Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подходы к определению понятий «лидерство», «коммуникация», «коммуникативная компетентность»



2015-12-06 1358 Обсуждений (0)
Подходы к определению понятий «лидерство», «коммуникация», «коммуникативная компетентность» 0.00 из 5.00 0 оценок




ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

Лидер (от англ. leader -- ведущий, первый, идущий впереди) - лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Подходы к лидерству

Поведенческий подход

Согласно поведенческому подходу к лидерству его эффективность зависит не от личных качеств лидера, а, прежде всего, от его манеры поведения и отношений с подчиненными.

Поведенческий подход стал основой для классификации стилей лидерства или моделей поведения, сделавшей серьезный вклад в понимание сложностей лидерства.

В социально - психологической литературе существует также классификация типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:

· авторитарный;

· демократический;

· нейтральный (либеральный).

Для лидера авторитарного типа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес к неформальному человеческому аспекту отношений. Для либерального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

Поведенческий подход сильно продвинул развитие теории лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении лидера, благодаря которому он может побудить людей к достижению организационных целей, но он имел один серьезный недостаток: в его основе лежала предпосылка о существовании одного наилучшего стиля лидерства. К поведенческому подходу относится теория Х и У МакГрегора, теория лидерства Курта Левина.

Ситуационный подход

В соответствии с ситуационным подходом управление есть ответ на воздействие обстоятельств, которые в настоящее время или в будущем существенно влияют на положение организации. Предполагается, что руководитель должен правильно понимать ситуацию, факторы, ее определяющие, индивидуальное и групповое поведение людей; быть знаком со стилями и методами управления, вероятными последствиями их применения, уметь выбрать наиболее подходящие приемы (в том числе минимизирующие побочные эффекты), дающие максимальный результат.

Ситуационный подход может быть проиллюстрирован на примере действий пожарных, которые в зависимости оттого, что горит, применяют различные способы тушения огня: воду, углекислоту, песок, встречный огненный вал и т. п.

Понятно, что реализация ситуационного подхода требует от менеджеров глубоких знаний, умения быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, организовывать подчиненных.

Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

К ситуационному подходу относится подход Митчела и Хауса «путь-цель». Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. Обсуждая этот подход, профессор Хаус отмечает, что руководитель может повлиять на подчиненных, «увеличивая личную выгоду достижения подчиненными цели данной работы. Он также может сделать путь к этой выгоде более легким, объясняя средства ее достижения, убирая помехи и ловушки и увеличивая возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде». Ниже приведены некоторые приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:

1 Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.

2 Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.

3 Направление усилий подчиненных на достижение цели.

4 Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.

5 Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.

Подход с позиции личных качеств.

Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

1. Ум или интеллектуальные способности.

2. Господство или преобладание над другими.

3. Уверенность в себе.

4. Активность и энергичность.

5. Знание дела.

Харизматический подход

Харизма является формой влияния на других посредством личностной привлекательности, вызывающей поддержку и признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями. Как источник лидерской власти харизма относится к власти примера, связанной со способностью руководителя влиять на подчиненных в силу своих личных качеств и стиля руководства. Харизма дает руководителю преимущества эффективнее оказывать свое влияние на подчиненных. Многие считают, что получение харизмы связано со способностью лидера находить своих обожателей и почитателей и даже менять их состав в зависимости от ситуации. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, умения свести видение решения проблемы до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Трансакционный подход

Основная идея в том, что взаимодействие между лидером и последователем строится как бы на трансакции «вы – организации, организация – вам» или «вы – вкладываете, и тогда вы – получаете». Корни этого лидерства - в экономическом подходе и рациональности нашего поведения. Очень предсказуемо и хорошо управляемо, и потому ведет к запланированным результатам.

· Лидер осознает связь между усилиями людей и их вознаграждением, аппелируя к экономической рациональности людей.

· Лидер отвечает на сформулированные запросы. Он ориентирован на решение насущных задач.

· Лидер полагается на принятые подходы в вознаграждении, стимулировании, наказании, санкции, формы контроля и успешно применяет их.

· Лидер мотивирует последователей ставить достижимые цели и обещает вознаграждение за их достижение.

· Сила лидерства определяется уровнем власти и полномочий, доступными данному лидеру.

Коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь. - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми.

Под термином «коммуникация» понимают как систему, в рамках которой осуществляется обмен информацией, так и процесс обмена информацией, и способы взаимодействия, с помощью которых создается, передается и принимается информация. Роберт Т. Крейг выделил шесть подходов к теории коммуникации:
  1. риторическая теория коммуникации изучает коммуникацию как искусство разговора,
  2. семиотическая теория коммуникации занимается коммуникацией как взаимодействием посредством систем знаков,
  3. феноменологическая теория коммуникации изучает способы организации общения (как вербального, так и невербального) между людьми.
  4. кибернетическая теория коммуникации рассматривает коммуникацию как процесс обработки и передачи информации,
  5. социопсихологическая теория коммуникации - как способ взаимодействия и воздействия при помощи психологических знаний на поведение человека, групп людей; общества в целом.
  6. социокультурная теория коммуникации (создание или воссоздание общественного порядка при помощи коммуникации)
Безусловно, это не исчерпывающий список существующих теорий коммуникации – по различным данным имеется около 249 различных теорий коммуникации, и весьма остро стоит вопрос о необходимости систематизации этих теорий, и выделения исследования коммуникации как самостоятельной области знания–науки коммуникологии.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
 

(Не знаю что именно считать подходами к опеределению лидерства, поэтому прочиать еще и это на всякий случай) Единой научной трактовки лидерства к настоящему времени, т. е. спустя столетие весьма интенсивной исследовательской разработки проблемы, все еще не существует.

Последующий анализ базируется на определениях, почерпнутых из фундаментального справочника по лидерству Р. Стогдилла. Вот эти определения, дополненные современным формулировками западных ученых.

Лидерство как центр (средоточие) групповых процессов. Хронологически это наиболее ранняя трактовкалидерства, встречающаяся, однако, как в работах первого десятилетия XX в., так и в более поздних публикациях.Согласно ей, лидер рассматривается как центральная фигура, интегратор групповых процессов и отношений.

Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов. Подобное пониманиелидерства доминировало в литературе 20—30-х годовпрошлого столетия. Для него характерно рассмотрениелидерства как проявления силы личности, как комбинациичерт, дающих личности возможность побуждать других к выполнению поставленной задачи, а лидера – как обладающего наибольшим, сравнительно с другими членами группы, набором желательных черт личности и характера. Интересно, что подход к лидерству как к некоему личностному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и подготовкой управленческого персонала.

Лидерство как искусство добиваться подчинения. Как и в случае предыдущей трактовки, имеется в виду процесс однонаправленного влияния лидера на последователей, в ходе которого используются, однако, преимущественно различные непрямые способы воздействия на людей, чтобы побудить их действовать в нужном направлении. Но при этом, подчеркивает Р.Стогдилл, лидер крайне слабо учитывает потребностичленов группы, а также традиции и нормы последней.

Лидерство как форма убеждения. Это редковстречаемая трактовка лидерства, используемаяпреимущественно исследователями политических исоциальных движений. Они рассматривают убеждении как важный инструмент влияния на ожидания и верованиялюдей в социальной, политической и религиозных сферахжизни общества.

Лидерство как отношение власти. Общая характеристика феномена социальной власти, такова: власть есть форма отношений влияния. Можно сделать вывод, что некоторые лидеры больше, чем другие, стремятся трансформировать любую возможность лидерства в явные властные отношения. В конечном счете это ведет к авторитарным тенденциям в лидерстве.

Лидерство как инструмент достижения цели. Речь в сущностиидет об инструментальной ценности лидерства, имея в видуего роль в достижении целей группы. При таком пониманиилидерство фактически рассматривается как важнейшая групповая функция.Близкая точка зрения в виде функциональной концепции лидерства относит его к действиям членов группы,способствующим достижению групповых целей. Такиедействия могут быть охарактеризованы как групповыефункции. Хотя трактовка лидерства как инструмента достижения групповой цели является вполне оправданной, отнесение всех(или хотя бы большинства) членов группы к числу лидеровпредставляется довольно сомнительным шагом.

Лидерство как ролевая дифференциация. Данная трактовка лидерства предполагает его рассмотрение в качестве аспекта ролевой дифференциации в группе. Ученые считали, что лидерство - роль в системе внутригрупповых отношений, определяемая экс-пектациями (т.е. ожиданиями и требованиями) со стороны лидера и последователей. Причем роль лидера сопряжена с большей ответственностью и обязательствами, нежели роли других членов группы.

Лидерство как процесс порождения структуры. В этой трактовке заключено стремление отдельных исследователей рассматривать лидерство не как пассивное занятие индивидом определенной позиции или приобретение лидерской роли, но как активный процесс созидания и поддержания ролевой структуры в групповом взаимодействии.

Лидерство как действие или поведение. Некоторые исследователи склонны рассматривать лидерство как поведенческий феномен. Так, согласно Дж. Хемфиллу, лидерство - поведение индивида, вовлеченного в управление

групповыми действиями. По мнению одного из ведущих специалистов в обсуждаемой области, Ф. Фидлера, под лидерским поведением обычно понимаются специфические действия, предпринимаемые лидером в ходе управления и координации работы членов его группы.

Лидерство как результат группового взаимодействия. Хотя впервые подобное понимание лидерства было высказано три четверти века назад оно и сегодня остается вполне актуальным, отражающим действительную суть феномена.

Лидерство как осуществление влияния. Это, несомненно, наиболее популярная трактовка лидерства в англоязычной литературе.



2015-12-06 1358 Обсуждений (0)
Подходы к определению понятий «лидерство», «коммуникация», «коммуникативная компетентность» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подходы к определению понятий «лидерство», «коммуникация», «коммуникативная компетентность»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1358)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)