Классификация информации
РАЗДЕЛ 1. ЛЕКЦИЯ 1. Информатика и информация. Понятие информатики Термин «информатика» (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает «информационная автоматика». Этот термин введён во Франции в середине 60-х годов XX века, когда началось широкое использование вычислительной техники. Тогда в англоязычных странах вошёл в употребление термин «Computer Science», что означает буквально «компьютерная наука», для обозначения науки о преобразовании информации, которая базируется на использовании вычислительной техники. Теперь эти термины являются синонимами. Информатика — это комплексная, техническая наука, которая изучает и систематизирует законы и приемы создания, сохранения, воспроизведения, получения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними. Предмет информатики как науки составляют: – аппаратное обеспечение средств вычислительной техники; – программное обеспечение средств вычислительной техники; – средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения; – средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами. Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом. Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами — интерфейсом пользователя. Основной задачей информатики как науки - это систематизация приёмов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. В информатике можно выделить три части: Hardware (устройства ЭВМ), Software (программные средства), Brainware(алгоритмы и теоретические методы решения задач на ЭВМ). Программное обеспечение - это совокупность всех программ, используемых компьютерами, а также вся область деятельности по их созданию и применению. К программным средствам относятся операционные системы, интегрированные оболочки, системы программирования и проектирования программных продуктов, различные прикладные пакеты, такие, как текстовые и графические редакторы, бухгалтерские и издательские системы и т. д. Алгоритмы - это правила, предписывающие выполнение последовательностей действий, приводящих к решению задачи. Нельзя приступить к программированию, не разработав предварительно алгоритм решения задачи.
Рис. 1 Структура информатики
Понятие информации. Термин информация происходит от латинского слова informatio – разъяснение, изложение. Первоначальное значение этого термина – «сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом». В середине ХХ века термин «информация» превратился в общенаучное понятие, означающее обмен сведениями между людьми, между человеком и автоматом, между автоматами, а также обмен сигналами в животном и растительном мире. Информация - это совокупность сведений (данных), которые воспринимаются из окружающей среды (источник информации), передаются в окружающую среду (получатель информации) или остаются внутри определенной системы.
Рис. 2. Схема взаимосвязи основных понятий информации. Источник информации - это элемент окружающего мира, сведения о котором являются объектом преобразования. Сигнал - материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса её от источника к потребителю. Потребитель информации - это элемент окружающего мира, который использует информацию. Например: сообщение, содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника - специалиста-метеоролога посредством канала связи - телевизионной передающей аппаратуры и телевизора. Классификация информации Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам. 1) По способам восприятия Для человека информация подразделяется на виды в зависимости от типа воспринимающих её рецепторов. 1. Визуальная — воспринимаемая органами зрения; 2. Аудиальная —воспринимаемая органами слуха; 3. Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами; 4. Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами; 5. Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами. 2) По форме представления информация делится на следующие виды: 1. Текстовая— передаваемая в виде символов; 2. Числовая — в виде цифр и знаков; 3. Графическая — в виде изображений, событий, предметов, графиков. 4. Звуковая — устная или в виде записи передача лексем (слово, выражение, оборот речи) языка аудиальным путём. 3) По предназначению 1. Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума (обыденная, общественно-политическая, эстетическая). 2. Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация (научная, техническая, управленческая, производственная). 3. Личная — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции (наши знания, умения, интуиция). Свойства информации Как и всякий объект, информация обладает свойствами. С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и т. д.
1. Объективность. Информация, которая отражает явления или объекты материального мира и не зависит от методов её фиксации, чьего-либо мнения, суждения является объективной. Например, сообщение «На улице тепло» несёт субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения. Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как, преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта. 2. Достоверность.Информация, отражающая истинное положение дел и помогающая принять нам правильное решение является достоверной. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестает отражать истинное положение дел. Информация, которая может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений является недостоверной. Недостоверной информация может быть по следующим причинам: · преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства; · искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации. 3. Полнота. Информацию можно назвать полной, если её достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Избыточный набор также затрудняет доступ к нужным данным, создает повышенный информационный шум, что также вызывает необходимость дополнительных методов (фильтрация, сортировка). И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения. 4.Точность информации определяется степенью её близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. д. 5. Адекватность - это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться на основе неполных или недостоверных данных. 6. Доступность - это возможность получения информации при необходимости. Доступность складывается из двух составляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного даёт неадекватную информацию. 7. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна. Устаревшая информация может приводить к ошибочным результатам. Например, программа телепередач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих телезрителей на следующей неделе. Понятие об информации мы уже рассмотрели. Теперь остановимся на рассмотрении таких понятий как данные и информационные процессы. Данные – это составная часть информации, представляющая собой зарегистрированные сигналы. Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах. Информационные процессы - это процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации (т. е. действия, выполняемые с информацией). Т. е. это процессы, в ходе которых изменяется содержание информации или форма её представления. Во время информационного процесса данные преобразовываются из одного вида в другой с помощью методов. Основные методы обработки данных: · Сбор (ввод) данных - накопление данных с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений; · Формализация данных - приведение данных поступающих из разных источников, к одинаковой форме, для повышения их доступности; · Фильтрация данных - устранение лишних данных, в которых нет необходимости для повышения достоверности и адекватности; · Сортировка данных - упорядочивание данных по заданному признаку с целью удобства использования; · Архивация данных – организация хранения данных в удобной и доступной форме; · Защита данных - комплекс мер, направленных на предотвращение потерь, воспроизведения и модификации данных; · Транспортировка данных - прием и передача данных между участниками информационного процесса. Источник данных принято называть сервером, а потребителя - клиентом; · Преобразование данных - перевод данных из одной формы в другую, или из одной структуры в другую, или изменение типа носителя.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (398)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |