Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ



2015-12-06 2641 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 4.67 из 5.00 3 оценки




Организм ребенка отличается от организма взрослого осо­бенностями строения и функций отдельных органов и систем. Это:

1. анатомо-физиологические особенности (отличия в структуре и функционировании органов и систем);

2. более слабая, чем у взрослых, приспособительная способность к неблагоприятным факторам среды;

3. интенсивный рост и развитие детей;

4. неравномерность процессов роста и развития как отдельных органов и систем, так и организма в целом.

Характерными особенностями организма детей и подростков являются:незавершенность развития; пластичность; большая подверженность влиянию различных факторов.

Главная особенность организма ребенка — это состояние непре­рывного роста и развития. Постоянно происходят количе­ственные (рост) и качественные (развитие) изменения. Коли­чественные изменения, постепенно нарастая, переходят в качественные. В этом заключается единство и взаимосвязь роста и развития.

Развитиерастущего организма подчиняется определенным закономерностям, которые находят свое отражение в морфоло­гических и функциональных особенностях, присущих различ­ным возрастным периодам. Ребенок рождается с определенны­ми унаследованными биологическими свойствами, которые являются основой для дальнейшего физического и психическо­го развития организма. Уже с первых месяцев жизни определя­ющим фактором, влияющим на ход этого развития, является окружающая среда. В отдельные возрастные периоды рост и раз­витие органов и систем протекают неравномерно (гетерохронно).

Биологическая надежность систем организма ребенка в целом (несмотря на слабость и неразвитость отдельных конкретных систем организма ребенка, суммарное их функционирование) направлено на обеспечение максимальной адаптации к условиям внешней среды.

Особенности роста и развития детского организма обус­ловлены также половыми различиями. Отмечается наличие так называемых критических периодов развития, когда орга­низм наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействи­ям. К ним относятся:

• периоды новорожденности;

• время первого прикорма;

• переход на новые виды пищи;

• начало самостоятельной ходьбы;

• возраст 6—7 лет;

• период полового созревания: 12—13 лет (девочки), 14—15 лет (мальчики).

 

Период полового созревания наступает неодновре­менно: у девочек раньше, у мальчиков позже. Половые различия проявляются не только в темпах роста и развития, но и в деятель­ности нервной, эндокринной и других систем организма, они определяют разницу между мальчиками и девочками в поведе­нии, интересах.

В индивидуальном развитии ребенка (онтогенезе) выделяют 7 периодов созревания:

1. Период новорожденности – 1 - 10 дней.

2. Грудной период – 10 дней - 1год.

3. Раннее детство – 1 - 3 лет.

4. Первое детство – 4 - 7 лет.

5. Второе детство –

мальчики – 8 - 12 лет.

девочки – 8 - 11 лет.

6. Подростковый период –

половые различия роста и развития
мальчики – 13 - 16 лет.

девочки – 12 - 15 лет.

7. Юношеский период –

юноши – 17 - 21 год.

девушки – 16 - 20 лет.

Чтобы правильно организоватьмедицинское наблюдение за детьми и подростками, за учебно-воспитательным процессом, необходимо разделить отдельные возрастные периоды, в преде­лах которых рост, развитие, физиологические особенности орга­низма тождественны, а реакция факторов относительно одно­типна (возрастная периодизация).

В гигиене детей и подростков целесообразным считается деление на возрастные периоды с учетом совокупности анатомо-физиологических осо­бенностей организма и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды:

• преддошкольный возраст — до 3 лет;

• дошкольный возраст — 3—6(7) лет;

• младший школьный возраст — (6)7—10 лет;

• средний школьный возраст — 11—14 лет;

• старший — подростковый возраст — 15—18 лет.

 

Подобное деление на возрастные группы в основном не про­тиворечит биологическому. Исключение составляет только под­ростковый возраст, к которому при данной группировке относят­ся дети с 15, а не с 12—13 лет, так как именно с этого возраста допускается систематическая трудовая деятельность и проводит­ся профессиональное обучение; на подростков 15—18 лет рас­пространяются определенные трудовые льготы.

Каждый из названных возрастных периодов характеризуется своими специфическими, морфологическими и физиологичес­кими особенностями. Возрастной морфологией и физиологией установлены закономерности роста и развития детей и подрост­ков, которые относятся к развитию как организма в целом, так и отдельных его систем. Чем моложе детский организм, тем более интенсивно протекают процессы роста и развития



2015-12-06 2641 Обсуждений (0)
ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: ОСОБЕННОСТЯМИ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2641)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)