Закономерности и принципы менеджмента
Закономерности менеджмента выражают наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые в свою очередь отражают относительно устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации. К числу важнейших закономерностей менеджмента следует отнести: 1. развитие теории и практики менеджмента в соответствии с трансформацией форм и методов организации экономики 2. влияние состояния внешней среды в выборе и формировании системы управления организацией 3. соответствие социального содержания управления формам собственности на имущество организации 4. соотносительность управляющей и управляемой подсистемы 5. использование преимущественно сознательного управления 6. концентрация и динамичное изменение функций управления в организации 7. оптимизация (рационализация) уровней управления организацией 8. рациональное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа. Принципы менеджмента, сформулированные А. Файолем Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. - Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ. Где даются полномочия - там возникает ответственность. - Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками, она также предполагает справедливо применяемые санкции. - Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. - Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. - Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании. - Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать плату за свою службу. - Централизация. Централизация является естественным порядком вещей. Должна быть правильная пропорция между централизацией и децентрализацией. - Скалярная цепь. Скалярная цепь - это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, кончая руководителем низового звена. - Порядок. Место для всего, и все на своем месте. - Справедливость. Справедливость - это сочетание доброты и правосудия. - Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. - Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. - Корпоративный дух. Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала. Файоль внес много в практику. Разработал принцип построения структур управления и выделил 6 видов управленческой деятельности. -техническую – коммерческую –финансовую, – защитную – бухгалтерскую – административную. Принципы определяющие научный подход к менеджменту
1. Принцип организационного оформления функционального и полномочного разделения управленческой деятельности. 2. Принцип сочетания формального и неформального управления. 3. принцип делегирования полномочий. Способствует созданию наилучших условий профессионального решения поблем, разгрузке линейных менеджеров, развитию инициативы, повышению ответственности. 4. принцип интеграции процессов управления. Заключается в регулировании меры участия, выравнивании нагрузки, оптимизации связей, эффективном использовании ресурсов, достижения синергического эффекта совместной деятельности. 5. принцип мотивации деятельности. 6. принцип участия в управлении. Создает атмосферу демократизма, доверия, позволяет использовать коллективный разум, понять интересы. 7. принцип развития. Управление всегда должно быть ориентировано на развитие, которое определяет стратегический характер управления, его целеустремленность и перспективность. 8. принцип научности и искусства управления. Требует разработки и реализации практической концепции управления, построенной на основе исследований, использования научного инструментария. 9. принцип динамичности и адаптивности системы управления. Эти качества определяются как организацией управления, так и характеристиками персонала. 10. принцип экономии времени в процессах управления. Функции управления. - это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, объективно необходимые для реализации целей системы управления. Пять общих функций управления: • планирование, организация , мотивация, контроль, координация. Функции Планирование и организации. Планирование - это, важнейшая функция процесса управления, представляющая собой процесс разработки плана, определяющего то, что нужно сделать (достичь) и какими методами, сообразуясь со временем и пространством. Функция планирования призвана ответить на следующие вопросы: - где мы находимся в настоящее время? Менеджеры должны оценить сильные и слабые стороны организации в основных ее областях (финансы, персонал, маркетинг.) - куда мы хотим двигаться? Менеджеры должны, оценивая возможности и угрозы в окружающей организацию среде, определить, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению; -как мы собираемся сделать это? Менеджеры решают, Планирование можно классифицировать по признакам: - по срокам; комплексное обеспечение выполнения планов; обеспечение устойчивости функционирования и развития организации; Организация задачи: - деление организации на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий; - формирование организационной структуры организации, налаживание взаимодействия ее элементов; - создание условий для формирования определенной организационной культуры организации; - организация выполнения принятых решений; - текущая организация производственного, торгового и иных процессов; обеспечение деятельности организации всеми видами ресурсов. 14.Основными условиями рациональной организации управленческих процессов являются: • пропорциональность; непрерывность; наличие целей; эластичность действий; устойчивость; разделение труд. кооперация труда; соблюдение норм управляемости; делегирование обязанностей и полномочий; параллельность; прямоточность (информационных потоков); ритмичность; Важное условие рациональной организации управления -делегирование менеджером полномочий подчиненным, которые будут принимать решения в порученных им областях.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (450)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |