Понятие инвестиций. Основные этапы инвестиционного проекта
В условиях рыночной экономики важнейшим условием устойчивого развития предприятия является эффективность инвестиционной деятельности. Инвестиции – это вложения капитала в развитие предприятия, мероприятия по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности или выпуск ценных бумаг в целях получения экономического результата. Инвестиционная деятельность имеет ряд специфических особенностей: - разделение во времени вложения капитала и получение результата; - наличие альтернативных вариантов вложения капитала; - дефицит необходимых ресурсов, в первую очередь финансовых; - невозможность ограничения инвестиционной деятельности рамками предприятия, так как возникает необходимость привлечения сторонних организаций, цели которых не всегда совпадают с целями предприятия. Поэтому необходимо принятие решений по вопросу вложения капитала. Процедура принятия решения предполагает оценку и выбор варианта, в наибольшей степени удовлетворяющего принятым критериям. В соответствии с общепринятой практикой инвестиционная деятельность организуется в проектной форме. Инвестиционный проект – это комплексный план создания или модернизации производства в целях получения экономической выгоды. Период разработки и реализации инвестиционного проекта называется инвестиционным циклом и состоит из трех стадий: прединвестиционной, инвестиционной, производственной. На прединвестиционной стадии изучаются возможные варианты реализации проекта, определяются прогнозные оценки затрат, рыночного спроса на продукцию, различных видов эффектов, а также проводятся технико-экономические исследования, связанные с качеством, технологическим уровнем и т.п. Параллельно решаются организационные проблемы: уточняются сроки, определяется круг участников проекта, источники финансирования и т.п. заканчивается эта стадия составлением программы финансирования и разработкой бизнес-плана. Важнейшим разделом бизнес-плана является экономическое обоснование, смысл которого – предоставление информации в виде, позволяющем инвестору сделать вывод (заключение) о целесообразности или нецелесообразности осуществления инвестиций. На инвестиционной стадии окончательно отбираются организации, участвующие в проекте, - подрядчики и поставщики, готовится соответствующая правовая и проектная документация, определяется система управления проектом. В случае нового строительства создается дирекция будущего строительства, а на действующем предприятии назначается управляющий проектом. Проводится строительство, монтаж и наладка оборудования. Напроизводственной стадии осуществляется эксплуатация объекта. Реализация инвестиционного проекта может быть представлена двумя взаимосвязанными экономическими процессами: инвестированием и получением доходов от вложенных средств.
Все стадии вместе составляют расчетный период, охватывающий инвестиционный процесс, процесс производства, в ходе которого получают доход, и процесс ликвидации проекта. Расчетный период – это период времени, в течении которого инвестор вкладывает средства и возвращает их с выгодой для себя в случае неблагоприятной ситуации. Продолжительность расчетного периода определяется исходя из периода конкурентоспособности данной технологии или продукции. Экономическое обоснование включает: 1. экономическую оценку, характеризующую экономический потенциал проекта, т.е. возможность сохранения и прироста капитала; 2. финансовую оценку, характеризующую возможность получения прибыли участниками проекта. В первом случае расчет проводится без учета налогов и прочих перечислений в бюджет. В основу оценок эффективности инвестиционных проектов положены следующие основные принципы: - рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (расчетного периода) – от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта; - сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта); - положительность и максимум эффекта. Для того чтобы проект был признан эффективным с точки зрения инвестора, необходимо, чтобы эффект реализации был положительным; при сравнении альтернативных вариантов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением эффекта; - учет предстоящих затрат и поступлений, связанных только с разработкой и реализацией проекта (этот принцип принято называть проектным подходом); - проведение сравнения «с проектом» и «без проекта» в течение расчетного периода; - учет в затратах потребности в оборотных средствах, необходимых для функционирования производственных фондов; - многоэтапность оценки. Эффективность проекта на различных стадиях его подготовки и реализации определяется заново с различной глубиной проработки.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта необходимо использовать следующую информацию: - развернутый во времени процесс создания или моделирования предприятия (распределение во времени капитальных вложений); - источники финансирования проекта; - развернутый во времени процесс освоения производства; - цену на продукцию (тарифы на электроэнергию и тепло); - структуру инвестиционных затрат и издержек; - стоимость (цену) капитала. Экономическая оценка эффективности инвестиционных проектов заключается в сопоставлении капитальных затрат по всем источникам финансирования, эксплуатационных издержек и прочих затрат с поступлением денежных средств, которые будут иметь место при реализации производимой продукции. Причем на стадии технико-экономических исследований оценивается экономическая эффективность объектов в целом и выбирается лучший вариант. После составления программы финансирования проводятся повторные расчеты с учетом источников финансирования. Из нескольких вариантов финансирования выбирается лучший вариант и оформляется в виде бизнес-плана. Бизнес-план содержит план маркетинга и производственную программу, на основе которых разрабатываются финансово-экономическое обоснование проекта и финансовый план. На практике применяются два подхода к оценке экономической эффективности: первый – упрощенный, без учета фактора времени и второй – с учетом фактора времени, что позволяет учесть неравноценность доходов и расходов, относящихся к разным периодам времени.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |