вопрос. Связь психологии развития с другими научными дисциплинами
Литература 1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с. 2. Психология развития/ под. Ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2001. – 352 с. 3. Лекция 1 Тема: «Введение в курс Психология развития»
Вопросы: 1. Определение, объект, предмет и задачи психологии развития; 2. Связь психологии развития с другими научными дисциплинами
Вопрос. Определение, объект, предмет и задачи психологии развития.
Важным аспектом в работах ученых разных психологических школ и направлений становится изучение тех изменений, которые происходят в содержании и структуре психики в различные возрастные периоды, как меняются психические функции по мере взросления. Оцениваются изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики в течение всей жизни. Психология развития — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития человека, возрастную динамику его психики. Объект изучения психологии развития — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Предмет психологии развития — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Выделены следующие разделы психологии развития: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология). Теоретические задачи психологии развития: 1. изучение движущих сил, источников и механизмов 2. периодизация психического развития в онтогенезе; 3. изучение возрастных особенностей и закономерностей 4. установление возрастных возможностей, особенностей, 5. исследование возрастного развития личности, в том Практические задачи психологии развития: 1. определение возрастных норм психических функций, 2. создание службы систематического контроля за ходом 3. возрастная и клиническая диагностика; 4. выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека; 5. наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том
Функции психологии развития (по: Сапогова Е.Е., 2001): 1. Описание развития - предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний). 2. Объяснение развития («почему это произошло?») - предполагает выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и 3. Прогноз развития («к чему это приведет?») - основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами. Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом, 4. Коррекция развития — управление им через изменение
Итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции становится модель или теория развития. Теории развития: Все теории развития Ю.Н. Карандашев предлагает делить на два больших класса: обыденные (предтеории) и научные (непротиворечивые, связные, простые системы правил, порождающие модель объекта на основе его эмпирического образа). Е.Е. Сапогова (по критериям: системность и эмпиричность) предлагает следующую классификацию теорий развития: 1. обыденные теории развития (нет ни системности, ни эмпиричности); 2. традиционные теории развития (нет системности, но 3. модели развития (есть системность, но нет эмпиричности); 4. современные теории развития (есть системность и эмпиричность).
Подробнее на понятии «развитие» и теориях развития мы остановимся с Вами на следующих занятиях.
вопрос. Связь психологии развития с другими научными дисциплинами.
1. Возрастная психология и общая психология. Возрастная 2. Возрастная психология и педагогическая психология. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком. 3. Возрастная психология и социальная психология. Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии. 4. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и связанна с возрастной психологией по линии детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены. Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. Главными областями научного знания, на которые опирается возрастная психология являются философия и естествознание.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (591)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |