Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неформализованное наблюдение



2015-12-06 2911 Обсуждений (0)
Неформализованное наблюдение 5.00 из 5.00 4 оценки




Лекция №2

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Определение, роль наблюдения в психологии

Метод наблюдения – самый старый метод, который заключается в целенаправленном, планомерном восприятии явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. Его можно определить, как метод сбора информации путём непосредственного изучения социальных явлений в естественных условиях.

Как видно из определения, наблюдение не только метод исследования, но и один из видов восприятия. Можно вести клиническое наблюдение больного, вести следственное наблюдение или наблюдать за развитием ребенка, но при этом не проводить исследования.

Как метод психологического исследования наблюдение призвано выявить новые факты, явления, претендуя на их достоверность, объективность.

Можно предположить, что наблюдение с целью познания людьми друг друга возникло с появлением человека, поскольку необходимость во взаимодействии и получение от него желаемого результата во многом зависели от того, насколько правильно через наблюдение удавалось понять намерения и ожидания другого. Постепенно с развитием языка люди научились передавать в слове результаты своих наблюдений, где четко давалась характеристика человеческой сущности. В пословицах, поговорках фиксировались характеристики разных типов людей.

Таким образом, к донаучному периоду развития психологии относится использование людьми наблюдения для передачи из поколения в поколение способов и приемов деятельности.

Психология, как известно, приобрела статус науки в XIX в. с развитием в ней эксперимента, обеспечивающего объективность, воспроизводимость фактов и дающего возможность устанавливать закономерности. Позже появились тесты, анкеты и другие методы.

Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, поскольку в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые — только благодаря наблюдению. Благодаря обобщению фактов, собранных в наблюдении, психология существенно продвинулась в раскрытии сущности различных психических явлений. Кроме уже упоминавшихся можно перечислить ряд феноменов, в характеристику которых благодаря наблюдению внесен существенный вклад. Наблюдение существенно дополняет информацию, получаемую с помощью других методов. Эти дополнения могут иметь характер уточнения, объяснения, новизны фактов

ВИДЫ НАБЛЮДЕНИЙ

 

Приведенная классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.

 

Непосредственное Проводит сам исследователь, непосредственно наблюдаю за изучаемым явлением и процессом     -И- Опосредованное Используется готовые результаты наблюдений, подготовленные, подготовленные другими людьми: -сообщение воспитателей; -аудио-, кино- и видеозаписи

 

Открытое (явное) Наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают. Важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась     -И- Скрытое Наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. Использование скрытых камер и т.д.

 

Включение (причастное) Наблюдение включается в определённую социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы   -И- Невключенное (непричастное) Исследователь ведёт наблюдение извне

 

Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определённого периода. Фиксируются все проявления психической деятельности ребёнка: · дневники; · дневники педагогов     -И- Несистематическое (выборочное) Наблюдается какой – либо один психический процесс, какое – либо одно психическое явление: · навыки общение воспитателя с ребёнком; · речь ребёнка

 

Долговременное Наблюдение при изучении психического развития детей в течении нескольких лет     -И- Кратковременное Разные варианты: а) наблюдение деятельности ребенка в определенное время дня в течении одного часа; б) наблюдение для замера интервалов времени частотности событий и т.д.  

 

 

Казуальное (причине) Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой – либо интерес. • Наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нём (наблюдение за возбудимым ребёнком)     -И- Эпизодическое Фиксируется отдельные факты поведения, типичные для данного ребёнка

 

     

Неформализованное наблюдение

Отличительной особенностью этого вида наблюдения является то, что, имея цель, наблюдатель фиксирует в соответствии с ней все, что видит в наблюдаемой ситуации. Никаких ограничений относительно объекта в ситуации не вводится.

К формализованной методике может быть отнесена та, которая в какой-либо из своих частей имеет заданное извне (исследователем или составителем методики) ограничение. Это ограничение может касаться оценки степени выраженности наблюдаемых фактов (указаны баллы или мера выраженности в других формах). Может быть ограничен набор наблюдаемых признаков. В этом случае в протоколе или бланке регистрации задаются объекты наблюдения, которые нужно увидеть и зафиксировать их наличие или отсутствие. Термин «формализованный» может быть отнесен и к ситуациям, в которых ведется наблюдение. Здесь ограничения вводятся в отношении времени, пространства, вида деятельности, круга общения и т. д. Наконец, могут быть формализованы результаты наблюдения, если они получены на репрезентативной выборке и проведено их шкалирование (уровневое, нормативное и др.). При этом появляется возможность соотносить с имеющимися шкалами результаты вновь проводимых наблюдений.

Программа наблюдения

Вся изложенная выше информация о наблюдении оказывается необходимой при разработке программы наблюдения, в соответствии с которой осуществляется конкретная процедура наблюдения. Программа наблюдения составляется с учетом требований, которые необходимо выполнить для проведения наблюдения и при обработке его результатов, а именно:

а) сформулировать и записать цель наблюдения и предмет наблюдения (исследования);

б) определить объекты, которые будут фиксироваться при наблюдении, и все их выписать, убедившись, что есть возможность через них познать наблюдаемый психологический феномен;

в) определить и описать ситуации, в которых будет проводиться наблюдение;

г) установить временные рамки наблюдения и составить его график;

д) определить форму регистрации наблюдаемых объектов (или вид записи) и оценить возможность сопоставления наблюдаемых фактов, полученных в разное время или в разных ситуациях, возможно, разными наблюдателями;

е) разработать или заготовить (если уже есть готовые формы) бланки регистрации наблюдаемого явления, если имеется такая необходимость.

 

ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ
№ процессов Содержание процедуры Цель
Определить задачу и цель наблюдения Для чего, с какой целью?
Выбрать объект, предмет и ситуацию Что наблюдать?
Выбрать способ наблюдения: — менее влияющий на исследование объекта; - наиболее эффективный Как наблюдать?
Выбрать способ регистрации Как вести запись?
Полученную информацию обработать и объяснить Каков результат?

 



2015-12-06 2911 Обсуждений (0)
Неформализованное наблюдение 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Неформализованное наблюдение

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2911)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)