Коммуникативные процессы: сущность и типология
Отличительные признаки от других процессов: o взаимодействие субъектов; o наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму или не иметь ее; o целесообразность или функциональность.
Функции коммуникации o Информационная - передача сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений o Мотивационная – побуждение сотрудников к лучшему исполнению задач o Контрольная – отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и соподчиненности o Экспрессивная способствует выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности Виды коммуникации o Вербальная и невербальная коммуникация. o Межличностная коммуникация. o Коммуникация в малых группах. o Массовая коммуникация. К вербальным коммуникациям относиться человеческая речь, устная и письменная. Современный человек произносит за день до 30 тыс. слов. Доказано, что на невербальные коммуникации приходиться 65 % информации о человеке, тогда как на вербальную только 35 %! По силе воздействия на язык приходиться 7% влияния, на голос – 38 %. Существует взаимосвязь между вербальными и невербальными средствами коммуникации, причем они взаимно дополняют и усиливают друг друга. o Это явление называется конгруэнтностью - т.е. согласованностью. Невербальная коммуникация имеет 9 каналов: 1. Кинесику (движение тела) 2. Вокалику (голос) 3. Физические характеристики тела 4. Касание (хаптика) 5. Проксемику (положение в пространстве) 6. Хрономику (время) 7. Артефакты (одежда, украшения) 8. Ольфактика (запах) 9. Эстетика (музыка, цвет) Необходимо учитывать, что невербальные коммуникации –«коммуникации без слов» - контролировать значительно сложнее, чем речевой процесс, поскольку они контролируются нашим подсознанием и большинство движений совершается нами неосознанно. Модели коммуникации. Коммуникация в организациях – это сложный и динамичный процесс. Он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В зависимости от этого и различаются модели коммуникации. Коммуникация как действие. Ее модель представлена на рис. 13.2. В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя информации, который их расшифровывает или интерпретирует. Модель также включает звук, который влияет на процесс. Модель, представленная на рис. 13.2, первоначально применялась к электронной коммуникации, однако использовалась также для описания коммуникации между людьми. Коммуникация рассматривалась как односторонний процесс. В этой модели нет места для обратной связи. Коммуникация как взаимодействие. Введение элемента обратной связи ознаменовало переход ко второму типу модели – коммуникации как взаимодействия (рис, 13.3). Данная модель неоднократно критиковалась за неточность. Более поздние модели были разработаны таким образом, чтобы отражать весь процесс и динамику коммуникаций между людьми. Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более полными, поскольку отражают коммуникацию как процесс (рис. 13.4). Наиболее важное отличие состоит в том, что процесс коммуникации больше не рассматривается как линейный или циркулярный. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источника, и получателя информации. Развитие этой модели отражает трансформацию представлений о коммуникации: от линейной модели до модели процесса с акцентом на внутренние и внешние факторы. Рис. 13.2. Модель коммуникации как действия
Рис. 13.3. Модель коммуникации как взаимодействия Существуют различные модели коммуникации, содержащие различное количество цепочек, ключевых моментов. Наиболее часто рассматриваемыми являются: 1. Линейная модель включающая пять элементов: · Кто ? (коммуникатор передает сообщение) · Что? (передается сообщение) · Как? (осуществляется передача) · Кому? (направлено сообщение) · С каким эффектом? (сообщение доставлено). Предложенна американским математиком Клодом Шенноном. Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности. В дальнейшем она была расширена понятием обратной связи. 2. Функциональная модель Р. Якобсона. В модели коммуникации участвуют адресант и адресат. От первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. 3. Процессуальная модель - модель коммуникации, которая рассматривает коммуникацию как процесс передачи сообщений. Основным вопросом процессуальной школы является то, каким путем коммуникатор и реципиент кодируют и декодируют информацию, какие каналы и средства при этом используются. Эта школа считает, что коммуникация - это процесс влияния одного индивида на поведение или эмоциональное состояние другого. Если это влияние меньше, или отличается от того, что планировалось заранее, то произошел коммуникационный сбой. В дальнейшем, рассматриваются последовательно все стадии процесса с целью выявления, локализации и возможного исправления этого сбоя. 4. Семиотическая модель включающая в себя следующие элементы: 1. Сигнал; 2. Источник сообщения; 3. Отправитель сообщения; 4. Приемник сообщения; 5. Адресат сообщения; 6. Сообщение; 7. Канал коммуникации; 8. Шум; 9. Код. Рассматривает коммуникацию как процесс производства и изменения смысла.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1599)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |