Основы проектирования магазинов
Сеть магазинов будет развиваться в перспективе за счет строительства преимущественно отдельно стоящих торговых зданий, в которых имеется возможность для рациональной организации торгового и технологического процессов и эффективного использования торговой площади и оборудования, а также за счет реконструкции и технического перевооружения действующих магазинов. Это отвечает требованиям ускорения технического прогресса в торговле. Одновременно получит развитие сеть небольших встроенно-пристроенных магазинов по продаже товаров повседневного спроса, максимально приближенных к покупателям, особенно в районах новостроек. Перспективные направления развития сети магазинов основаны на принципиально новых, повышенных требованиях к их проектированию, а также к финансированию строительно-монтажных и проектных работ. Повышению качества проектов способствует разработка их на конкурсной основе. Проекты торговых зданий и помещений магазинов, размещенных на первых этажах жилых домов, могут, быть типовыми и индивидуальными. Типовое проектирование — основное направление в строительстве продовольственных магазинов. Оно обеспечивает возможность многократного использования проектной документации, снижает стоимость проектных работ. Типовые проекты разрабатываются в соответствии с классификацией магазинов. Индивидуальные проекты разрабатываются, как правило, для крупных универсальных магазинов. В настоящее время большое внимание уделяется разработке типовых и индивидуальных проектов предприятий торговли из легких металлических конструкций. Их применение дает возможность снижать расходы на строительство и ускорять его, строить облегченные здания торговых предприятий. Все это позволит в значительной степени интенсифицировать развитие торговой сети, что особенно важно для новых микрорайонов. При строительстве магазинов по типовым проектам торговая организация должна выбрать проект, представить проектной организации заказ на его привязку к земельному участку, а также все сведения, необходимые для выполнения проектных работ. С индивидуальным проектированием магазинов торговым организациям приходится чаще встречаться при реконструкции действующих магазинов и проектировании магазинов в помещениях, ранее не использовавшихся для торговли. Сложные сооружения для торговли проектируются в две стадии. Первая — разработка, согласование и утверждение технического проекта и вторая — разработка рабочих чертежей. Простые объекты могут проектироваться в одну стадию путем разработки технорабочего проекта. Проектные организации представляют на экспертизу варианты объемно-планировочных и технологических решений проекта с основными технико-экономическими показателями. По проектной документации, разрабатываемой в одну стадию, проводится экспертиза основных положений рабочего проекта. Проведение такой экспертизы позволяет выбрать оптимальный вариант проекта, а также выявить недостатки, устранить которые на этой стадии значительно проще, чем вносить исправления в законченный рабочий проект. По результатам экспертизы в проектно-сметную документацию вносят изменения. Основанием для разработкитехнического проекта служит утвержденное задание на проектирование. Такое задание торговая организация разрабатывает самостоятельно или с участием проектной организации. Задание должно содержать все требования заказчика к проектируемому магазину. Основными из них являются: товарный профиль магазина, размер его торговой площади с разбивкой по группам товаров, планируемые формы продажи по каждой группе товаров, основные требования к архитектурно-планировочному решению, механизации трудоемких процессов, основные источники обеспечения магазина теплом, газом, электроэнергией, водой, канализацией, геодезические данные об участке застройки. В состав технического проекта входят: • архитектурно-строительная часть, в которой даются архитектурно-планировочное, конструктивное и инженерное решения проектируемого к строительству здания магазина, планы этажей и разрезы здания, спецификация оборудования; • смета и технико-экономические показатели, которые включают расчеты стоимости строительно-монтажных работ и оборудования, стоимость одного квадратного и одного кубического метра здания, эффективность капитальных вложений; • иллюстративный материал — планшеты с фасадом здания, с интерьером торгового зала; • пояснительная записка, в которой дается обоснование принятых решений по всем разделам технического проекта. Все решения, принятые в техническом проекте, согласуют с заказчиком и всеми службами города (санитарно-эпидемиологической, водоканализационной, энергетической, пожарной, инспектором по охране труда и др.), после чего проект утверждается. В соответствии с согласованным и утвержденным техническим проектом проектная организация разрабатывает рабочие чертежи, необходимые организации, которая будет вести строительство. Технорабочий проект разрабатывается для магазинов, строительство которых проводится по типовым или повторно применяемым проектам. В технорабочем проекте имеются только те чертежи и расчетные данные, которые отсутствуют в типовом. В составе технорабочего проекта предусматривают также отраслевые требования научной организации труда. Технорабочий проект до его утверждения также проходит согласование со всеми заинтересованными организациями. В процессе разработки проекта определяют размер как общей площади магазина, так и отдельных его помещений. При выполнении всех расчетов руководствуются строительными нормами и правилами, утвержденными для магазинов. Исходной базой для расчета размеров всех помещений является торговая площадь магазина. Размер торговой площади магазина и ее распределение между группами товаров и дополнительными видами обслуживания рассчитываются на основе планируемого для магазина объема товарооборота, размера товарооборота на один квадратный метр торговой площади, достигнутого аналогичными по товарному профилю передовыми магазинами. Размеры помещений для хранения и подготовки товаров к продаже рассчитывают по каждой группе товаров на основе размера отведенной для нее торговой площади. Подсобные, служебные и бытовые помещения рассчитывают, исходя из общей торговой площади магазина. Проектировать как вновь строящиеся, так и реконструируемые магазины необходимо с учетом рациональных схем движения товаров, повышения уровня механизации труда, развития эффективных форм продажи товаров, использования достижений науки и техники. Чтобы повысить пропускную способность действующих магазинов, необходимы: • рациональная специализация торговых предприятий в центральных районах городов, где преобладают небольшие по размеру магазины; • освобождение магазинов от фасовки товаров, её централизация в промышленности и на складах оптовых предприятий; • переход на доставку и продажу товаров с использованием тары-оборудования и организацией хранения части страховых запасов в торговом зале в этом оборудовании; • объединение и укрупнение кладовых по товарам, не требующим создания специального режима хранения; • сокращение общего объема хранящегося в магазинах запаса товаров путем развития сети подсортировочных складов и совершенствования их работы. Перечисленные мероприятия позволяют увеличить торговую площадь магазинов и их пропускную способность за счет сокращения площадей, используемых для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. Повысить пропускную способность магазинов можно также, сократив время пребывания покупателей в магазине. Это достигается рациональным размещением и выкладкой товаров в торговом зале, четко организованной информацией о размещении товаров, их цене, увеличением количества работающих узлов расчета, особенно в часы наиболее интенсивного потока покупателей, а также оснащением узлов расчета современными кассовыми машинами.
3. организация КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕМОНТА ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ Строительство предприятий оптовой и розничной торговли ведется хозяйственным и подрядным способами. При хозяйственном способе строительство ведется силами и средствами самих застройщиков (организаций или предприятий). Этот способ наиболее часто применяется при реконструкции действующих предприятий, выполнении ремонтных работ, а также при возведении небольших объектов. С этой целью хозяйственные организации и предприятия создают строительные участки или бригады, обеспечивают их строительной техникой, закупают строительные материалы. При подрядном способе заказчик (организация или предприятие) заключает договор строительного подряда со строительными и строительно-монтажными организациями, выступающими в роли генерального подрядчика. Таким способом осуществляется основная доля строительно-монтажных работ. Он удобен для заказчика, так как строительные и строительно-монтажные организации оснащены необходимой строительной техникой и располагают квалифицированными кадрами, что позволяет производить -строительные работы качественно и в установленные сроки. Генеральный подрядчик может привлекать для выполнения соответствующих работ специальные монтажные организации в качестве субподрядчиков. В этом случае между генеральной подрядной организацией и субподрядчиком заключается договор на выполнение субподрядных работ. Началу работ по строительству и реконструкции предприятий торговли должно предшествовать проведение заказчиком организационно-технической подготовки, включающей в себя: утверждение проектно-сметной документации; заключение договора со строительной организацией; получение разрешения архитектурно-строительного контроля на производство работ; утверждение проекта организации строительства и проекта производства работ; оформление финансирования в банке; получение ордера отдела подземных сооружений на производство земляных работ на строительной площадке. Строительная организация выполняет все работы в объеме и сроки, предусмотренные договором строительного подряда, и сдает работы заказчику в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию объекта. Заказчик осуществляет контроль и технический надзор за соответствием объема, стоимости и качества выполняемых работ проектно-сметной документации в период строительства. Авторский надзор на протяжении всего строительства объекта и сдачи его в эксплуатацию должна осуществлять проектная организация за счет средств, предусмотренных в смете на строительство. Законченные строительством или реконструированные объекты должны быть приняты в эксплуатацию приемочной комиссией в соответствии с установленным порядком. Приемка осуществляется в два этапа: предварительная — рабочей комиссией и окончательная — приемочной комиссией. Рабочая комиссия создается заказчиком в установленный договором срок после получения от генерального подрядчика письменного извещения о готовности объекта. В состав комиссии входят представители заказчика (застройщика), генерального подрядчика и субподрядных организаций, профсоюзной организации заказчика, проектной организации, органов государственного санитарного и пожарного надзора. В обязанности рабочей комиссии входит: знакомство с предъявленной документацией, проверка готовности отдельных зданий и сооружений, готовности технологического оборудования к приемке в эксплуатацию, а также проверка соответствия выполненных строительно-монтажных работ проектно-сметной документации. Особое внимание должно быть уделено качеству работ. Все выявленные дефекты и недоделки заносят в дефектную ведомость, устанавливают срок устранения указанных недостатков. Результаты работы рабочей комиссии оформляют актом установленной формы. В состав приемочной комиссии включают представителей застройщика (заказчика), генерального подрядчика, проектной организации, технической инспекции профсоюзов, органов государственного санитарного и пожарного надзора. В ее обязанности входит: проверить документы, предъявленные застройщиком и подрядчиком; осмотреть объект; подвести итоги приемки и сделать окончательные выводы с готовности объекта к эксплуатации. По результатам работы приемочной комиссии составляют акт о приемке объекта в эксплуатацию, в котором дают оценку качества строительства. Одним из направлений развития и совершенствования материально-технической базы торговли является реконструкция предприятий торговли. Реконструкция позволяет в короткие сроки осуществить совершенствование действующих предприятий: повысить их технический уровень, улучшить условия труда работников, повысить уровень обслуживания населения и т. д. На реконструкцию торгового предприятия должна быть разработана проектно-сметная документация. При этом руководствуются СНиП, которые распространяются как на новое строительство, так и на реконструкцию зданий и сооружений. Нормальное функционирование предприятий торговли в течение длительного времени невозможно без своевременного проведения ремонта зданий и сооружений. Он позволяет поддерживать или восстанавливать их первоначальные эксплуатационные качества. Ремонт может быть текущим или капитальным. Текущий ремонт предусматривает своевременное проведение профилактических мероприятий и устранение мелких повреждений и неисправностей. Так, в соответствии с санитарными правилами текущий ремонт предприятий продовольственной торговли (побелка, покраска помещений, оборудования и др.) должен производиться не реже одного раза в год и по мере необходимости. Работы по текущему ремонту производственных зданий и сооружений проводятся за счет эксплуатационных расходов организации или предприятия. Капитальный ремонт включает работы, в процессе которых изношенные конструкции и детали зданий и сооружений заменяют новыми. Одновременно можно проводить работы по перепланировке помещений, замене системы отопления, устройству лифтов, улучшению бытовых условий. Если капитальный ремонт связан с заменой некоторых конструкций зданий или сооружений, то такие работы должны осуществляться только на основе проектно-сметной документации. Работы по капитальному ремонту зданий и сооружений должны проводиться в плановом порядке один раз в 5-20 лет (в зависимости от капитальности зданий и условий их эксплуатации).
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (320)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |