Шаг 1 Формирование набора матриц парных сравнений
Тема 2 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 Цель :Изучение технологии обработки результатов экспертных опросов. Стандартный инструментарий MS Excel, к сожалению, не позволяет рассчитывать значения стандартизированных рангов. Для упрощения расчетов может быть использован макрос, написанный на языке Visual Basic for Applications, позволяющий создать новую функцию St_rang. Рассмотрим процесс разработки динамической модели, позволяющей реализовать весь алгоритм расчетов методом экспертных оценок.
Шаг 1 Формирование набора матриц парных сравнений
1. Создайте новый документ MS Excel 2. Сформировать набор матриц парных сравнений в количестве равном числу экспертов. Исходная форма матрицы представлена на рисунке:
Рисунок 1.51 – Форма матрицы
Для автоматизации расчетов необходимо ее заполнить формулами. Для этого рекомендуется выполнить следующую последовательность действий:
- в ячейку с адресом С4 ввести функцию:
=ЕСЛИ(D3=0;2;ЕСЛИ(D3=2;0;ЕСЛИ(D3=1;1)))
Теперь при вводе в ячейку с адресом D3 значения «2» в ячейке С4 будет выводиться значение «0», как и предполагает принцип парных сравнений; при вводе в ячейку D3 значения «0» в ячейке С4 будет выведено значение «2»; ввод единицы приведет к появлению такого же значения в соответствующей ячейке левой нижней диагонали.
- Аналогичные формулы необходимо ввести в остальные ячейки левой нижней области матрицы парных сравнений.
С5: =ЕСЛИ(E3=0;2;ЕСЛИ(E3=2;0;ЕСЛИ(E3=1;1))) С6: =ЕСЛИ(F3=0;2;ЕСЛИ(F3=2;0;ЕСЛИ(F3=1;1))) С7: =ЕСЛИ(G3=0;2;ЕСЛИ(G3=2;0;ЕСЛИ(G3=1;1)))
D5: =ЕСЛИ(E4=0;2;ЕСЛИ(E4=2;0;ЕСЛИ(E4=1;1))) D6: =ЕСЛИ(F4=0;2;ЕСЛИ(F4=2;0;ЕСЛИ(F4=1;1))) D7: =ЕСЛИ(G4=0;2;ЕСЛИ(G4=2;0;ЕСЛИ(G4=1;1)))
E6: =ЕСЛИ(F5=0;2;ЕСЛИ(F5=2;0;ЕСЛИ(F5=1;1))) Е7: =ЕСЛИ(G5=0;2;ЕСЛИ(G5=2;0;ЕСЛИ(G5=1;1)))
F7: =ЕСЛИ(G6=0;2;ЕСЛИ(G6=2;0;ЕСЛИ(G6=1;1)))
Ввод указанных формул обеспечит автоматическое заполнение левой нижней части матрицы парных сравнений при вводе экспертных оценок в соответствующие ячейки правой верхней части матрицы.
- Для заполнения диапазона Н3:Н7 рекомендуется использовать функцию =СУММА(ссылка), указав ссылку на диапазон ячеек соответствующей строки.
Рисунок 1.52 – Расчет рангов (шаг 1)
- Для заполнения столбца I рекомендуется использовать встроенную функцию MS Excel РАНГ, имеющую следующий синтаксис:
=РАНГ(число; ссылка; порядок)
«Число» — это ссылка на ячейку диапазона, содержащую число, для которого определяется ранг. «Ссылка» — это ссылка на диапазон ячеек, содержащий список чисел. «Порядок» — аргумент, определяющий способ ранжирования. Может принимать два значения: 0 и 1. Если значение аргумента «порядок» будет установлено равным «0» или опущено, то ранг равный 1 будет присвоен объекту с наибольшей суммой баллов; если значение аргумента «порядок» будет установлено равным «1», то первый ранг получит объект с наименьшей суммой баллов. Наиболее распространенный подход к ранжированию предполагает присвоение первого ранга объекту с наибольшей суммой баллов. В ячейку I3 введем следующую формулу: I3: =РАНГ(H3;$H$3:$H$7;0) Далее рекомендуется растянуть введенную формулу на диапазон ячеек I3:I7. В результате выполнения всех описанных действий получим готовую матрицу парных сравнений: Рисунок 1.53 – Расчет рангов (шаг 2) Количество матриц парных сравнений на листе MS Excel равно числу членов экспертной группы. Последующие матрицы парных сравнений формируются путем копирования исходной матрицы с пустым диапазоном ячеек в верхнем правом углу. В диапазон ячеек с рангами перед копированием матриц следует изменить абсолютные ссылки на относительные, нажав функциональную кнопку F4.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (731)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |