой свободе выбора?

Борис: Вижу я, что эти выборы — лишь обман и пустые слова. Но скажу я тебе, Хервой, еще о четвертой причине: говорят, что избираемый король правит мягче и скромнее, чем наследственный, и притесняет своих подданных меньше, чем тот, кто имеет не такую полную власть.

Хервой: Говоришь, что власть будет мягче. Но скажи еще, Борис, что и порядка будет меньше, и меньше заботы и внимания. Ибо зачем много заботиться о том, что не принадлежит ни мне, ни моим потомкам.

Во-вторых, такие короли всегда бывают в долгу перед теми властелями, кои помогли им занять престол, и в долгу перед всеми, кто может ограничить их власть или отнять. Посмотри на поляков — и убедишься. И поэтому властели своевольничают, справедливость страдает, сила торжествует, а король закрывает глаза на преступления властелей. Посмотри и на немецких царей, кои без достаточной причины отторгли от царства города или целые земли и раздали их своим детям и родичам и даже иностранцам; иногда из милости, иногда и за деньги, а иногда для того, чтоб подкупить избирателей, дабы те избирали после них на престол их сыновей. А при наследственном правлении такого не бывает.

Борис: Пятая причина: говорят еще, что это побуждает вл



2015-12-06 482 Обсуждений (0)
О СОХРАНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: О СОХРАНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (482)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)