Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕНТНЫХ ПРОГРАММ



2015-12-06 915 Обсуждений (0)
ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕНТНЫХ ПРОГРАММ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Ассортиментная политика и планирование ассортимента

Сущность планирования, формирования и управления ассор­тиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевре­менно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя профилю его производственной деятельности, полно­стью удовлетворяли требованиям определенных категорий покупа­телей. Набор товаров, предлагаемых организацией-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.

Номенклатура — перечень наименований товаров и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в Общесоюз­ном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действу­ющем на территории СНГ.

Товары делятся на ассортиментные группы (типы) в соответ­ствии с функциональными особенностями, качеством, ценой.

Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновид­ностей или марок), которые образуют низшую ступень классифика­ции.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общно­сти потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Ассортиментная политика организации связана с общей ры­ночной стратегией, и в рамках этой стратегии осуществляется фор­мирование и совершенствование состава и структуры ассортимента выпускаемого товара. Хорошо организованная и продуманная ассор­тиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс

обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства организации своего рода указателем общей направленности действий.

Важным элементом ассортиментной политики является своев­ременное внесение в товар изменений для повышения его потреби­тельной ценности или расширения круга его возможных потребите­лей (модернизация или модификация товара). Другой стратегический подход, направленный на сохранение или даже увеличение доли рын­ка, состоит в создании и введении на рынок новых товаров взамен ис­черпавших свой жизненный цикл без существенных изменений в тех­нологических процессах, характерных для данной организации. Такая политика рассчитана на определенный сегмент рынка, сформировав­шийся круг покупателей, которые обрели доверие к торговой марке организации.

Совершенствование ассортимента фактически сводится к проведению работ в следующих направлениях:

—разработка принципиально новой продукции, отличающей­ся от продукции конкурентов существенной новизной, защищенной
патентами;

—разработка продукции с улучшенными характеристиками
относительно ранее выпускаемой;

—разработка новых видов использования ранее выпускаемой
продукции за счет ее модернизации или дополнительных приспо­соблений;

—сокращение ассортимента выпускаемой продукции или сня­тия с производства продукции, не пользующейся спросом.

Решения, касающиеся изменения ассортимента, связаны с фор­мированием производственной программы. В части формирования ассортимента производственную программу можно характеризовать следующим множеством показателей:

ПП = F (Н, А, Ni, S, ПМ, R)(1)

где F — объем продаж;

Н — номенклатура изделий организации;

А — ассортимент;

Ni — количество единиц товаров каждого наименования по всем пози­циям номенклатуры и ассортимента;

S —объем продаж;

ПМ — производственная мощность организации;

R — производственные ресурсы.

При формировании программы необходим компромисс между разноплановыми интересами. Для производителя с точки зрения себестоимости в программу должно входить меньшее число продук­тов. Для расширения программы требуется частая переналадка производства, возможно, переход от специализированного к многоцеле­вому оборудованию. Несомненно, что большое число продуктов оз­начает малые серии, высокую штучную себестоимость, большие склад­ские запасы в снабжении и сбыте, большую нагрузку на аппарат управления. На практике формировать производственную програм­му значительно труднее, чем ассортимент, так как эти решения зави­сят от возможностей производства.

При разработке ассортиментной политики необходимо опреде­лить, какие товары должны производиться в течение следующего планового периода и в каком количестве, нужно ли начинать выве­дение нового товара на рынок и когда необходимо остановить произ­водство и снять товар с рынка, как распределить мощности органи­зации, чтобы достичь роста и использовать имеющиеся рыночные шансы. Новые товары должны вводиться своевременно, чтобы за счет их успеха можно было возместить спад сбыта других товаров.

Планирование ассортимента товаров — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начи­ная с момента зарождения замысла о его создании и завершая изъя­тием из товарной программы. Оценка и пересмотр всего ассортимен­та, планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга.

Важным условием успеха планирования ассортимента являет­ся систематический контроль за поведением товара на рынке, за его жизненным циклом. Только при таком условии будет получена пол­ная и достоверная информация, позволяющая принимать верные решения.

Таким образом, планированию и формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной политики, дающей научное обоснование и практически выполнимое представление о перспектив­ном ассортименте организации, его оптимальном варианте, опирающемся на прогнозные данные относительно характера будущего спроса и по­тенциальных возможностей удовлетворять предполагаемый спрос.

Целевая направленность и искусство планирования проявля­ются в воплощении реальных и потенциальных возможностей орга­низации в определенное соотношение товаров, удовлетворяющих потребности покупателей на высоком уровне и позволяющих полу­чить достаточную прибыль.

Типичный цикл планирования ассортимента и реализации его в коммерчески успешные товары включает в качестве исходного момента предварительную оценку замысла, за которым следует раз­работка спецификаций, основанных на требованиях потребителя, создание опытных образцов, проверку возможностей массового про­изводства, рыночный тест товара в целях выявления его конкурен­тоспособности, соответствия требованиям рынка и прибыльности.

2. Анализ выполнения планов по номенклатуре и ассортименту выпускаемых товаров

Необходимым элементом аналитической работы в организации является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассор­тименту.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска товаров по основ­ным видам, включенным в номенклатуру.

Оценку выполнения плана по ассортименту можно проводить разными способами. Наиболее простым является способ наименьшего процента. При его применении определяется процент выполнения пла­на только по тем позициям ассортимента, по которым фактическое количество меньше запланированного. Наиболее распространенным способом оценки является исчисление среднего процента. Суть это­го способа заключается в том, что в выполнение плана по ассор­тименту включаются фактические данные в пределах плана:

 

Пасс = (ΣVф / ΣVпл) / 100% (2)

где Пасс — выполнение плана по ассортименту, %;

Vф — фактический объем производства товаров i-го вида в пределах пла­на, тыс. руб.;

Vплплановый объем производства товаров i-го вида.

Объем производства товаров, выпущенные сверх плана или не предусмотренных планом, в расчет выполнения плана не принима­ются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам товаров.

При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отража­ется фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпу­щенных изделий в натуральном выражении или по количеству на­именований.

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (не­достатки в системе организации и управления производством, пло­хое техническое состояние оборудования и пр.).



2015-12-06 915 Обсуждений (0)
ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕНТНЫХ ПРОГРАММ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АССОРТИМЕНТНЫХ ПРОГРАММ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (915)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)