Классификация по признаку структурированности задач
При создании ИС неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным (однозначным) – математическим или алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многомзависит эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решений на основе получаемой информации. Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе решения задачи. Это и определяет степень автоматизации задачи. Различают три типа задач, для которых создаются ИС: · структурированные (формализуемые); · неструктурированные (неформализуемые); · частично структурированные.
В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Подобные задачи обычно приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю. Подобные системы называются автоматическими. Примером подобной задачи может служить задача расчета заработной платы, которая и была автоматизирована одной из первых. Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь автоматизации невелики. Решение в подобных случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. Пример: если попытаться формализовать взаимоотношения в студенческой группе, то вряд ли это будет возможно, так как для данной задачи существен психологический и социальный факторы. В практике работы любой организации или фирмы существует сравнительно немного полностью структурированных или совершенно неструктурированных задач. О большинстве задач можно сказать, что известна лишь часть их элементов и связей между ними. Такие задачи называются частично структурированными(см. Рис. 6). Пример: требуется принять решение по устранению ситуации, когда потребность в трудовых ресурсах для выполнения в срок одной из работ комплекса превышает их наличие. Пути решения этой задачи могут быть разными, например: · выделение дополнительного финансирования на увеличение численности работающих; · перенесение срока окончания работ на более позднюю дату. В этих условиях можно создать автоматизированную ИС, просчитывающую все возможные варианты на основе получаемой информации, и предлагающую альтернативы решения проблемы, которые анализируются человеком. Он будет в подобной системе играть определяющую роль, т.к. человек принимает окончательное решение. ИС, создающие управленческие отчеты (управленческие системы), обеспечивают информационную поддержку пользователю, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в подобной ИС должны обеспечивать следующие возможности: · составление комбинаций данных, получаемых из различных источников; · быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных; · управление данными с использованием возможностей СУБД; · логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения; · автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
Рисунок 6. Типы информационных систем, используемых для решения частично структурированных задач.
Модельные ИС предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему информацию путем диалога с моделью в процессе ее исследования. Основными функциями модельной ИС являются: · возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решения основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы…», «что будет, если…», анализ чувствительности и т.п. · достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования; · оперативная подготовка и корректировка входных параметров и ограничений модели; · возможность графического отображения динамики модели; · возможность объяснения пользователю необходимых шагов формирования и работы модели. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на 2-х уровнях: 1. экспертная система первого уровня исходит из концепции «типовых управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классамуправленческих решений, т.е. некоторому набору типовых альтернатив. Для реализации экспертной поддержки создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив; 2.если возникшая ситуация не ассоциируется ни с одной из альтернатив, экспертные системы второго уровня генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил их преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (743)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |