Структура доказательства
Лекция 2 Коммуникативные качества речи Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков и слогов то же, что выбитый глаз или зуб
Константин Сергеевич Станиславский Фактическая и смысловая точность речи Логичность речи Понятность речи Лексическое богатство русского языка Фактическая и смысловая точность речи Поскольку общение занимает в нашей жизни важное место, то многое в ней зависит от наших коммуникативных знаний, умений, навыков, то есть от нашей коммуникативной компетенции. Именно от уровня коммуникативной компетенции человека, от умения человека правильно общаться, часто зависят его успехи в профессиональной деятельности и личной жизни. Существует древняя восточная легенда о том, как выбор слова определил судьбу человека. Один правитель велел звездочету предсказать будущее. Долго изучал звездочет звездное небо, а затем сказал: «О, досточтимый правитель! Нескоро умрут твои родители, затем умрут твои братья и сестры, но позже всех умрешь ты сам». Предсказание не понравилось правителю, и он приказал отрубить звездочету голову. Через некоторое время во дворец был приглашен другой звездочет. Он долго изучал звездное небо, а затем сказал: «О, досточтимый правитель! Вот что рассказали звезды о твоей судьбе. Очень долго будут жить твои родители, еще дольше будут жить твои братья и сестры, но дольше всех будешь жить ты сам». Это предсказание пришлось по душе правителю, и он щедро наградил звездочета. В этой легенде оба звездочета предсказали одно и то же, но выразили это по-разному: один говорил о смерти, другой – о жизни. Выбор слов определил судьбу предсказателей. Особенно важным умение правильно общаться становится в современном обществе, в котором роль информационных процессов настолько усилилась, что многие философы называют его «информационным» обществом. Естественно, каждый человек хочет, чтобы его общение было эффективным, чтобы его всегда понимали правильно. Но, к сожалению, это не всегда удается. В таком случае мы имеем дело с коммуникативной неудачей. Причины коммуникативной неудачи могут быть самыми разными: незнание правил общения, неточная формулировка своих мыслей, недостаточное владение родным языком и т.д. Процесс коммуникации строится на спонтанно развивающемся общении, т.е. на эвристической деятельности человека. Спонтанная речь подчинена смыслообразованию, т.е. образованию новых связей слов по смыслу, и выбор их обусловлен не только правилами языка, но и сугубо психологическими аспектами речи: например, тем, что уже сказано к данному моменту говорящим, тем, как это понято слушающим, и что ещё предстоит сказать в следующем отрезке коммуникации. Реализация смыслов в речи представляет собой эвристический аспект речемыслительной деятельности коммуникантов. То, как интерпретируют участники общения предмет мысли речи, какие из возможных признаков ему приписывают, в известном смысле принадлежит только данной ситуации общения. Другому участнику коммуникации, чтобы понять речь партнера по общению, необходимо извлечь эти смыслы, т.е. приравнять языковые знаки приблизительно к тем же контекстуальным значениям, которые были отобраны для него говорящим. Успех правильного отождествления смыслов также зависит не только от знания языка, но и от многих факторов, в частности от объема знаний и опыта общения в данной сфере, от того, как конкретно развертывается ситуация. Точные операции отбора контекстуальных значений и отождествления смыслов высказываний продвигают общение вперёд. Проявлением успеха в общении является установление взаимопонимания. Для обеспечения взаимопонимания человек должен говорить текст, учитывая особенности собеседника. Кроме того, человек должен уметь слушать собеседника, т. е. расшифровывать смысл речи. Смысловое значение лежит в основе понимания речи. Смысл рассматривается учёными как ответ на поставленный вопрос. Понять высказывание – значит понять исходный вопрос, на которое оно отвечает (о чем говорится?). То высказывание, которое не отвечает на вопрос лишено для нас смысла. Вопросы делятся на несколько типов: 1. Информативный – требует воспроизведения прочитанного и обращен к памяти человека. 2. Проблемный – требует осмысления прочитанного, применения знаний в новых условиях. 3. По значению выделяются вопросы, выявляющие компетентность говорящего. 4. По значению выделяются вопросы, уточняющие позицию говорящего. 5. По значению выделяются вопросы, ведущие к договоренности.
Логичность речи Речь должна соответствовать правилам логики. Следует учитывать то, что любое высказывание – это законченная мысль, которая по содержанию состоит из тезиса и аргумента. Тезисом называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением: "В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой". В свою очередь, тезис представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения, и потому имеющую в качестве предмета речи одно понятие или образ. Требования к тезису Тезис представляет собой по возможности простое, завершенное, полное, двусоставное предложение. Тезис должен быть кратким и легко воспроизводимым. Поэтому предложение, содержащее тезис, распространяется умеренно. Тезис должен быть понятным как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке тезиса следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением. Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Поэтому при его формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов. Тезис должен быть интересным и актуальным. Поэтому ритор, формулируя тезис, стремится привлечь к нему внимание и интерес аудитории. Формулировка тезиса должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны. Тезис следует формулировать таким образом, чтобы он мог быть раскрыт исчерпывающим образом. Тезис должен быть обильным - содержать такие ключевые слова, которые позволяют полностью раскрыть и обосновать мысль, положенную в ее основу. Аргументация - система целесообразных средств выражения замысла речи и его обоснования в форме, приемлемой и убедительной для аудитории. Строение аргументации основано на общепринятых моделях и правилах, которые позволяют представить замысел в форме, приемлемой для аудитории, то есть объединить мысли ритора и аудитории, достичь согласия аудитории с доводами и ее присоединения к предложениям ритора. Аргументация может быть рассмотрена с точки зрения характера и состояния проблемы, задач и техники убеждения, с точки зрения состояния и динамики аудитории. С точки зрения состояния проблемы аргументация подразделяется на эпидейктическую (показательную), судебную (судительную) и совещательную. Это разделение видов аргументации основано на отношении предмета речи ко времени и на последовательности решения проблемы. Структура доказательства. В структуру доказательства входят: тезис, аргументы и демонстрация (пример). Тезис — суждение, истинность которого обосновывается. Пример. В речи нашего обвинителя тезис — “Поджог совершил. И.”. Пример. В математическом доказательстве тезисом является доказываемая теорема. Аргументы, или доводы — суждения, с помощью которых обосновывается тезис. Пример. В речи нашего обвинителя аргументы — это крайние правые суждения: “Алиби установлено родственниками или друзьями”, “П. в командировке” и т.п. Пример. В аксиоматической системе типа геометрии Евклида аргументы — это аксиомы. Аргументы, используемые в доказательствах, бывают следующих видов: 1. Установленные общие положения. К числу этих аргументов относятся: — философские принципы; — принципы рассматриваемой области науки; — правила нравственности; — нормы права. 2. Суждения, принимаемые в качестве очевидных. К их числу относятся: — аксиомы научной теории; — знания о психологии человека, зафиксированные, например, в пословицах, изречениях и т.п.; — в юридической практике — презумпции, например, презумпция невиновности. Пример. Французский философ и математик Рене Декарт (1596—1650) решил в основание своей системы положить очевидное, истинное, несомненное суждение, из которого можно было бы дедуктивно вывести все остальные положения системы. В поисках такого суждения он предложил подвергнуть все возможные суждения сомнению и посмотреть, не найдется ли чего-либо несомненного. Он перебрал все возможные суждения и нашел, что во всех них можно усомниться. Казалось бы, его предприятие ждал полный провал. Однако он превратил поражение в победу. Можно усомниться решительно во всем, кроме того, что ты в этом “всем” сомневаешься. Следовательно, суждение “Я сомневаюсь” будет очевидно истинным. Так, он нашел последний аргумент в своей системе очевидно истинное суждение. Далее, он установил, что если я сомневаюсь, то я мыслю. А уже из этого получил свое знаменитое утверждение “Cogito, ergo sum” — “Я мыслю, следовательно, я существую”. 3. Удостоверенные суждения о фактах. — в науке — это данные наблюдения и эксперимента; — в юридических доказательствах — проверенные показания свидетелей или протокол осмотра места преступления. Демонстрация — это логическая связь между аргументами и тезисом. Пример. В рассмотренной схеме речи обвинителя демонстрация — это способы перехода от крайних правых суждений к суждениям, расположенным левее, и, в конце концов, к тезису. Виды демонстрации совпадают с основными видами умозаключений: дедуктивными, индуктивными и по аналогии. Аристотель в “Риторике” замечает: “Все ораторы излагают свои доводы, или приводя примеры, или строя энтимемы”. Учитывая, что энтимемы — это сокращенные дедуктивные умозаключения, а примеры это индукция и аналогия, различаются три вида демонстрации: 1) дедуктивная; 2) индуктивная; 3) по аналогии. Мы рассматривали эти виды демонстрации в соответствующих разделах темы “Умозаключение”. Все рассмотренные виды умозаключений превращаются в соответствующие виды демонстрации, если от их посылок потребовать, чтобы они были истинными.
Понятность речи Чтобы речь выстроить в понятное утверждение, необходимо знать принципы логико-семантического членения предложения и типы связи предложений в тексте. Тема – рема - смысловое членение предложения. Тема– это известное всем, знакомое. Рема – новая информация, информационный центр, ради чего написана та или иная фраза в тексте.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (460)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |